Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Развитие законодательства России во второй половине 1990-х – 2014 гг. Становление новой Российской г

Развитие законодательства России во второй половине 1990-х – 2014 гг. Становление новой Российской государственности

Одним из главных следствий августовских событий 1991 г. стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточенной прежде всего в союзном Центре, в республики и в первую очередь в Россию.

Российский президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, которой они тщетно добивались у Центра почти полтора года. Теперь перед ними во весь рост встала проблема воплощения в жизнь радикальных реформ, которые разрабатывались начиная с 1989 г.

            Очень скоро выяснилось, однако, что при наличии у демократов общей идеологии реформ у них не было сколько-нибудь проработанной и обоснованной программы конкретных экономических и политических преобразований.

            В демократическом движении очень быстро возникли противоречия между ортодоксами, твердо следовавшими политическим обещаниям, и прагматиками, уповавшими на политическую целесообразность. Вследствие этого уже в сентябре-октябре 1991г. раскололось ядро-движение "Демократическая Россия".Из него выделились "крайние радикалы", считавшие возможным поддерживать правительство Ельцина только условно и критиковать его за отступления от заповеди движения.

            По иным соображения покинули "Демократическую Россию" христианские и конституционные демократы, а также Демократическая партия: они перешли на позицию "державников", стали твердо отстаивать принцип "неделимости" российского государства и все более жестко критиковать Ельцина за "развал СССР"(хотя этот раздел был в значительной степени следствием борьбы за суверенитет России, который в 1990-1991 гг. решительно поддерживали все без исключения участники "Демократической России") После августа 1991 г. в течение двух-трех месяцев политическая опора российского правительства неожиданно и резко сузилась. И только очень немногие среди партий отвергали правительственную политику по причине ее недостаточной решительности. Самой заметной среди них стала Партия экономической свободы , оформившаяся весной-летом 1992 г.

            Слабость российских политических партий имела ряд причин. Одна из них заключалась в том, что социальная структура и социальные интересы нового российского общества далеко не оформились, и россияне с их "переходным" сознанием испытывали затруднения в отношении четкого политического выбора.                                                                     Другая слабость состояла в том, что доверие россиян к политическим партиям после краха КПСС и прихода к власти политиков из новых партий отнюдь не усилилось, тем более что разрыв между словом и делом у новой элиты, как выяснилось, был отнюдь не меньшим, чем у прежней советско-партийной номенклатуры.

            Кроме партий, другим каналом выражения оппозиционных настроений являлись средства массовой информации, в первую очередь газеты, поскольку телевидение и радио контролировались правительственными структурами. Пресса утвердилась в качестве центра, предающего гласности массовое недовольство правительственной политики.

            Многие газеты ввели в практику публикации писем читателей, дающих представление о мотивах массовой оппозиции курсу новой власти.

            Важным мотивом массового недовольства стало свертывание социальных систем и общественных фондов потребления. Россияне возмущались резким ухудшением качества медицинского обслуживания, стремительным ростом цен на железнодорожный и авиатранспорт, лишившим большинство граждан возможности пользоваться ими, удорожанием жилья, также ставшим недоступным для большинства населения.

            В интеллектуальной среде возникли разноречивые и даже взаимоисключающие альтернативы правительственному курсу. Часть интеллигенции, не приняв курс российского правительства, перешла на "национально- государственные"позиции. Конфликт исполнительной ветви власти прочертил главную линию политического развития России в 1993 г.

            Возобновление конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти не заставило себя долго ждать. Российский президент, взявший под свою опеку правительство Черномырдина, предложил законодателям сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью на основе признания ее права проводить прежний курс, или организовать всенародный референдум, который призван был решить: кому-президенту или законодателям- должны быть вручены властные полномочия.

            Конфликт между исполнительной и законодательной властью, определивший развитие российской политики и в 1992, и в 1993 гг. и завершившийся кровавой схваткой между ними в начале октября, имел ряд причин. Одна из главных заключалась в сохранявшихся и углубившихся разногласиях по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе.

            Среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономии и "национально-государственное" направление. Защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве. Не менее важной причиной обозначившегося антагонизма являлось и отсутствие у них опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

            Постепенно законодательная власть, пользуясь присвоенным себе правом изменять российскую Конституцию, все явственнее стала пытаться отодвигать исполнительную власть на государственные задворки. Для России драматизм этой ситуации заключался в том, что парламент не отвечал за реализацию принимаемых решений.

            Российский президент со своей стороны обнаружил склонность к полному игнорированию воли строптивых законодателей. Война исполнительной и законодательной властей заводила всю и без того хрупкую российскую государственность в тупик. В этих условиях вынесение на суд избирателей вопроса об основах конституционного строя, в первую очередь разделении властей, представлялось хоть каким-то выходом из драматической ситуации. Но между двумя антагонистами разгорелся спор о формулировании вопросов для избирателей, и даже в начале марта, т.е. за месяц до проведения референдума, было абсолютно не ясно, какой же выбор предстояло им сделать.

Референдум 25 апреля 1993г.

    Почти все время, в течение которого происходили конституционные реформы, шла разработка новой Конституции РФ. Как уже указывалось ранее, I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию (будем именовать ее сокращенно - КК). Первоначально предполагалось - по традиции предшествующих времен - включить в КК представителей общественности, видных ученых. Однако на Съезде было решено, что КК будет состоять только из народных депутатов РСФСР. 102 депутата были включены в КК. Председателем КК стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин, заместителем Председателя КК - Р.И.Хасбулатов, первый заместитель Председателя Верховного Совета. КК возложила обязанности ответственного секретаря КК на О.Г.Румянцева. Он взял на себя всю практическую работу по подготовке проекта Конституции. Была подобрана группа экспертов (в основном ученых-юристов), которые и занялись созданием текста. Одновременно КК участвовала в подготовке законов об изменениях и дополнениях Конституции. Собственно говоря, этим путем многие свои идеи она воплотила в конституционных новеллах в ходе реформ.

Положение о КК было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 22 января 1992 г.. В нем говорилось, что КК является постоянно действующим органом. Она не только образована Съездом, решение о прекращении деятельности КК также принимается Съездом. Задачи КК были обозначены широко: подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы в РФ; подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений действующей Конституции, а также Конституции РФ после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Различные общественные движения, отдельные группы специалистов разработали и опубликовали свои проекты новой Конституции России. Причем общественно-политическое развитие России было настолько стремительным, что политические партии и движения, начав с одних концепций, затем вносили в них существенные коррективы. Например, осенью 1990 г. депутаты-коммунисты издали свой вариант проекта Конституции РСФСР. В 1992 г. появился проект, представленный в Верховный Совет РФ народным депутатом РФ Ю.М.Слободкиным - тоже как бы от коммунистов. Но это уже был проект РКРП, к которому депутаты из КПРФ отнеслись весьма прохладно. В мае 1993 г. был опубликован новый проект КПРФ, который так существенно отличался от документа 1990 г., что трудно его даже назвать новым вариантом.

Как это было показано в предшествующей части нашей работы, текущие конституционные реформы все более и более выбивали почву у сторонников социалистической модели общественного устройства. Поэтому в 1991-93 годах речь шла не столько о противостоянии с этих позиций, сколько об облике новой социальной системы и особенно о моделях организации власти, их отражении в проекте Конституции РФ. Именно для отражения своего видения ряд деятелей и специалистов публикует свои проекты.

Рассмотрим особенности различных проектов Конституции. Ограниченные рамки работы не позволяют показать всех особенностей документов на различных стадиях, хотя общий обзор такой динамики читатель найдет на наших страницах. Однако сразу обратим внимание читателя на то, что одни проекты после первой публикации прошли эволюцию, другие тексты остались в том виде, как были напечатаны, хотя в последующем повлияли на содержание проекта КК, а позже на выработку проекта, представленного Президентом РФ.

Проект Конституционной комиссии.

    Работу над проектом КК начала довольно интенсивно. Непосредственно этим занимались ряд членов КК, включая ответственного секретаря, и эксперты КК. Уже осенью 1990 г. был готов первоначальный вариант. В дальнейшем он прошел очень интенсивную эволюцию, т.е. подвергался изменениям и дополнениям.

Проект КК имел вначале следующую структуру: Преамбула. Раздел первый. Основы конституционного строя Российской Федерации; Раздел второй. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, включавший главы: I. Общие положения. II. Гражданство. III. Гражданские права. IV. Политические права и свободы. V. Социальные, экономические и культурные права и свободы. Глава VI. Гарантии прав и свобод человека. VII. Основные обязанности. Раздел третий. Гражданское общество, включавший главы: VIII. Собственность, труд, предпринимательство. IX. Политические партии и иные общественные объединения. X. Религия и религиозные объединения. XI. Наука, образование, воспитание и культура. XII. Семья. XIII. Средства массовой информации. Раздел четвертый. Федеративное устройство, включавший главы: XIV. Состав и территория Российской Федерации. XV. Компетенция Российской Федерации, республик и федеральных территорий. XVI. Языки. Раздел пятый. Система государственной власти, включавший главы: XVII. Задачи государства. Высшие органы государственной власти. XVIII. Президент Российской Федерации. XIX. Парламент (Верховный Совет) Российской Федерации. XX. Правительство (Совет Министров) Российской Федерации. XXI. Судебная власть. XXII. Прокуратура и следственный комитет. XXIII. Местная власть и местное самоуправление. XXIV. Финансы и бюджет. XXV. Защита государства. XXVI. Чрезвычайное положение. Раздел шестой. Заключительные положения, включавший главы: XXVII. Порядок изменения Конституции. XXVIII. Вступление Конституции в силу. XXIX. Столица и государственные символы Федерации. Раздел седьмой. Переходные положения, включавший главы: 1. О правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. 2. О социально-экономических статьях. 3. О федеративном устройстве. 4. О системе государственной власти. 5. О судебной власти. 6. О законодательстве Российской Федерации.

Как уже говорилось, проект КК постоянно совершенствовался, и в результате в него часто вносились изменения, в том числе и структурные. Например, в варианте на октябрь 1991 г. главы III и IV объединены в одну - "Гражданские и политические права и свободы"; в следующей, ставшей IV главе на первое место в названии поставлены экономические и далее социальные и культурные права и свободы. По новой нумерации глава IV стала называться "Обязанности", т.е. без слова "основные". В третьем разделе по новой нумерации глава VII теперь называлась "Общественные объединения", т.е. было исключено упоминание о политических партиях. В разделе четвертом глава XIV называлась "Полномочия Российской Федерации, республик и земель", таким образом, понятие "государственные территории" уступило место понятию "земли". Раздел пятый стал именоваться "Система государственной власти и местного самоуправления" и претерпел серьезные внутренние изменения: была исключена отдельная глава (XVII) о задачах государства, высших органах государственной власти; на второе место в разделе переместилась глава о Верховном Совете, опередив главу о Президенте РФ; вместо главы только о Правительстве РФ появилась расширенная глава "Система федеральной исполнительной власти"; исключается отдельная глава о прокуратуре и следственном комитете; ранее одна глава о местной власти (т.е. субъектов РФ) и местном самоуправлении разделяется на две главы - "Основы организации власти республик и земель" и "Основы местного самоуправления"; название главы "Защита государства" уступает новому - "Оборона и безопасность"; появляется новая небольшая глава "Государственная служба". В шестом разделе глава о государственных символах и столице ставится на первое место, а две другие главы объединяются в одну - "Вступление в силу и порядок изменения Конституции Российской Федерации". Небольшие структурные изменения коснулись и последнего, седьмого раздела, который к тому же перестал именоваться разделом.

Совершенствование текста проекта КК продолжалось, хотя признаки его стабилизации были уже налицо. Например, в подготовленном к VI Съезду (апрель 1992 г.) тексте первые три раздела не имеют новшеств в наименовании. Как мог уже увидеть внимательный читатель, не было ясности в характеристике России как федерации и ее субъектном составе. Поэтому по первоначальному варианту предполагалось говорить о республиках и о "федеральных территориях", подразумевая под ними территориальные единицы - края, области, города республиканского подчинения. Далее появилась идея именовать их "землями", и это понятие мы находим в октябрьском (1991 г.) варианте. Потом и оно отвергается, к тому же на данный момент были подписаны Федеративные договоры, по которым территориальные единицы официально признавались субъектами РФ. И в проекте на апрель 1992 г. мы видим перечисление в названиях и содержании соответствующих глав наряду с республиками также краев, областей, автономных областей, автономных округов.

На структуру и содержание проекта, их изменение влияли, конечно, развитие концепции новой Конституции, а также противостояние различных политических групп как в обществе, так и на уровне руководства страной, регионами. Достаточно сказать, что на заседании КК в октябре 1990 г., когда первый вариант проекта был принят за основу, он получил 37 голосов "за" и 32 "против".

Но постепенно новые постулаты общественного строя после ожесточенных дискуссий все же внедряются в жизнь, находят отражение в законодательных актах. Соответственно и положения проекта Конституции меньше принимаются в штыки, более того - постепенно обретают поддержку. Так, в марте 1992 г. он был одобрен уже почти всеми членами КК. VI Съезд народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г. постановлением, принятым более чем 2/3 голосов, одобрил общую концепцию конституционных реформ в РФ, положенную в основу проекта новой Конституции РФ, а также основные положения проекта.

Остановимся на важнейших особенностях содержания данного проекта Конституции РФ, в основном ориентируясь на последний его вариант (май-июль 1993 г.), в меру возможностей напомним и об эволюции концепций и найденных решений.

В небольшой преамбуле говорилось, что Конституцию принимает многонациональный народ РФ, соединенный общей судьбою на нашей земле, чтя память предков, передавших нам любовь к Отечеству, светлую веру в добро и справедливость; утверждая свободу, права человека и достойную жизнь, гражданский мир и согласие; сохраняя исторически сложившееся государственное единство; возрождая Россию и делая незыблемой ее демократическую государственность; исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества.

В первом разделе проекта Конституции - "Основы конституционного строя" - в ст.1 "Государственный суверенитет" Россия провозглашается суверенным, правовым, демократическим, федеративным, социальным, светским государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти РФ назван ее многонациональный народ.


Общий объём работы 29 стр

Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса