Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств. Дипломная работа на т




Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств

Дипломная работа на тему "Личность преподобного Сергия Радонежского и пути византийско-русского исихазма" (1000 руб.)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

ГЛАВА 1. Визнтийский исихазм: сущность и развитие. 7

1.1.Основные этапы становления исихазма. 7

1.2.Взаимосвязь Византийского и русского исихазма. 30

Глава 2. Личность преподобного Сергия в контексте византийского исихазма  36

2.1. Прп. Сергий как преемник византийских исихастов. 36

2.2.Влияние миросозерцания византийских исихастов на русское монашество  41

ГЛАВА 3. Традиция преподобного Сергия. 50

3.1. Распространение школы преподобного Сергия. 50

3.2.Преемственность учения прп. Сергия в подвижниках XV-го века. 65

ГЛАВА 4. Наследие традиций преподобного Сергия Радонежского. 75

4.1. Преподобный Нил Сорский и его ученики. 75

4.2. Преподобный Паисий Величковский и монашеские традиции 19-го века. 89

Заключение. 98

Список использованной литературы.. 101

Интернет ресурсы…………………………………………………………..…107

О       несомненном успехе призывов Нила посто­янно читать «божественные писания» свидетель­ствует количество списков любимой им литерату­ры («Лествицы» Иоанна Синайского, сочинений Исаака Сирина, Григория Синаита и др.), сделан­ных в конце XV - начале XVI вв., особенно в Белозерье. Надо сказать, в это время увеличивается количество списков и других замечательных книг, переведенных с греческого и пополнивших рус­скую литературу столетием раньше. Как уже упоминалось, это было возрождение не только рус­ского исихазма, но именно христианской книж­ной культуры, в том числе и исихазма[1].

Что Нил Сорский преследовал именно та­кую большую цель, показывает его, издательская деятельность. Ведь постоянным чтением Писания, или писаний, переложением с греческого Синодика, сочинением знаменитых Предания и Устава, написанием ответных посла­ний ученикам, Молитвы и Завещания книжная работа его далеко, как мы знаем, не ограничи­валась. Судя по водяным знакам бумаги, в 80­-90-х гг. XV в. он составил, отредактировал и соб­ственноручно переписал огромный «Соборник» в трех томах - собрание переведенных ранее с греческого языка житий великих святых. При этом он постарался создать наиболее исправные тексты, сверяя разные списки, редакции и пере­воды (сам он жития не переводил) и приглашая к продолжению этой текстологической работы своих читателей.

Об этом он пишет в предисловии и в послесловии к «Соборнику». Сейчас это - рукописи РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 684; Волоколамское собр., № 630, Го­сударственный литературный музей в Москве, РОФ 8354, № 14 и РГАДА, Волоколамское собр., № 564[2]. «При чтении житий из сборников Нила Сорского, - пишет Е. В. Романенко, - создается впечатление «фильтрации текста», каждое слово жития осмыслено, убраны ошибки, неточности, тексты становятся максимально доступны для восприятия. Вероятнее всего, что преподоб­ный Нил не создавал особых редакций: его зада­ча была исправить ошибки, уточнить неверные чтения, найти более полный и точный список. Сравнение житий из его сборников с другими списками и редакциями показывает, что он ниче­го из текстов не убирал, даже того, что, казалось бы, по общему убеждению историков, должно было противоречить его взглядам» [3].

Молитва Нила носит покаянный характер, содержание ее заимствовано из молитв перед причащением. Судя по тому, что Нил говорит в ней о своей телесной слабости и об ожидании смерти («Ум бо и тело имам изнемогше, и время живота моего скончевается, и конец смертный приближися...»), написана она им незадолго до смерти. В Завещании Нил просит «повергнуть» его тело «в пустыни, да изъядять е зверие и птица, понеже съгрешило есть... много и недо­стойно есть погребения».

Если же «господа и братиа, яже суть моего нрава», к которым он об­ращается, откажутся это сделать, то пусть они, пишет он, «ископавше ровъ на месте, идеже живем, съ всякимъ бесчеспемь» погребут его. «Аще бы потщалися по мне службу священ­ную сотворити до 40 дней! О томъ велми челом бью», - просит там братию Нил. Согласно же за­писи в северно-русской, судя по всему, рукопи­си 1784 г., содержащей творения Нила Сорского и Иннокентия Комельского (ИРЛИ, P. IV, оп. 24, № 66, л. 290), «по завещатю преподобнаго Нила, понахиду поют по нем и обедню служат, а службы ему нет, точто тропарь, кондак i икосъ чтется на память его въ 7 день маiя». Вероятно, что запись списана с более древней рукописи и, так сказать, отстала от жизни, потому что, как показывает Е. В. Романенко, в качестве местноч­тимого святого Нила Сорского начали поминать около середины XVII в., а в составе собора бело­зерских святых - с рубежа XVII и XVIII вв.[4] Но из нее следует, что, дополняя свое письменное за­вещание просьбой о сорока днях службы по нем, Нил просил не поминать его как святого.

Нил Сорский умер 7 мая 1508 г. и был по­хоронен около церкви Сретения на территории основанного им скита.

Записи посмертных чудес Нила Сорского начали появляться в XVIII в., а в первой поло­вине XIX в. в его ските, уже давно переставшем быть скитом, было создано малоинформатив­ное, основанное главным образом на его сочи­нениях его Житие[5].

Нилу Сорскому приписывались учеными еще некоторые произведения, но без достаточных к тому оснований. Среди них - так называемое Послание иноку-князю Константину-Кассиану Мангупскому, озаглавленное в списке (РГБ, собр. МДА фунд., № 36/185, 2-я пол. XVII в., л. 23-26) «Послание от божественных писаний во отоцех к скорбящему брату». Содержание Послания не дает, однако же, оснований для атрибуции его преподобному Нилу и не позволяет также при­знать греком его получателя (об этом человеке говорится как о недавно крещенном). Возмож­но, что некоторые послания из числа безосно­вательно приписывавшихся Нилу Сорскому на деле принадлежат Нилу Полеву, но этот вопрос нуждается в изучении.

Несколько более основательно с Нилом Сорским связывается большой период, повто­ряющийся в разных посланиях и роднящий его с так называемым «Посланием к иконописцу», которое послужило одним из источников «Про­светителя» Иосифа Волоцкого[6]. Эта связь под­крепляется тем, что в древнейшем дошедшем до нас списке «Просветителя» Нил собственноручно пере­писал как раз (но не только) ту его часть, куда входит текст, основанный на «Послании иконо­писцу». Я. С. Лурье думает, что создание антие- ретического «Просветителя» было совместным ответом Иосифа Волоцкого и Нила Сорского на призыв архиепископа Геннадия Новгородского к борьбе с ересью «жидовская мудрствующих»: «В 1489 г. в послании к бывшему архиепископу Ростовскому Иоасафу архиепископ Новгород­ский Геннадий просил его привлечь к борьбе с ересью крупнейших церковных деятелей север­ной, «заволжской» Руси - Паисия Ярославова и Нила Сорского.

 

 

[1] Смолич И.К. Русское Монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. (988-1917).М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. 

[2]  Нил Сорский Соборник по этим рукописям издан сей­час в трех томах Т. П. Леннгрен: Соборник Нила Сорского. Часть I. М., 2000; Часть II. М., 2002; Часть III. М., 2004.

[3] Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. Изд-во «Памятники исторической мысли», М., 2003 г. С. 78-79.

[4] Там же С. 188-200.

[5] См.: Прохоров Г М. Житие и чудеса Нила Сорского в списке первой четверти XIX в. // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 558-567; Шевченко Е. Э. Служба и житие преподобного Нила Сорского, составленное в середине XIX в. иеросхимонахом Нилом Прихудайловым // Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166-186.

[6] См.: Боровкова-Майкова М. С. К литературной деятельно­сти Нила Сорского // Памятники древней письменности и ис­кусства. СПб., 1911. С. 177.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru




Календарь

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса