Систематизация и классификация факторов развития малого бизнеса

Систематизация и классификация факторов развития малого бизнеса (500 руб.)

Малый бизнес функционирует в определенных условиях микро- и макросреды, которые оказывают влияние на тенденции его развития. Важным  этапом в оценке возможностей и проблем развития является определение понятийного аппарата, а также систематизация и классификация соответствующих факторов, обусловливающих устойчивое развитие малого бизнеса в современных условиях.

Определим, что же означает понятие «фактор» и «фактор развития».

Фактор – это причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющее его характер или отдельные черты[1].

Факторы развития – это результат влияния внутренних и внешних условий, который способствует или противодействует темпам развития того или иного субъекта[2].

Отличительной особенностью благоприятного развития малого бизнеса является баланс различных факторов государственного и рыночного воздействия, что является необходимым условиям современных рыночных условий хозяйствования.

Систематизация определенных факторов позволяет определить основные тенденции развития малого бизнеса.

Среда развития малого бизнеса представляет собой системную категорию, включающую в себя определенные условия, прежде всего, экономического, политического, организационно-правового и социального характера, обеспечивающие экономическую свободу физическим и юридическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности.

Среда развития малого бизнеса характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Как пишет Г. Марченко: «Среда развития малого бизнеса должна обладать определенным качеством, выражаемым через состояние факторов макро- и микросреды и экономическую политику государства, а также наличием предпринимательских «фермента» и потенциала в обществе»[3].

Исходя из выше изложенного, по нашему мнению, среда развития малого бизнеса в современных условиях хозяйствования представляет собой интегрированную совокупность факторов, формирующих возможность и способность существования предприятий малого бизнеса и способствующих их активности и экономическому развитию.

Факторы среды малого бизнеса определяют эффективность его развития, которая влияет на способность малых предприятий осуществлять деятельность, а также определяет активность этой деятельности.

По мнению, А.С. Самохвалова, сложность систематизации и классификации факторов развития малого бизнеса состоит в том, что они могут носить формальный и неформальный характер[4].

Так, формальные нормы и правила, которые выражаются, в первую очередь, в государственном регулировании, нормативной регламентации, законах рыночного спроса и предложения и прочих воздействиях, понятны всем субъектам малого бизнеса и их совокупность является четким механизмом регулирования деятельности малых предприятий.

Что касается неформальных факторов, таких как «обычаи делового оборота», особенности предпринимательского этикета и тому подобные правила, представляют собой особые сложности для развития малого бизнеса.

Таким образом, по нашему мнению, определяющая роль в систематизации факторов с учетом их формального и неформального происхождения, конечно, принадлежит государству в рамках принадлежащих ему полномочий, но без нарушения принципов демократичности экономических отношений в государстве. В данном случае необходимо наличие организационно-правового и экономического механизма регулирования среды малого бизнеса, факторы и условия которой должны обеспечивать его эффективное функционирование.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение:

Факторы развития малого бизнеса – это воздействующие регуляторы среды малого бизнеса, внешней и внутренней направленности, которые определяют возможности развития малого бизнеса в определенной форме, отрасли и позволяют выбирать направленность и масштаб достижения основной цели развития.

В теории существует практически единогласное мнение о подчиненности и зависимости малого бизнеса от предпринимательской среды и ее факторов. В таком ракурсе малый бизнес рассматривается как система, внутренняя среда которой изменяется под воздействием факторов среды малого бизнеса (или внешних факторов). Но если рассматривать малый бизнес как институт и как систему, то необходимо говорить о путях и возможностях субъектов малого бизнеса влиять на состояние и развитие среды. Речь идет о механизме взаимообратных связей между малым бизнесом и средой его деятельности, что практически отсутствует в настоящий момент в российском предпринимательстве.

Важно отметить, что развитие малого бизнеса происходит в условиях динамического и противоречивого изменения параметров всей совокупности факторов как внешнего, так и внутреннего воздействия. Следовательно, различают внешние факторы развития, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние факторы развития, обусловленные особенностями внутренней среды малого бизнеса.

К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности предприятий малого бизнеса, как правило, относят природные, демографические, культурные, социальные, технологические, научно- технические, экономические, политические и инновационные факторы.

Причем, каждый из перечисленных факторов имеет свой механизм воздействия посредством свойственных каждому из них набору воздействующих регуляторов, определяющих состояние среды малого бизнеса.

В системе внешних факторов следует выделить две подгруппы, оказывающих существенно различное влияние на развитие малого бизнеса: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.

Факторы первой группы оказывают непосредственное влияние на развитие малого бизнеса и субъекты должны незамедлительно на них реагировать. К их числу можно отнести изменение нормативно-правовой базы, элементов налоговой системы, механизмов конкурентной борьбы.

Факторы второй группы оказывают влияние опосредованно и не требуют немедленного реагирования на них субъектов предпринимательской деятельности, но в дальнейшем все равно приводят к необходимости изменять или подстраивать предприятия малого бизнеса к последствиям наступления факторов косвенного воздействия. В данном случае речь идет об общей политической обстановке в стране, международных экономических отношениях, развитии отрасли или сферы деятельности предприятий малого бизнеса и другие.

К внутренним факторам развития малого бизнеса относят те факторы, которые отражают уровень развития форм и отношений собственности, регламентацию прав собственности, внутренние особенности структуры малого бизнеса, такие как организационная структура, масштаб предприятия, стиль управления и прочие составляющие всей системы факторов внутренней среды, определяющиеся, прежде всего, субъектом предпринимательской деятельности.

По мнению Е.М. Самородова: «Внутренние факторы предпринимательства можно рассматривать как организационно-предпринимательский капитал, к которому в том числе с ранее перечисленными слагаемыми, можно добавить или конкретизировать такими компонентами как собственный капитал, контролируемый капитал, организационные привилегии и коммерческие секреты, рейтинг организаторского опыта и достижений»[5].

Среди всей совокупности факторов, оказывающих влияние на развитие малого бизнеса, предлагается и другая их классификация.

Так, по мнению И. Н. Денисовой, на субъекты малого бизнеса оказывает влияние сложная комбинация экзогенных (внешних) факторов, не подконтрольных руководству, и эндогенных (внутренних) факторов, активно управляемых предпринимателем. Совокупное влияние экзогенных и эндогенных факторов, носящих цикличный характер, может формировать благоприятный предпринимательский климат или, наоборот, способствовать свертыванию предпринимательской активности[6].

Необходимо отметить и устоявшееся разделение факторов развития малого бизнесах на макро- и микросреду, которые выделяют с точки зрения возможности субъекта малого бизнеса влиять на эти факторы.

Макросреда включает в себя внешние факторы, как правило, косвенного воздействия, которые субъект малого бизнеса не в состоянии контролировать и изменять и функционирует в рамках их фонового окружения.

Микросреда – это совокупность факторов, которые субъект малого бизнеса может частично и полностью контролировать или оказывать на них влияние, образующие, как правило, деловое окружение.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сделать вывод о многообразии факторов воздействия на развитие малого бизнеса и их классификацию. Кроме того, необходимо отметить, что анализ научных трудов по проблемам развития малого бизнеса показал, что до настоящего времени не существовало подробной классификации факторов, влияющих на развитие малого бизнеса.

По нашему мнению, существенное влияние на развитие малого бизнеса как института экономической сферы оказывают факторы внешней среды как неконтролируемые, так и поддающиеся некоторому контролю субъектом малого бизнеса, которые, в свою очередь, представляют собой факторы предпринимательской среды.

По нашему мнению, всю систему факторов, оказывающих влияние на развитие малого бизнеса, можно представить в виде схемы, которая отражает наиболее значимые факторы различных сфер регулирования, оказывающие первостепенное влияние на развитие малого бизнеса.

Среди сфер регулирования представляется необходимым выделить такие основные блоки как факторы государственного регулирования, факторы рыночного механизма, факторы ресурсного обеспечения и факторы риска.

Систематизация факторов, обусловливающих развитие малого бизнеса представлена на рисунке 1.9.

Исходя из анализа всей совокупности факторов, влияющих на развитие малого бизнеса, следует сделать вывод о преобладании в системе факторов внешней среды, субъектом формирования которых является, прежде всего, государство и его институты.

Рассмотрим каждый из факторов, оказывающих влияние на развитие малого бизнеса более подробно.

По приведенной классификации видно, что внешние факторы подразделяются на факторы государственного регулирования, факторы рыночного механизма, факторы ресурсного обеспечения, а также факторы риска.

Под факторами государственного регулирования понимается система мер со стороны государства, направленная на повышение эффективности развития малого бизнеса. Данная группа факторов также подразделяется на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.

[1] Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994. – С. 419.

[2]

[3] Марченко Г., Мачульская О. Предпринимательский климат в крупных городах России //Эксперт. 2010. №19 (3 73). С. 88-93.

[4] Самохвалов А. С. Стратегический подход к развитию предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2012. № 6 (204). С. 43-46.

[5] Самородова Е. М., Маслова О. Л. Основной капитал предпринимателя: об организационно-предпринимательских способностях через призму теории человеческого капитала // Российское предпринимательство. 2008. N 9, вып. 2. С. 20-24.

[6] Денисова И. Н. Деловая активность как измеритель адаптации субъектов бизнеса к условиям рынка: методологические основы адаптации предпринимательских структур к социально-экономическим условиям функционирования и развития // Российское предпринимательство. 2012. № 3 (201). С. 34-39.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь