Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Max1212

Форма входа

Логин:
Пароль:

"Неолитическая революция": необходимость или случайность

Введение 

Как я успела понять за всё это время, археология – предмет непростой, однако довольно интересный и расширяющий твои знания об истории и культуре. Я всегда относилась скептически к урокам по истории Беларуси, как и любой современный школьник, наверное. Однако археология раскрывает всё с другой стороны. Она делает историю реальней, плюс всегда есть некая загадка и тайна в том, что археологи пытаются найти в каком-либо месте для раскопок. Это немного похоже на поиск клада.

Так или иначе, я перехожу к теме моего эссе по археологии. Выбор тем был довольно обширен, однако впоследствии мне захотелось взять именно эту: «Неолитическая революция: необходимость или случайность». Прочитав материал, действительно задумалась над этим вопросом. Как и учёные, которые также до сих пор расходятся во мнениях по поводу датировки этого события. Единственное, с чем они согласны единолично, это то, что наступление неолитической революции было не одновременным в различных регионах.[1]

Я буду рассматривать «неолитическую революцию» с двух сторон: как необходимость и как случайность, а после всего можно будет проанализировать и придти к единому мнению. Хотя…даже я ещё не знаю, к чему приду, пусть это будет небольшой тайной, ведь я должна соответствовать таинственности археологии…

 

«Неолитическая революция» как необходимость 

Давайте сначала рассмотрим само понятие «неолитическая революция». В 1949 году археолог Гордон Вир Чайлд охарактеризовал переход от присвоения готовых продуктов посредством охоты, рыболовства, собирательства к производству продуктов питания с помощью орудий труда как «неолитическая революция».[2] Многие не поддержали это понятие, так как слово «революция» все мы понимаем как нечто более-менее быстрореализуемое для высоких целей посредством каких-либо жертв. Однако почему же тогда не «эволюция» или «трансформация»? Именно потому, что период «нового каменного века» отличается тем, что люди сделали неимоверный и стремительный прыжок вперёд.

По последним данным, «неолитическая революция» впервые произошла на Среднем Востоке – прим. 9000 тыс. лет до н. э.. В Европе: примерно от 5500 до 5000 тыс. лет до н. э. на Балканах, от 5500 до 4500 тыс. лет до н. э. в Центральной Европе и Западном Средиземноморье. В Китае неолит начин примерно за 5000 тыс. лет до н. э. В Беларуси также примерно за 5000 тыс. лет до н. э.[3]

Вот тут и возникает вопрос из нашей темы: а было ли это необходимостью или же всё-таки случайностью? Как я и обещала, рассмотрим сначала «неолитическую революцию» как необходимость.

Представим себе каменный век: неандертальцы, первые поселенцы, «уже разжигали костры, чтобы обогреться и зажарить мясо, умели строить нечто похожее на жилище, прикрывали тело шкурами, с кремня и костей делали необходимые для работы и охоты вещи. Неандертальцы уже могли понять друг друга с помощью слов, что было особенно необходимо при коллективной охоте».[4] Но постепенно холода стали отходить, а северные олени – распространённое для охоты животное – постепенно удалялись на север. Стало быть, изменилась флора и фауна, природа выглядела примерно как в современном мире. И вот тут-то и появилась эта необходимость выживания в новой среде. А также получение новых ресурсов, как новооткрывшихся, так и старых, но новыми способами добывания. Так люди стали добывать кремень из шахт, лепить посуду из глины. Но что самое главное, люди пересмотрели свои взгляды на охоту и стали использовать некоторых животных для помощи в этом деле. Так появилось постепенно животноводство и земледелие.

Хочу заметить, что в этот период происходит переход человека из царства природы в царство культуры, однако человек по-прежнему остаётся зависимым от окружающего мира. Его потребности в продовольствии постепенно растут, так же, как и население, так как при благоприятных условиях численность населения за 400 лет может возрасти в 250 раз, что как раз и происходит в этот период![5][6] Это, пожалуй, один из, не побоюсь этого слова, самых важных шагов в эволюции человечества, вот почему период неолита так ценен для учёных.

Да, неоспоримо, что «неолитическая революция» была наиважнейшим звеном в истории, однако какой же ценой? Необходимостью для людей стал более интенсивный труд, так как скотоводство и земледелие требовали огромных энергетических затрат, как от женщин, так и от мужчин, которые теперь стали главой общины. Но что же касается самих общин, то тут тоже возникает заминка. Они начинают расслаиваться из-за появления такого тогда ещё нового понятия как «разделения труда», что тоже не является случайностью и приводит к пока ещё маленьким, но первым государствам, так как уже появляются первые люди, наделённые функцией руководства. И конечно, эти руководящие должности впоследствии полностью освободят себя от всякого производственного труда. Да, напоминает уже современность…

Итак, подведём итоги: необходимость неолитической революции была, во-первых, в дальнейшем развитии человечества. Во-вторых, как средство выживания в новых изменившихся условиях. В-третьих, загонная охота привела к исчезновению многих видов животных, поэтому впоследствии человек был вынужден усовершенствовать либо способ охоты, либо орудия для неё. И так появился лук, позволивший охотиться на птиц и мелких животных, а также гарпун, распространивший рыболовство. Кстати, тут есть и минус, ведь смена привычного рациона повлекла за собой и многочисленные болезни, которые потребовали длительной адаптации. Что же касается одежды, то с появлением льна появилось и ткачество, что также является огромной новинкой и прорывом того времени. Ещё хочется отметить именно ирригационную революцию, которая позволила с помощью нанесения на землю ила сохранить людям, можно сказать, жизнь и обеспечив им пропитание и относительно постоянное место жительства.[7]

Теперь мы можем рассматривать «неолитическую революцию» и с другой стороны…

неолитический революция земледелие интенсивность труд

«Неолитическая революция»: а может случайность?

 

Все мы прекрасно понимаем, что данный переворот никто не планировал, просто некоторые обстоятельства заставили людей изменить свой привычный быт и устройство жизни. Если забежать немного вперёд, то именно медь была добыто абсолютно случайно. А что же на счёт огня? Он ведь получился тоже именно таким образом.

Человек когда-то всё попробовал впервые. До чего-то он додумался сам, а что-то случилось неожиданно, но воспользоваться этим получилось с пользой.

Но основным ключом к появлению цивилизации, к истокам которой мы можем отнести «неолитическую революцию», явилось земледелие. Думаю, несколько приведённых ниже теорий помогут нам более чётко определиться со стечением обстоятельств, создавших «неолитическую революцию», случайно или нет.

ü    Первая теория «оазисов», создателем которой был сам Гордон Чайлд. Она опирается на смену климата, которая вынудила людей селиться в оазисах, где и произошло одомашнивание, но эта теория не подтверждена, т. к. ледниковый период наступил раньше.[8] Отнесём эту теорию к случайности.

ü    Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены[9]. Случайность и следствие.

ü    Теория «фиесты». Фиеста была призвана выразить могущество того или иного властителя. Для фиесты требовалось множество запасов продовольствия.[10] Необходимость.

ü    Демографическая теория» была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения не следствие, а причина перехода к земледелию. Так как целью стало выкармливание детей, которых становилось всё больше.[11] Необходимость

ü    Теория «целенаправленной эволюции» рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.[12] Случайность и следствие.

ü    Ещё одна теория, совпадающая с теорией Чайлда: предсказуемый климат очень важен для растениеводства, а поскольку он стал более-менее стабилен, это и дало толчок в этом направлении.[13] Думаю, тут тоже всё понятно – назовём это случайностью.

ü    Гипотеза религиозной революции. Заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни, явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. Согласно Зубову А. Б. археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.[14] Следствие и необходимость.

Мы видим, что причины возникновения «неолитической революции» абсолютно разные, но, как мне кажется, они все сочетают в себе произошедшие события, принудившие что-то измениться, и события, которые создало «проведение свыше». В этом мире нет ничего случайного, однако я верю, что случайности бывают, и называю случайности мелочами. И как известно, из мелочей состоит всё: травинка, животное, человек, земля, мир…

Заключение

 

Ну что же, победила дружба? Я, наконец, отвечаю на вопрос о том, что же такое «неолитическая революция»: необходимость или случайность? Это, скорее, необходимость, смешанная, как я уже говорила выше, со случайностью.

Климатические условия образовывались непредсказуемо, ресурсы открывались неожиданно, инстинкты заставляли выживать в непривычной среде.

Кто-то называет это «божьим проведением», кто-то считает, что иначе и быть не могло, а кто-то ищет причины и истоки тех проблем, которые побудили человечество сделать крутой вираж в сторону эволюции своей же жизни. А нужна ли была эта «неолитическая революция» или нет, тут мы не сможем, пожалуй, никогда дать точный ответ, так как ещё неизвестно, как в будущем назовут период нашей с вами жизни, ведь может случиться что-то совсем неожиданное, что заставит нас изменить полностью свой привычный уклад жизни.

 

 

[1] «Неолитическая революция» и её значение в культуре первобытного общества [online]. [ просмотрено 3 апреля в 15:40]. Доступ через интернет: http://kultby.in/v-kulture-pervobytnogo-ob%C2%ADshhestva/

[2] «Неолитическая революция» и её значение в культуре первобытного общества [online]. [ просмотрено 3 апреля в 16:00]. Доступ через интернет: http://kultby.in/v-kulture-pervobytnogo-ob%C2%ADshhestva/

[3] «Неолитическая революция» и её значение в культуре первобытного общества [online]. [ просмотрено 3 апреля в 16:10]. Доступ через интернет: http://kultby.in/v-kulture-pervobytnogo-ob%C2%ADshhestva/

[4] Каменный век на Беларуси [online]. [ просмотрено 3 апреля в 16:30]. Доступ через интернет: http://www.belhistory.com/siecle_stone.html

[5] Неолитическая революция и её последствия [online]. [ просмотрено 4 апреля в 15:30]. Доступ через интернет: http://protown.ru/information/hide/7130.html

[6] Неолитическая революция [online]. [ просмотрено 4 апреля в 16:00]. Доступ через интернет: http://hist1.narod.ru/Lec/HistScience/HisiSc/3-1.htm

[7] Статья "Неолитическая революция в экниклопедии «Кругосвет» [online]. [ просмотрено 5 апреля в 12:00]. Доступ через интернет:

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NEOLITICHESKAYA_REVOLYUTSIYA.html?page=0,1

[8] Gordon Childe Man Makes Himself. — Oxford university press, 1936. 275 p. (пер. с английского). 103 p.

[9] Neolithic Revolution [online]. [ просмотрено 6 апреля в 13:00]. Доступ через интернет: http://www.scribd.com/doc/33424687/Neolithic-Revolution-37

[10] Hayden Brian Models of Domestication // Transitions to Agriculture in Prehistory / Anne Birgitte Gebauer and T. Douglas Price. — Madison: Prehistory Press, 1992. — P. 11–18.

[11] Binford Lewis R. Post-Pleistocene Adaptations // New Perspectives in Archaeology / Sally R. Binford and Lewis R. Binford. — Chicago: Aldine Publishing Company, 1968. — P. 313–342.

[12] Rindos David The Origins of Agriculture: An Evolutionary Perspective. — Academic Press, 1987.P. 134-136

[13] Wright A Short History of Progress first=Ronald. — Anansi, 2004. P. 211, p. 90-93

[14] ЗУБОВ А. Б. История религиозных идей. Часть 1. Доисторические и внеисторические религии [online]. [

просмотрено 7 апреля в 11:00]. Доступ через интернет: http://medialecture.ru/node/144

 

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса