Развитие художественной одаренности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-э

Развитие художественной одаренности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-эстетического воспитания  (1000 руб.)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1.         Понятие одарённости и ее виды…………………………………………………….7

1.2.         Художественная одаренность

1.2. Особенности интеллектуальной одаренности дошкольников……………11

1.3. Условия раскрытия детской одаренности…………………………………….20

1.4. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности………….30

Выводы по главе I……………………………………………………………………………36

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ  ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Художественные способности как свойство личности……………………..37

2.2. Способности к изобразительной деятельности…………………………………41

2.3. Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности…………………………………………………………………..46

2.4. Условия раскрытия детской художественно-творческой  одаренности……………………………………………………………………50

Выводы по главе II………………………………………………………………………………..63

ГЛАВА III.  ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1 Диагностика способностей к изобразительной  деятельности детей 5 – 7 лет…………………………………………………………………………………………………………64

3.2 Разработка и апробация программы развития одаренности средствами художественно-эстетического воспитания старших дошкольников…………72

3.3 Анализ работы…………………………………………………………….79

Выводы по главе III……………………………………………………………82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………85

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность темы обусловлена социальными и культурными изменениями, происходящими в современном обществе, которые предъявляют новые требования к развитию личности. В связи с этими приоритетное внимание уделяется развитию способностей человека, начиная еще с дошкольного возраста.

Большое значение в дошкольном возрасте имеет качественное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности ребенка, что многими исследователями рассматривается как одаренность.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г.Г.Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и др.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.

Из выявленной актуальности и проблемы исследования, мы определили его объект, предмет, цель и гипотезу.

Объект:одаренность детей.

Предмет:особенности развития одаренности у детей старшего   дошкольного возрастасредствами художественно-эстетического воспитания.

Цель:Выявить психолого-педагогические условияразвитияхудожественной одаренности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Задачи:

1.  Изучить состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике;

2.  Выявить особенности одаренности в детском возрасте;

3.  Рассмотреть подходы к проблеме развития  одаренности детей путем художественно – эстетического воспитания;

4.  Разработать программу индивидуального подхода к  художественно одаренным детям  старшего дошкольного возраста и апробировать ее на практике

Гипотеза: Эффективность педагогической работы с художественно одаренными детьми повысится, если:

. Осуществлять личностно-ориентированный подход с соблюдением следующих психолого-педагогических условий;

2. Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами в изобразительной деятельности;

3. Широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения отечественных и зарубежных концепций о структуре и условиях развития одаренности и творчества, специфике их развития в дошкольном детстве (Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер, A.M. Матюшкин, В. Штерн; личностно-ориентированный подход В.А.Беликова, И А.Н.Леонтьева, С. Якиманская; труды Н.А.Ветлугиной,Т.С. Комаровой,И. А. Лыковойо специфике детского художественного творчества.

Методы исследования:теоретические – анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования; практические – педагогический эксперимент, изучение продуктов детской деятельности.

База экспериментальной работы- МАДОУ № 15 «Светлячок»,г. Салаир.

Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка литературы, приложения в виде программы и детских работ.

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  1.1Понятие одарённости и ее виды 

Понятие «одаренность»в отечественной психологическойнауке использовалось еще в 20-х гг. (А.А. Люблинская, А.И.Макарова и др.)  и относилось к сфере умственного развития [34; 37]. Одаренность в то время рассматривалась как индивидуальная способность или её высокий уровень, т.е. изучение одаренности ограничивалось когнитивной сферой. Позже в 30-е гг. изучение одаренности прерывается, а само понятие как бы исчезает из отечественной психологии и педагогики. Тем не менее, изучение способностей высокого уровня (именно так в отечественной психологии понималась одаренность) оставалось в поле зрения исследователей (В.М.Теплов, Л.А. Венгер, и др.)[9;54]. Но глубокому и всестороннему изучению проблемы мешала, а часто делала его просто невозможным, господствующая в течение долгого времени «ориентация на среднего ребенка».

 Однако на современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности[13].  Существует по крайней мере пять определений, каждое из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психологии.

Одаренность можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности; 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека; 3) умственный потенциал – интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность; 4)совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок); 5) значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

В большинстве концепций одаренности выделяются несколько факторов: когнитивный, личностный, творческий и др. [13; 19; 23]. При этом  особо подчеркивается          роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность.Она проявляется в мышлении, общении, различных видах деятельности и характеризует личность в целом или/и отдельные способности. 

Исследование природы одаренности на основе анализа творческого развития человека прослеживается в концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных[38]. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления.  У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал.

В современной психологии одаренность определяется не одним каким-либо признаком (высоким интеллектом, например), а понимается как сложное и многомерное явление. Прежде всего выделяют множество видов интеллектуальной одаренности (психомоторной, лингвистической, математической, социальной, музыкальной), подчеркиванию роли творческого потенциала (креативности) как важнейшего фактора любого вида одаренности, установлению влияния мотивационно-личностных особенностей (мотивации, самооценки, эмоциональной лабильности и др.) и условий социального окружения (семьи, школы, сверстников) на реализацию потенциала одаренных детей.

К рассмотренным видам одаренности относятся следующие[46, c.45].

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается  в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 

Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют  найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность, является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают совсем не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

·                   Отсутствие внимания  условностям  и авторитетам;

·                   Большая независимость в суждениях;

·                   Тонкое чувство юмора;

·                   Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

·                   Яркий темперамент;

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми[48, c. 78]. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты:

·                   Интеллект выше среднего;

·                   Умение принимать решение;

·                   Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

·                   Ощущение цели, направления движения; энтузиазм;

·                   Гибкость; приспосабливаемость;

·                   Чувство ответственности; настойчивость;

·                   Уверенность в себе и знание себя;

·                   Умение ясно выражать мысли;     

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу
ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь