Правовое положение государственного служащего

Правовое положение государственного служащего (500 руб.)

План

1.     Введение. 

2.     Основные права гражданского служащего. 

3.     Основные обязанности государственного служащего. 

4.     Ограничения, связанные с государственной службой. 

5.     Запреты, связанные с гражданской службой. 

6.     Требования к служебному поведению гражданского служащего. 

7.     Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе. 

8.     Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение 

От личного состава государственных органов во многом зависит  эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях. Четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности – это одна из многочисленных задач законодательства о государственной службе.

Правовое положение государственного служащего закреплено в Федеральном Законе “Об основах государственной службы в РФ” и других нормативных актах. Находящиеся на государственной службе граждане, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых правоотношениях, имеют особый правовой статус, в состав которого входят права и обязанности, регулируемые нормами административного, трудового и других отраслей законодательства. Административные права и обязанности необходимы государственному служащему для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности. Они реализуются и исполняются преимущественно в отношениях с третьими лицами. Трудовые – закрепляются за государственным служащим как наемным работником, реализуются и выполняются в отношениях между ним и работодателем внутри государственного органа.

Комплекс служебных прав и обязанностей государственных служащих устанавливается в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе. Эти права и обязанности делятся на общие для всех и специальные, обладание которыми зависит от занимаемой должности. “Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных прав и обязанностей служащего”.

Слово «статус» происходит от латинского слова status, что означает состояние. В настоящее время чаще всего это понятие означает «совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственного органа или международной организации».

Правовой статус – это признанная конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц.

Правовой статус государственных служащих – комплексный институт, объединяющий их правовое состояние как граждан, т.е. как частных лиц, с правовым положением их как лиц, осуществляющих или обеспечивающих осуществление публичной власти государства в обществе и в этом смысле являющихся лицами публично-правового статуса.

1.                Основные права гражданского служащего 

В статье 15 N 79-ФЗ закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Р Ф» закреплены следующие общего характера служебные права государственных служащих.

В соответствующих статьях законов (РФ – статья 15) предусматриваются права, общие для всех государственных служащих. Они могут быть поделены на две группы. Первая группа:

·                   обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

·                   ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы.

·                   отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

·                   оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; *14.1.4)

·                   получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа.

Вторую группу составляют служебные права, сопутствующие статусу государственных служащих. Это права:

·                    доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

·                    доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

·                   ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

·                   защиту сведений о гражданском служащем;

·                   должностной рост на конкурсной основе;

·                   профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

·                   членство в профессиональном союзе;

·                   рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

·                   проведение по его заявлению служебной проверки; *14.1.14)

·                   защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

·                   медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

·                   государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

·                   государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Понятие статуса государственных служащих включает в себя основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих. Это:

·                   права;

·                   обязанности;

·                   правоограничения;

·                   поощрения;

·                   ответственность;

·                   гарантии;

·                   материальное содержание и компенсации.

Все эти характеристики приведены в соответствующих статьях Федерального закона (статьи 13 – 20).

Первым в числе прав государственного служащего названо ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества труда и условия продвижения по службе (статьи 14 п.1). Особенность данного правомочия состоит в разнообразии источников, определяющих права и обязанности государственных служащих.

В числе таких источников следует назвать:

-должностные инструкции;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-положения о государственном органе (в целом) и его структурных подразделениях;

-уставы государственных органов;

-правила работы с секретными документами;

-правила работы с информационными документами и др.

Еще раз следует подчеркнуть, что из положения статья 15 закона РФ предоставляют государственному служащему право требовать четкого письменного закрепления своих функций, перечисленных в положениях, должностных инструкциях и других правовых документах. Из этих положений также следует, что ему не может быть поручена работа или выполнение заданий, выходящих за пределы служебных полномочий и не предусмотренных вышеназванными документами.

Статья 14 п.11 Закона охватывается также право государственного служащего знать критерии и качества своей работы и условия продвижения по службе. Надо признать, что реализуется это право государственного служащего достаточно трудно.

В статьи 14 п.1 Закона предусматривается также право государственного служащего на организационно – технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей. Имеется ввиду право на безопасные и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку согласно нормативам, установленным действующим законодательством, и с учетом специфических особенностей управленческого труда.

Как известно, современное развитие технических, коммуникативных средств, позволяющих эффективно трудится, чрезвычайно высокое. Исполнение функций органа государственной власти должно соответствовать с материально-технической точки зрения требованиям современности. Конечно, возможности финансирования не всегда позволяют это делать, но стремится к этим условиям надо.

В статьи 14 п. 5 Закона предусматривается право государственного служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В целях реализации этого права государственный служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническим средствами её хранения и обработки, а также иметь возможность применять эти средства в процессе своей служебной деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что данное право означает наличие соответствующей обязанности не только у государственных органов, но и у органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций всех форм собственности.

Следующее право государственного служащего (статьи 11п.4) – на принятие решений и участие в их подготовке. Это значит, что государственный служащий имеет право участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности государственного органа в целом или его подразделений, выступать с обоснованной критикой неправильных действий других государственных служащих или руководителей, вносить соответствующие предложения. Из этого вытекает также обязанность руководителей государственных органов создавать условия для реализации указанного права, обеспечивать гласность и объективность в оценке деятельности государственного органа и его работников.

В следующем пунктах 10-м статьи 14 указаны права государственного служащего, связанные с прохождением им государственной службы:

п.10 – о праве на участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

К сожалению, конкурсы на замещение вакантных государственных должностей пока не проводятся. Положения о конкурсе еще не разработано.

Если говорить о продвижении по службе, то этот вопрос тоже непростой. Нужен, прежде всего, нормативный правовой документ – Положение о порядке продвижения по государственной службе.

Ведь продвижение по службе – характерная черта правового положения именно государственного служащего, ибо на государственную службу поступают для того, чтобы посвятить ей если не всю, то, по крайней мере, наиболее активную часть трудовой жизни. Поэтому государственный служащий и по закону, и по смыслу жизни должен иметь право на продвижение по службе и увеличение денежного содержания.

Следующее право государственного служащего – право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений. Это право служит защите государственного служащего от произвола должностных лиц.

Государственный служащий имеет право изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделать записи и снять копии с документов; потребовать приобщения к делу своих объяснений.

Вместе с тем, он не может потребовать изъятия отдельных документов из своего личного дела.

Право на ознакомление с материалами личного дела является личным правом, поэтому с ним не могут быть ознакомлены, например, родственники государственного служащего и тем более посторонние. Личное дело без согласия государственного служащего не может быть направлено для ознакомления в другое ведомство и т .д.

Однако государственный служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим делом, например, адвоката, представителя профсоюза, другого государственного служащего.

Очень существенное право государственного служащего, установленное Законом, – право на переподготовку и повышение квалификации. Это право очень важно для государственного служащего, так как реализация его учитывается при решении вопросов присвоения классных чинов, продвижения по службе и т.п. Нормативных правовых актов по реализации данного права, к сожалению, не имеется.

Среди социальных прав государственных служащих в статье 14. Права государственных служащих Закон закрепил право на пенсионное обеспечение Статьи 14 п.18 с учетом стажа государственной службы, медицинское страхование Статья 14 п.18.

О праве на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Условия и порядок служебной проверки определяются руководителем государственного органа или структурного подразделения его. Срок расследования, как правило, не должен превышать 30 суток.

Право государственных служащих на объединение в профессиональные союзы. К сожалению, профсоюзные организации в государственных органах республики недостаточно активны и не могут практически защищать права государственных служащих.

2.                Основные обязанности государственного служащего 

Как уже говорилось ранее, в соответствии с Законом о государственной службе государственные служащие подпадают под специальный правовой режим.

Государственный служащий обязан:

1)соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа; *15.1.5)

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; *15.1.7)

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);*15.1.9)

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Закон перечисляет общие для всех государственных служащих служебных обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний.

В действительности законодательство возлагает на них большее число обязанностей. Конкретные обязанности по соответствующим государственным должностям определяются положениями о государственных органах и их структурных подразделениях, а также должностными инструкциями.

В Законе предусматривается обязанности, относящихся к существу служебной деятельности, и – сопутствующие статусу государственных служащих.

При этом некоторые из них настолько очевидны, что не требуют никаких разъяснений. Это, например:

-добросовестно исполнять служебные обязанности;

-поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей и др.

Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (часть дополнительно включена с 1 июля 2007 года Федеральным законом от 12 апреля 2007 года N 48-ФЗ).

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории “руководители” высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом. *15.5)

3.                Ограничения, связанные с государственной службой 

В статье 16 установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями государственной службы.

Их назначение:

-обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;

-установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих;

-создать условия для независимой служебной деятельности;

-и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав.

Запреты имею абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственных служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего.

Установленные правоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах:

-несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности;

-обеспечение дисциплинарного режима на государственной службе.

Следует сказать, что, выдвигая довольно существенные ограничения для государственных служащих, Закон предусматривает в случаях их нарушений лишь одно последствие – увольнение государственного служащего (ст.32). Думается, что это не совсем верно – не предусмотрено никаких мер воспитательного и дисциплинарного воздействия – сразу увольнение.

В новом Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеется 2 статьи по данной проблеме: статья 16., Ограничения, связанные с гражданской службой и статья 17., Запреты, связанные с гражданской службой.

Правда, в статье 16 указаны, в основном, ограничения, связанные с поступлением на государственную службу.

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; *16.1.1)

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; *16.1.2)

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; *16.1.3)

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, – см. предыдущую редакцию); *16.1.4)

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; *16.1.6)

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” (пункт дополнительно включен с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь