Российский государственный профессионально-педагогический университет. Курсовая работа на тему «Непо

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Курсовая работа на тему «Неполная семья как объект социальной работы»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3-5

ГЛАВА 1. Социально-психологическая характеристика неполных семей

1.1.                    Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной семьи. Типы сем……………………..…………………………………………6-11

1.2.                     Проблемы неполных семей………………………………………..12-15

ГЛАВА 2. Воспитание в неполной семье и неполная семья как объект социальной работы

2.1.Основные направления социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………16-20

2.2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями ………………………………………………………………………21-25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26-27

Список литературы…………………………………………………………28-30

Выделяют  четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

1.     Оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

2.     Среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

3.     Долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

4.     Профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).

Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в данном случае должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов [5, с. 72-76].

 Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия[9, с. 29].

         Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи [10, с. 75].

         Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы[20, с. 392].

         В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Обращающихся за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

Кроме того, особым направлением социальной работы является профилактика возникновения «случайных» неполных семей. Это направление делится на две основные ветви:

1.     Проведение профилактической работы с детьми и подростками, особенно с девушками, по их половому воспитанию;

2.     Семейное консультирование; психосоциальная работа с конфликтными семьями, семьями, находящимися на грани распада.

Проведение профилактической и просветительской работы с подростками, направленной на их половое воспитание, повышение сексуальной грамотности – это одна из актуальных задач современной социальной работы. Социологические опросы, проводящиеся среди старшеклассников, показывают, что только 22% подростков получают первые сведения об интимной жизни от родителей, в первую очередь – от матери; более 40% – от друзей и в компаниях. В половине случаев родители признаются, что их дети им никогда не задавали вопросов на эту тему. Как правило, большинство опрашиваемых подростков признаются, что практически всем им не хватает информации о контрацепции и в этом вопросе они неграмотны, при этом большинство из них отмечают, что очень хотели бы, чтобы их кто-то просвещал [11,c. 3].

 Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, – просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». [6, с. 50].

 Другим направлением профилактики является проведение семейной социально-психологической работы с полными семьями, находящимися в группе риска распада брака. Сюда входит психологическое консультирование молодых пар, недавно вступивших или еще только вступающих в брак; семейное консультирование и психотерапия в полных конфликтных семьях, находящихся на грани развода, в полных семьях с детьми-инвалидами и т.д.

  Одной из самых эффективных форм работы с неполными семьями является клубная форма. Клуб – это своеобразное творческое пространство, объединяющее заинтересованных людей, которые соединены общими проблемами и какой-либо деятельностью. В рамках клуба можно организовать «службу знакомств» для одиноких родителей, и просто, подвигнуть их на взаимное сплочение для оказания друг другу взаимной поддержки. Дети приходят сюда само утверждаться, здесь формируется их уважение к самим себе на основе уважения окружающих; здесь они приобретают социальные знания и умения, «оттаивают» душой, забывают про личные трагедии. Взрослые (одинокие родители, опекуны, дедушки и бабушки) могут здесь найти советы по вопросам воспитания, получить консультации специалистов центра, специалистов, приглашенных из других организаций, занимающихся проблемами семьи.[13, с. 200].

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь