Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Развитие познавательной сферы дошкольника с целью повышения уровня готовности к школьному обучению

Развитие познавательной сферы дошкольника с целью повышения уровня готовности к школьному обучению (1000 руб.)

Содержание 

Введение. 3

Глава 1. Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в современных социально-экономических условиях. 6

1.1. Некоторые особенности, формирующие психологическую готовность дошкольника в современных социально – экономических условиях………

1.2. Основные свойства познавательного развития в дошкольном возрасте………..………………………………………………………………..

1.3. Методы диагностики познавательного развития дошкольников….

1.4. Постановка проблемы, гипотезы и задач исследования…………….

Глава 2. Организация и методы исследования…………………………..

2.1. Организация исследования ……………………………………..……

2.2. Методики исследования, математический аппарат  исследования….

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..

3.1. ………………………………………………………………

3.2…………………………….

Выводы……………………………………………………………………

Заключение…………………………………..……..………. ………….. 

Список литературы……………………………………………………..… 

Приложения …………………………………..……….………………….

 

Введение           

            Актуальность исследования. Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, несмотря на достаточно длительную историю ее изучения (Безруких М.М. и др., 1998; Божович Л.И., 2008; Венгер Л. А., 2005; Венгер А. Л., 1988; Витцлак Г., 1986; Запорожец А.В., 1986; Костикова М.Н., 1985; Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., 2005; Леонтьев А.Н., 2007; Разумова Г.В., 1996; Смирнова Б.О., 2004; Солдатова С.В., 2001; Эльконин Д.Б., 2004 и др.), продолжает занимать одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. На наш взгляд, это обусловлено, прежде всего, важностью самой проблемы для обеспечения успешности школьного обучения детей в ближайшем будущем, а также тем, что до сих пор отсутствует ясность в вопросах об условиях и способах формирования психологической готовности к школьному обучению.

            В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность и значимость в связи с резкой сменой социально-экономической ситуации в нашем обществе. В этих условиях произошли качественные (психические, психофизиологические, личностные) изменения современного ребенка - дошкольника (снизился уровень когнитивного развития, энергичности, социальной и коммуникативной компетентности, возник дефицит произвольности, появились негативные тенденции в эмоциональной сфере и др.) (Фельдштейн Д. И., 2010). В связи с этим трудно ожидать, что формирование психологической готовности к школьному обучению в настоящее время явится естественным и закономерным следствием проживания ребенком дошкольного периода и что все дети к 6 - 7 годам будут психологически готовы приступить к школьному обучению.    

            Результаты проведенных в последние годы исследований, направленных на выявление психологической готовности современных старших дошкольников к школьному обучению (Алексеева А., 2007; Безруких М.М., 2006; Семенович А.В., 2005), показали, что значительная часть детей этого возраста, развивающихся и воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), накануне их поступления в школу характеризуются недостаточным уровнем как когнитивного, так и

личностного развития, что свидетельствует об их психологической неготовности к школьному обучению.

            Актуальность проблемы психологической готовности к школьному

обучению в настоящее время возрастает и в связи с новыми требованиями, которые к обучающимся предъявляет школьный учебный процесс в ХХІ веке. Их анализ показывает, что новая парадигма школьного образования, направленная на формирование компетентной личности, и реализация новых образовательных стандартов для начальной школы, предъявляют высокие требования к уровню интеллектуального развития школьников (Холодная М.А., 2008).

            Однако, несмотря на многочисленные работы, касающиеся различных аспектов психологической готовности к школьному обучению (содержания, компонентов, показателей сформированности, разработки психодиагностических средств, условий формирования), специальных исследований в формировании психологической готовности к школьному обучению не проводилось. В связи с требованиями, которые к будущему школьнику предъявляет новая ситуация его развития, выступает необходимость проведения теоретико-экспериментального исследования, направленного на получение ответа на вопрос о роли когнитивного развития старших дошкольников в формировании психологической (интеллектуальной, личностной) готовности к школьному обучению.

            Объект исследования: Процесс формирования психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

            Предмет исследования: Формирование познавательной сферы дошкольника с целью повышения уровня психологической готовности к школьному обучению.

Гипотеза исследования: Целенаправленное, систематическое и закономерное  развитие познавательной сферы, обуславливая позитивные изменения в интеллектуальной и личностной сферах дошкольников, обеспечивает эффективное формирование психологической готовности к школьному обучению.

            В процессе теоретической и экспериментально-исследовательской работой в соответствии с целью и, гипотезой исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической литературе основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологической готовности к школьному обучению.

2. Теоретически обосновать особенности, формирующие психологические особенности дошкольников.

3. Составить два блока психологических методик для диагностики в

констатирующей части исследования уровня развития познавательных процессов дошкольников в экспериментальной группе в начале и конце опытного периода.

4. Провести формирующий эксперимент с помощью развивающей программы Н.П. Локаловой, направленный на повышение уровня познавательного развития детей.

5. Рассмотреть динамику показателей познавательного развития в группах ДОУ в начале и конце опытного периода.

6. Выявить изменения взаимосвязей показателей познавательной сферы дошкольников сформулировать основные обобщения и выводы.

Практическая значимость исследования:

- Полученные в исследовании результаты должны послужить основанием для пересмотра содержания предшкольной подготовки детей в ДОУ в сторону большего удельного веса занятий по развитию познавательной сферы детей подготовительных групп;

- повышение уровня когнитивно-личностного развития детей с целью формирования их психологической готовности к школьному обучению позволит обеспечить выравнивание доступа детей из разных социальных слоев и групп населения к получению качественного школьного образования, обеспечить оптимальные стартовые возможности детей для последующего обучения в начальной школе, создать психологические условия для развития в обогащенной развивающей среде детей из разных групп населения с целью раскрытия их индивидуальных интеллектуальных ресурсов.

Глава 1. Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в современных   социально-экономических условиях 

1.1. Некоторые особенности, формирующие психологическую готовность дошкольника в современных   социально-экономических условиях 

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

         Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости". [11]

         А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками". [23]

         И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. [30]

         Л. И .Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал  А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." [6]

         На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, В. В. Холмовской, Я. Я. Коломинского, Е. А. Пашко и др.)

         1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка  к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

         2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

         - дифференцированное восприятие;

         - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

         - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

         - логическое запоминание;

         - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

         - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

         - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

         3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

         Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса