Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Курсовая работа на тему "Зарубежный о

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Курсовая работа на тему "Зарубежный опыт управления региональным развитием и проведения региональной политики"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.. 6

1.1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.. 6

1.2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.. 9

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ. 14

ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ ДЛЯ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.. 15

2.2 УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЗА РУБЕЖОМ.. 22

2.3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РФ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА.. 26

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

Как видно из приведенных в таблице 2 данных, наблюдается преобладание Центрального федерального округа по всем показателям, кроме площади территории и объемов добычи полезных ископаемых. Наиболее прочные позиции регион занимает по таким показателям, как объем ВРП, поступление налоговых платежей в бюджетную систему, иностранные инвестиции, розничный товарооборот. Доминирующее положение ЦФО просматривается и с точки зрения экономических ресурсов: во-первых, в округе сконцентрирована большая часть населения страны – свыше 38 млн. человек (более четверти всех жителей РФ) и, во-вторых, он лидирует по таким показателям, как инвестиции в основной капитал и иностранные инвестиции. На другом «полюсе» по ключевым экономическим характеристикам находится Северо-Кавказский федеральный округ, а также Южный и Дальневосточный федеральные округа.

Неравномерность развития регионов обусловлена географическим положением, уровнем демографического развития, наличие инфраструктуры. Вместе с тем, каждый из регионов обладает своим потенциалом, и своим кругом проблем, которые необходимо учитывать при управлении региональным развитием.

В этой связи, зарубежный опыт, ориентированный на проблемное управление региональным развитием в противовес российскому программно-целевому, может стать достаточно полезным.

В частности, региональная политика РФ должна исходить из таких целей как использование внутреннего потенциала развития каждого региона; развитие инфраструктурных и институциональных институтов; обеспечение равных возможностей для всех граждан территории в содействии развития человеческого потенциала; проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений; реформирование систем управления на всех уровнях [13, с. 23].

Решение вышеуказанных задач должно достигаться посредством механизма управления устойчивым развитием экономики региона, действие которого будет направлено на:

1)       выявление и использование конкурентных преимуществ с целью стимулирования экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах;

2)       использование механизмов социальной и бюджетной политики с целью сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах для снижения опасности возникновения социальных угроз;

3)       координация инфраструктурных инвестиций государства;

4)       координация инвестиционных стратегий бизнеса;

5)       учет приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических.

На основе учета зарубежного опыта и российской практики в рамках достижения цели – управления устойчивым развитием территорий, целесообразным является использование инструментов, которые позволят:

-            осуществлять административно-управленческие воздействия со стороны региональных органов власти на объекты управления;

-            применять средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах и стимулировать их размещение в районах с низкой плотностью населения;

-            осуществлять пространственное распределение экономической деятельности государства;

-            осуществлять финансовое стимулирование компаний малого и среднего бизнеса;

-            развивать региональную инфраструктуру;

-            создавать благоприятную бизнес-среду;

-            поддерживать научные исследования и технические разработки;

-            внедрять инновации [10, с. 167].

Следует отметить, что в целом, социально-экономическая политика региона должна исходить из имеющегося потенциала и проблемных областей развития региона и не носить чисто целевой характер.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Управление региональным развитием в зарубежных странах основывается на классификации регионов по различным критериям с использованием системы индикаторов, характеризующих различные аспекты качества жизни в регионе и уровень его социально-экономического развития. В зависимости от целей и специфики национальной экономики число таких критериев может варьироваться от 2 до 10, а в некоторых странах свыше 10. Наиболее распространенными индикаторами уровня развития регионов, применяемыми в Европе, а также используемые и в РФ, являются уровень безработицы и ВРП на душу населения.

Несмотря на сходство, проведение региональной политики за рубежом, основывается на комплексе показателей, которые помимо указанных индикаторов включают составляющие, позволяющие судить о ситуации в конкретном регионе. Это обстоятельство предопределяет проблемно-ориентированное управление региональным развитием в зарубежных странах. В отличие от них, в РФ преобладает программно-целевой подход, который показывает свою неэффективность, в частности, ввиду наличия диспропорций в экономическом развитии  регионов.

В этой связи РФ необходимо обратиться к зарубежному опыту и использовать сочетание целевого управления развитием регионов с ориентацией на наиболее проблемные области, чтобы гладить имеющееся неравенство (экономическое, социальное) в регионах. Вместе с тем, региональная политика должна стать частью национальной политики государства и иметь правовое закрепление на законодательном уровне.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса