Роль общения в психическом развитии ребёнка

Роль общения в психическом развитии ребёнка (500 руб.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

1. Общение как психологический фактор развития ребенка

  1.1. Общение через призму психологии5

  1.2. Вербальное и невербальное общение во взаимосвязи с взрослым7

  1.3. Новые формы общения в возрастной периодизации9

Глава 2.Характеристика психического развития ребенка по средствам общения.

   2.1. Характеристика общения перинатального периода развития ребенка12

   2.2. Характеристика общения грудного и раннего возраста ребенка15

   2.3.Характеристика общения дошкольного периода развития ребенка20

Глава 3. Методики исследования общения ребенка в разных периодах развития

    3.1.Детский рисунок, как метод изучения межличностных отношений25

    3.2.Метод  социометрии27

    3.3. Метод наблюдения29

Заключение31

Список литературы33

ВВЕДЕНИЕ

Общение работает для тех, кто работает на него.

Джон Пауэлл.

Общение – один из аспектов психического развития ребенка. Только вовзаимоотношениях с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Психологическое наблюдение за детьми открывает уникальную возможность увидеть истоки коммуникативной деятельности сверстников, а также проследить предысторию их общения и основы, более сложных и трудных для анализа форм взаимодействий детей последующих возрастных периодов.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка. В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

Тема «Роль общения в психическом развитии ребенка» актуальна потому, что она присутствует в жизни каждого человека с раннего детства на протяжении всей жизни, имеет место быть каждый день ежечасно. Но данная тема малоизучена, поэтому и интересна.

Целью данной работы является показать роль общения ребенка в процессе психологического развития.

Задачи исследования:

·        входит анализ литературы по проблеме,

·        изучение основных понятий,

·        выявление особенностей развития общения в разные периоды взросления,

·        рассмотрение практических ситуаций.

Объектом исследования является: психологическое развитие по средствам общения.

Предмет исследования: общение детей в детском возрасте.

Анализ отечественных психологических публикаций показывает, что, несмотря на очевидную актуальность обсуждаемой темы, в нашей науке почти нет исследований, посвященных изучению закономерностей развития психики и общения, как совместного проявления этого феномена.

Общение как психологический феномен изучаютнекоторые психологи.Одни выдвигают проблему влияния перинатального периода  на развитие  ребенка, это Соколова О.А., Чумаков Н.Г., Журба Л.Т.  Другие занимаются изучением общения в дошкольном детстве со сверстниками, это такие психологи как  Ж. Пиаже,  Лисина М.И.

Интерес данной работы заключается в сопоставлении данных психологов, выявление проблем в этой области исследования.

Методики исследования данной работы:

Теоретической значимостью данной работы является выявление проблем в изучении психологии общения ребенка. Практической значимостью этой работы является закрепление теории на практике, в виде анализа конкретных жизненных примеров.

Структура работы включает: введение, 3 главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Общение как психологический фактор развития ребенка

1.1.         Общение через призму психологии

Общение – компонент психологии человеческих отношений. 

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. [10]

В результате  общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредствам общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий.

В процессе общения формируются, проявления и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды, убеждения, моральные и эстетические чувства.

•        Общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

•        Общение – атрибут других видов человеческой деятельности

•        Общение – взаимодействие субъектов.

Структурные компоненты общения

Основные структурные компоненты, по мнению Г.М. Андреева являются:

–  коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между индивидами)

– интерактивная структура (заключается в обмене действиями)

– перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению)

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева[12], выделяют следующие

компоненты коммуникативной деятельности:

Предмет общения – другой человек.

Потребность в общении – стремление человека  к оценке других.

Действия общения – единицы коммуникативной деятельности.

Задачи общения – цель разнообразия действия, совершаемого в процессе общения.

Средства общения  – операции, с помощью которых осуществляется общение.

Продукты общения – образование материального и духовного характера.

Цель общения – это, то ради чего у человека возникает данный вид активности. В жизни человека общение включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность. Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального предмета. Итогом общения становится взаимное влияние друг на друга.  Деятельность является интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – вид этой активности.

_________________________________________________________________

[12] – Немов Р.С. Психология: Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений –М.:2010- 354 с.

[10] Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //

Начальная школа: плюс-минус. – 2005. – № 1. – С. 3-6.

Глава 2.Характеристика психического развития ребенка по средствам общения.

2.1.  Характеристика общения перинатального периода развития ребенка

В перинатальный период ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально – положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально – положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

По мнению ученых, перинатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.

В последнее время возникло даже новое направление психотерапии – перинатальная психотерапия, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии.

Перинатальный период составляет всего 0,5—0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на протяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

• антенатальний (поздний фетальний) период — 24-40 недель гестации;

• интранатальний период — прохождение через родильные пути;

• ранний неонатальный период — первые 7 дней или 168 часов жизнь.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха – это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос. Общение матери и ребенка в этот период очень важно, оно закладывает основу отношений ребенка и матери, их взаимосвязь.

Когда мать разговаривает с будущим ребенком, у детей обычно раньше развивается речь, так как безотчетно они усваивают ряд звуковых сочетаний. Многие беременные женщины говорят со своим плодом, как если бы он был в той же комнате. После своего рождения он уже умеет воспринимать, а многие даже узнают услышанные прежде слова, которые запечатлелись у них в сознании, словно записанные на магнитофон. [13,420]

До рождения ребенок может «разговаривать» с родителями. В этом убедились 700 будущих мам и пап США, которые, по сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, в 1986 г. прошли программу обучения детей внутриутробного периода жизни. Обучение начиналось на 5-м месяце беременности. Сначала дважды в день слегка похлопывали по животу матери. Через 2 месяца появилась реакция плода на этот сигнал. Он начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Произношение простых слов подкрепляли таким же сигналом. В результате подобного обучения родившиеся дети начинали раньше разговаривать, меньше плакали, долго и внимательно слушали родителей. Один из учеников школы периодически прикладывал щеку к животу жены и четко произносил: «Малыш, я твой папа!». После рождения ребенка отец напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын узнал ее: он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца. [14,226]

В раннем возрасте невозможно разделить физический уход, общение и воспитание. «Основной взрослый» должен менять ему пеленки, удовлетворять его ежедневные потребности и тогда станет объектом привязанности для ребенка. Ведь первое полугодие жизни и есть тот период, когда ребенок узнает, кто олицетворяет для него этот мир”.

Мать должна чувствовать своего ребенка. Он говорит на своем языке. Ощущения, испытываемые ребенком до его рождения, вполне реальны, и он появляется на свет с достаточно богатым психологическим опытом отношений с миром, полученным в период пребывания в утробе матери и при родах.

А далее начинается разговор на языке глаз, жестов, прикосновений, слов. Мама должна быть чувствительной к этим отношениям. Нужна открытость к эмоциональному контакту, который способен дать ребенок. Материнство – это еще и творчество, потому что в нем всегда есть неопределенность. Ребенок растет и меняется. И должен быть интерес к этим изменениям.

Действия матери, которые влияют на ребенка.[15]

• Имитация ребенком движений губ и голоса матери при общении матери и ребенка — это имеет чрезвычайно важное значение для становления языка ребенка как средства общения и контакта с окружающими людьми, развитие и становление языка является важным фактором формирования личности, контакта, с другими людьми, адаптации в сложных социальных условиях.

• Учеба. Человеческое общение включает у себя не только звук, но и движения. Ритм танца — рисунок разговора. Новорожденный ребенок, как оказалось, тоже двигается в ритме разговора взрослых. Если тот, который говорит, делает паузу, переводя дыхание, акцентируя ли какой-то состав, младенец почти незаметно поднимает брови, поднимает или опускает руку или ногу.

Проведенные исследования доказывают, что живой разговор очень эффективен для тренировки движений ребенка.

Таким образом, коммуникативные средства имеют биологическую природу, но отбор их, несомненно, отражает присутствие в их развитии «культурного» влияния, в частности установок и интерпретаций матери.

2.2.  Характеристика общения грудного и раннего возраста ребенка 

Изучение общения детей со взрослыми привело к выделению трех основных категорий средств общения:

1.      экспрессивно-мимических,

2.      предметно-действенных,

3.      речевых операций[9].

Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремиться передать взрослому и получить от него. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет происходит как смена нескольких целостных форм общения[11].

Выделяют четыре основные формы общения, которые сменяют друг друга по мере взросления ребенка:

1.      ситуативно-личностное общение (0-6 мес.),

2.      ситуативно-деловая форма общения (6 мес. – 2 года),

3.      внеситуативно-познавательная форма общения (3 – 5 лет),

4.      внеситуативно-личностная форма общения (6 – 7 лет)[12].

В раннем возрасте, ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции.

Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому». Таким образом, рамки общения становятся тесными и разламываются, а дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности [12; 13].

Анализ происхождения потребности в общении со сверстниками показал основу, на которой она формируется. Первоначально ровесник удовлетворяет потребность ребенка в новых впечатлениях, чуть позднее — в активности. Постепенно для него открывается также и субъектность другого ребенка; она-то в конце концов и определяет специфику взаимодействия детей между собой.

Потребность ребенка в общении со сверстником, возникнув на основе сложившихся потребностей, не сводится к ним, а составляет действительно новый вид активности. Его специфика связана, с тем, что между детьми разворачивается особого рода эмоционально окрашенная игра, не наблюдающаяся у; детей ни наедине, ни в обществе взрослого. Роль сверстника в том, что он выражает поддержку и готовность к участию в игре с партнером, это приводит детей в радостное возбуждение, а огромное удовольствие от самого процесса игры помогает малышам реализовать имеющиеся у них потенции.

В совместных играх дети сравнивают свои качества и умения с аналогичными качествами сверстника. Об этом свидетельствуют факты подражания действиям, вокализациям друг друга, демонстрация своих находок и совместное выполнение действий. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей бурную радость и стремление вновь пережить состояние общности с другим человеком[7].

         Потребность детей в общении друг с другом складывается постепенно на протяжении раннего возраста. Ее окончательное оформление происходит на 3-м году жизни. Первоначальные формы интереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматривать как общение. Они являются лишь предпосылками, на основе которых в дальнейшем строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействие детей. Лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентов потребности в общении может служить основанием для утверждения о сформированности общения.

         Вместе с тем уже самые маленькие дети эпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике их общения со взрослыми и которые можно охарактеризовать как субъектные.

Таким образом, на первоначальном этапе становления общения между детьми их отношение к сверстнику является противоречивым: в нем сосуществует отношение к нему и как к объекту, и как к субъекту, с преобладанием объектного отношения. Инициативные действия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектное взаимодействие детей, возникают последними среди компонентов коммуникативной потребности, и именно они становятся основными и ведущими в общении сверстников [9].

В ходе эпизодических взаимодействий с ровесником ребенок открывает в нем новые, неожиданные качества, позволяющие осуществлять с ним принципиально иную деятельность, не сводимую к другим формам активности. Субъектные качества сверстника становятся наиболее привлекательными и значимыми для ребенка, чем те объектные характеристики, которые побуждают его к первоначальным контактам с ним.

         Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычную схему общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Они, бесспорно, представляют собой практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве. Но эти действия лишены деловой цели, как это имеет место в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым. Это ярко эмоционально окрашенное общение, но квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети взаимодействуют друг с другом как с субъектами, но слабо, поверхностно фиксируют индивидуальную специфику субъекта-партнера, а больше всего заняты тем, чтобы проявить себя.

В содержании контактов детей этого возраста отражается переживание ими своего сходства со сверстником, близость эмоциональных состояний. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярко высвечивается прежде всего его собственная индивидуальность [8; 28].

Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. Педагог стремиться заинтересовать ею своих воспитанников, вызвать интерес к сверстнику, желание общаться с ним по поводу общего дела. Постепенно воспитатель начинает объединять двух детей совместными движениями. Например, предлагает детям пройти, взявшись за руки, по дорожке; прокатить мяч друг другу, сидя на полу; построить из кубиков дорожки и т.п.

         Педагог способствует постепенному увеличению количества детей, играющих вместе. Для развития коммуникативных умений детей используются подвижные игры.

         Воспитатель использует все режимные и бытовые ситуации для налаживания с детьми эмоционального речевого общения, обогащения словаря каждого ребенка.

         На втором году жизни с целью развития понимания речи взрослого, расширения запаса понимаемых слов, обозначающих близких людей, предметы, а со второго полугодия – их качества, размер, цвет, животных и их действия, растения и т.д., воспитатель сопровождает свои действия и действия ребенка речевым описанием. Педагог организует игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок, наблюдения за животными и движущимся транспортом, побуждает ребенка внимательно слушать и выполнять несложные поручения.

         Для развития активной речи ребенка воспитатель использует или создает ситуации, побуждающие его пользоваться словами для выражения желаний, налаживания взаимоотношений. В повседневной жизни, в процессе наблюдений, игр-занятий воспитатель обращается к детям с вопросами, просит повторить.

         На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие коммуникативных функций речи, получает развитие её функция познания мира.

         Основной формой речевого общения является ситуативный диалог, содержанием которого может быть только то, что непосредственно связано с определенной ситуацией, а его участниками – те, кто включен в ту же ситуацию [14].

2.3. Характеристика общения дошкольного периода развития ребенка

Общение со сверстниками – необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада[6].

   В    возрасте трех лет контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в своё, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

  Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры.  Усвоив закон “очередности” и отдавая на время свое “сокровище” товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

Ребенок, не прошедший “школы” общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет “говорить” со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявит свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста определят всё дальнейшее формирование личности, а также могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

    Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.

Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться, и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

   Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.

Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами.  Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, – а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.  Ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача:  систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо  родительской опорой, либо колоссальной помехой. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.   

  Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания, как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

    В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

   Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование

 Столь широкий диапазон детских контактов определяется больший разнообразием коммуникативных задач которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех-четырехлетнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.

   С расширением круга общения ребенка растет его избирательность. Психолог Л. В. Артемова, наблюдавшая общение 128 детей, от трех до семи лет, выявила, что уже на четвертом году жизни у них отчетливо выражено наличие двух кругов общения: более узкого и более широкого, причем большую часть времени дети проводят в более узком кругу сверстников.

  Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако  не регламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды детей.

  Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу
ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь