Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Разработка программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студ

Разработка программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, имеющих специальные медицинские группы (500 руб.)

Оглавление:

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки программ адаптивного физического воспитания для школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы   7

1.1 Принципы организации занятий физическими упражнениями в специальных медицинских группах. 7

1.2 Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. 11

Глава 2. Методические принципы построения занятий по адаптивной физической культуре для студентов и школьников, имеющих специальные медицинские группы   16

2.1 Методические основы проведения занятий по физической культуре для школьников, имеющих специальные медицинские группы.. 16

2.2 Методика проведения занятий в ССУЗе и ВУЗе. 23

Глава 3. Разработка программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, имеющих специальные медицинские группы.. 27

3.1 Методика разделения учащихся на группы здоровья. 27

3.2 Методика проведения уроков физической культуры для детей с ослабленным здоровьем. 31

Заключение. 39

Список литературы: 40

ВВЕДЕНИЕ 

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей.

С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число «зрелых» и «среднезрелых» детей по готовности к обучению (Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В., 2000). Так, по данным С.В. Хрущёва (1994), уже в 1994 году у 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии. Положение на сегодняшний день только ухудшилось.

Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься

 по специальным программам, методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.

Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической организационной и практической реорганизации. Многие учителя общеобразовательных учреждений (ОУ), не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это существенным образом отражается на уровне здоровья ослабленных школьников.

Данные обследований, проведенные Генеральной Прокуратурой Российской Федерации в ряде регионов России, свидетельствуют о том, что только 10% выпускников школ абсолютно здоровы, а остальные 90% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

В ССУЗах и ВУЗах объем изучаемого материала, напряженность умственного труда возрастают изо дня в день. Все это приводит к снижению двигательной активности учащихся.

Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной

деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесшие какое-либо заболевание.

 Они надолго оказываются лишенными активных занятий физкультурой или получают недостаточную нагрузку. Между тем, весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким ученикам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.

В связи с вышеизложенным актуальность темы курсовой работы очевидна.

Целью данной курсовой работы является научное исследование программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, имеющих специальные медицинские группы.

В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

·          Рассмотрены методические основы воспитания здорового образа жизни и проведения занятий физической культурой для детей с ослабленным здоровьем;

·          Проведен анализ методов и средств адаптивного физического воспитания школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы.

·          Приведена методика проведения уроков физической культуры для учащихся и студентов, имеющих специальные медицинские группы.

Объектом исследования выступают система адаптивного физического воспитания школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы.

Предметом исследования является методическое обеспечение проведения занятий физической культурой для учащихся и студентов с ослабленным здоровьем, имеющих специальные медицинские группы

Теоретической и методологической базой курсовой работы являются труды ученых-педагогов по теме исследования, источники периодической печати.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки программ адаптивного физического воспитания для школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы 

1.1 Принципы организации занятий физическими упражнениями в специальных медицинских группах 

Все учащиеся независимо от типа образовательных учреждений (школа, колледж, училище, вуз и др.), прежде чем приступать к занятиям физической культурой, проходят медицинское освидетельствование и по его результатам распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную.  К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, обучающиеся по обычной учебной программе, но имеющие противопоказания к занятиям физической культурой по государственным программам в общих группах.

С учетом медицинских показаний, данных о физическом развитии и физической подготовленности, в специальном учебном отделении принято комплектовать группы учащихся, численность которых не должна превышать 15 — 20 человек, на одного преподавателя. В школе комплектование специальных групп проводится с учетом возраста, характера заболевания, физического развития и функционального состояния учащихся. В зависимости от возраста в одну группу объединяют школьников двух-трех классов: например с 1-го по 3-й; с 4-го по 6-й класс; 7-го и 8-го; 9, 10 и 11-го классов.

Для большей части школьников — группа «А» — занятия физкультурой должны строиться по специальным программам, с учетом характера и степени отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

Меньшая часть школьников — группа «Б» — не в состоянии справиться с физической нагрузкой для специальных медицинских групп и поэтому направляется на занятия ЛФК в поликлинику либо во врачебно-физкультурный диспансер.

Для проведения занятий в одну группу объединяют учащиеся с заболеваниями внутренних органов: сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем; в другую – с нарушениями зрения и функциональными расстройствами нервной системы; в третью — с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (травматология и ортопедия). При малочисленности групп их объединяют.      

В высших и средних специальных учебных заведениях (колледжах, училищах) комплектование происходит иначе. Студенты с более тяжелыми заболеваниями выделяются в отдельную, специальную медицинскую группу.

Специальная медицинская группа создается в тех вузах, где на кафедрах физического воспитания имеются специалисты по лечебной физкультуре и врач. Эта группа комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья.

Группа «А» формируется из студентов с сердечнососудистыми и легочными заболеваниями.

В группу «Б» зачисляются студенты с заболеваниями других внутренних органов (желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы), нарушениями обменных процессов в организме. В, эту же группу можно включить тех, кто имеет нарушения зрения (в основном это миопия, т. с. близорукость, от 5,0 до 7,0 D). Студенты с миопией имеют ограничения в выполнении прыжковых упражнений, упражнений, связанных с сопротивлением и натуживанием.

 К группе «В» можно отнести студентов с выраженными нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, с остаточными явлениями после параличей и парезов, после перенесенных травм верхних и нижних конечностей, с остеохондрозом позвоночника, с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:

·        укрепление здоровья;

·        уменьшение или ликвидация последствий перенесенных заболеваний;

·        устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;

·        содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

·        повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;

·        освоение основных двигательных умений и навыков;

·        формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекция;

·        обучение правильному дыханию.

Занятия со специальными группами в школах проводятся во внеурочное время — 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин.

Занятия по физическому воспитанию в вузах осуществляются в следующих формах.

Учебные занятия — 2 раза в неделю (в сетке учебного расписания) по 2 ч.

Физические упражнения в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы).

Массовые и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Массовые оздоровительные физкультурные мероприятия, проводимые в свободное от занятий время: в выходные дни, в зимние и летние каникулы, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики.

При заболеваниях суставов и периферической нервной системы используются преимущественно упражнения для увеличения подвижности в суставах и укрепления нервно-мышечного аппарата. Учащимся с функциональными заболеваниями нервной системы рекомендуются упражнения на внимание и координацию движений, игры, которые необходимо чередовать с упражнениями на расслабление, и дыхательные упражнения.

Для школьников, имеющих нарушения осанки и сколиозы, следует применять упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и туловища (спины, груди и брюшного пресса), а также для воспитания правильной осанки. Следует широко использовать упражнения в исходных положениях, разгружающих позвоночник, а также висы на гимнастической стенке.

Для повышения эффективности физического воспитания детей специальной медицинской группы необходимо использовать помимо уроков физкультуры дополнительные формы и средства физического воспитания: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры на переменах; крайне полезны прогулки на свежем воздухе, ближний туризм, элементы различных видов спорта (катание на лыжах, плавание и т.п.).

Правильно проводимые занятия заметно улучшают физическую подготовленность, повышают уровень функциональных возможностей организма школьников специальной медицинской группы, что позволяет преподавателю направлять наиболее подготовленных детей к врачу для решения вопроса о переводе в подготовительную группу.

Важным условием грамотного проведения занятий по физкультуре с учащимися специальных групп является обязательный врачебный контроль. Он позволяет следить за состоянием занимающихся школьников и реакцией их организма на физические нагрузки. Преподавателю же необходимо очень внимательно наблюдать за объективными внешними признаками утомления и в зависимости от степени утомления изменять по ходу занятия параметры физической нагрузки — для всей группы либо для отдельных учащихся. 

1.2 Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении 

Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость – это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал – главное условие в обеспечении благоприятных условий. (Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И , 2006).

В качестве одного из базисных понятий, на котором основывается концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Их развитие напрямую зависит от физического состояния ребенка, то есть от его здоровья.

По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов, уровень освещенности в школах значительно занижен, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Причинами также являются завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.

Год от года усовершенствуются и модернизируются различные методики, приемы и стратегии образовательной системы. Вместе с этим увеличивается и умственная нагрузка, так как объем учебного материала и литературы возрастает.

Это является следствием огромного количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения, в итоге возрастает число одночасовых предметов. В связи с этим увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна – что является результатом ухудшения здоровья.

Ни для кого не секрет, что различные экспериментальные программы интенсификация педагогических процессов, чрезмерный напор на профориентационную деятельность негативно отражается не только на физическом, но и на умственном состоянии и развитии детей.

В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий в современной школе. Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка:

1.     Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.

2.     Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам (Сухарев А.Г., 2000).

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.

Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни. Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.

Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания. При выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников. При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возраста, кончая периодом окончания ими учебного заведения. (Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В., 2000).

Физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

·       продолжительность упражнения;

·       интенсивность;

·       продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

·       характер отдыха;

·       число повторений упражнения. (Степанова М.И., 2011).

Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений.

Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся следует, как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста.

При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм занимающихся в целом и на вегетативные функции невелика. Однако на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.

В разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание. Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и подростков происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок. В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем. У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.

Основной задачей физической культуры детей 5-9 классов является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, запрыгивания на скамейку, козла и др.).

В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств. (Смирнов Н.К., 2011).

В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например, в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др.

Глава 2. Методические принципы построения занятий по адаптивной физической культуре для студентов и школьников, имеющих специальные медицинские группы 

2.1 Методические основы проведения занятий по физической культуре для школьников, имеющих специальные медицинские группы 

Эффективное управление процессом обучения на уроках физической культуры требует планирования учебно-воспитательной работы в виде динамической системы конкретных заданий. То есть каждый урок должен решать конкретные, заранее намеченные задачи и представлять собой завершённое целое, логически связанное с предыдущими и последующими занятиями. Это достигается глубоко продуманным планированием учебного процесса. Планирование учебной работы по физической культуре отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы, неоднородностью состава занимающихся и необходимостью, наряду с решениями образовательных и воспитательных задач, целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.

В современных условиях внедрения здоровьесберегающих технологий, физической культуре, как общеобразовательному предмету, жизнь предоставила место в одном ряду с другими учебными дисциплинами. Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок (спортивное мероприятие) фрагмента, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса