Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности центра Эстетического воспитания

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности центра Эстетического воспитания Калининского района города Санкт-Петербурга посредством игровых методик (500 руб.)

Введение 

В последнее десятилетие XX века существенно изменилась официальная духовно-идеологическая ситуация: как будто вообще сегодня нет никакой идеологии, поддерживаемой и насаждаемой официальными властями; как будто, судя по средствам массовой информации, нет никаких духовно-идеологических скрепов в обществе. Например, советские фильмы сегодняшнему поколению зачастую кажутся наивными и глупыми. В последние годы происходит становление и формирование новых ценностных ориентиров общества, и в сложившейся ситуации необходимо оказывать целенаправленное влияние на развитие общества, его культуры и духовных ценностей. Это долгий и трудоемкий процесс, который может занять не просто несколько лет, но и десятилетий. А осуществляться он может только «руками» «новых людей», в воспитании которых и состоит главная задача нашего социума. Таким образом, общество для своего развития нуждается в личностях, причем личностях творческих.

Формирование новой идеологии возможно только с раннего детства, здесь огромную роль играет воспитание. А обеспечить хорошее воспитание, основанное на высоких ценностных идеалах, может только такая его отрасль как эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание и образование не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений. Важно, что восприятие искусства в первую очередь основывается на эмоциональной сфере, на эстетических чувствах. Однако в целом сознание индивидом любых ценностей духовной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоционально-образного.[1]

Основным вектором, направлением должно быть воздействие именно на эмоционально-образное восприятие ребенка окружающего мира.

Конечно, не стоит принижать значимость формирования у ребенка логических и познавательных навыков взаимодействия с окружающей средой, так как эмоциональная оценка формируется, прежде всего, на основе знаний о данном предмете или явлении. Не исключая информационную составляющую, которая играет роль базы, мы попытаемся сделать упор на формирование у ребенка личностного эмоционально-образного отношения не только к культуре и искусству, но и к повседневности.

Определяя специфику постижения ценностей культуры, следует указать на принципиальное отличие этого процесса от процесса усвоения знаний в области естественных наук. В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре - непреложно вовлечение в мир ее ценностей. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить. Именно поэтому общение детей с миром искусства, с наилучшими образцами культурного наследия просто необходимо. Безусловно, данное общение на сегодняшний день имеет место, но, к сожалению, в значительно меньшем объеме, чем хотелось бы.

Если оценивать в данном отношении деятельность школ, обращая внимание на расписание занятий, то невольно складывается довольно твердое утверждение, что в данных учреждениях бытует пренебрежительное отношение к положению искусства. Конечно, по существу в общеобразовательных школах отсутствует система эстетического воспитания, ибо ежемесячные непродолжительные экскурсии не позволяют в должной мере ребенку оценить мир искусства. Школа не может обеспечить полноценное эстетическое воспитание детей, так как это не входит в ее основные задачи, она может лишь частично взять на себя осуществление задач духовного формирования личности. В данном исследовании школу мы будем рассматривать как поставщика основной информации.

Данная работа составлена для того, чтобы содействовать процессу становления личности ребенка средствами художественно-зрелищных и игровых методик на базе Центра эстетического воспитания Калининского района, города Санкт-Петербурга.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности характеризуется как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка»[2].

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Таким образом, творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Главное преимущество применения, именно игровых методик, в школьной и дошкольной аудитории для развития их творческих способностей и эстетического мироощущения, состоит в том, что игра незаметно, без наставлений и нравоучений, позволяет ребенку наиболее полно усваивать родную культуру.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их [3].

Следовательно, игра является универсальным, комплексным средством развития ребенка, а также наиболее доступным в организации дополнительного воспитания.

Мы обратимся к разработке конкретных методов и форм работы с воспитанниками Центра Эстетического воспитания Калининского района города Санкт-Петербурга, которые бы способствовали развитию и совершенствованию социально-культурной деятельности центра. Отличительной особенностью данной работы является то, что к совершенствованию деятельности центра мы будем подходить с точки зрения комплексного решения проблем, т.е. посредством игровых методик, которые включают в себя целый комплекс методик: непосредственно игровые, художественно-зрелищные и методики организации народных праздников.

Проблема исследования: Нравственно-эстетическое развитие детей в культурно-досуговом учреждении средствами игровых методик.

 Цель исследования: Наиболее полное и всестороннее изучение социально-культурной деятельности Центра эстетического воспитания, определение и разработка путей и способов ее развития посредством игровых методик.

Объект  исследования:     Социально-культурная  деятельность  центра Эстетического воспитания Калининского района, города Санкт-Петербурга.

Предмет  исследования:     Социально-педагогический процесс  Центра эстетического воспитания Калининского района, города Санкт-Петербурга посредством игровых методик.

Гипотеза исследования: Использование в социально-педагогическом процессе игровых методик позволит значительно повысить качество эстетического воспитания детей.

Задачи исследования:

•     Осуществить анализ состояния Центра эстетического воспитания как культурно-досугового учреждения.

•     Выявить основные проблемы социально-культурной деятельности Центра эстетического воспитания.

•     Определить возможные пути расширения и совершенствования деятельности Центра эстетического воспитания средствами художественно-зрелищных и игровых методик.

•     Раскрыть содержание методик игрового досуга.

•     Разработать план создания и реализации данных методик на базе Центра эстетического воспитания.

•     Определить результаты работы по данным методикам.

Методология исследования: Методологическую основу моего исследования составляют работы по культурологии, обеспечению досуга, дополнительного образования и эстетического воспитания. А также работы по организации художественно-зрелищного и игрового досуга в детской аудитории, клубные методики праздничного и развлекательного досуга.

Степень разработанности проблемы: Прежде всего, стоит сказать, что исследований, направленных на изучение проблемы эстетического воспитания в таких учреждениях дополнительного образования, довольно много. Они посвящены различным аспектам проблемы эстетического воспитания. Многие исследователи являются сотрудниками аналогичных Центров, и их исследования основаны на реальной практике. П.А.Сапронов, В.Н. Орлов, О.Ф. Петрова, К.В.Комаров, кроме того, Р.У. Богданова, СП. Кудрявцева - все они занимались разработкой данной проблемы.

П.А. Сапронов занимался конкретизацией понятия «эстетическое воспитание» относительно учреждений досуга, определением основных черт, проблем и особенностей эстетического воспитания. В.Н. Орлов изучал проблему эффективности эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Что касается исследований в области игровой деятельности и ее влиянии на ребенка, ее влияния на его эстетические и этические представления об окружающем мире, то они достаточно многочисленны и разнообразны. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубишитейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкина, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.

Методика исследования: На аналитическом этапе исследования был проведен анализ и обобщение собранных фактов и материалов во время исследования. Была подробно рассмотрена и изучена база исследования (Центр эстетического воспитания Калининского района, города Санкт-Петербурга), представлена ее характеристика, цели, принципы и основные направления деятельности. Также найдены основные проблемы в работе Центра.

На диагностическом этапе исследования были изучены и предложены пути совершенствования деятельности Центра эстетического воспитания по различным направлениям его деятельности. Предложены возможные пути решения основных проблем посредством игровых методик.

На технологическом этапе исследования составлены сценарии театрализованных и игровых программ. Подведены итоги, сделаны обобщения о проделанной работе и основные выводы, найденные в ходе исследования.

База исследования: Исследование проводится на базе Центра Эстетического воспитания Калининского района Санкт-Петербурга. Место нахождения: ул. Брянцева, д. 24.

А так же учреждения, сотрудничающие с «Центром на Брянцева».

Теоретическая новизна исследования: В работе представлено Государственное образовательное учреждение дополнительного образования для детей – Центр эстетического воспитания Калининского района города Санкт-Петербурга, как культурно-досуговое учреждение. На базе данного учреждения подобных исследований не проводилось, что показывает новизну и необходимость этой работы.

В исследовании разработан комплексный анализ культурно-досуговой деятельности Центра, а также проведена разработка проблемы эстетического воспитания на базе Центра эстетического воспитания.

Кроме того, разработаны и предложены возможные пути развития и совершенствования социально-культурной деятельности ЦЭВ (Центра Эстетического Воспитания) посредством художественно-зрелищных и игровых методик, а также проект проведения различных мероприятий на базе Центра эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования: Данное исследование призвано обобщить проблемы Эстетического воспитания детей Санкт-Петербурга без учета специфики финансового и технического оснащения, на примере социально-культурной деятельности Центра Эстетического воспитания «Центр на Брянцева». А также, включает комплекс мер по выходу из сложившейся ситуации по средствам игровых методик. Данная работа может быть полезна при осуществлении СКД данного центра, а так же других учреждений аналогичной направленности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-культурная деятельность Центра эстетического воспитания Калининского района города Санкт-Петербурга, как учреждения дополнительного образования.

2. Пути совершенствования социально-культурной деятельности Центра эстетического воспитания Калининского района, города Санкт-Петербурга посредством художественно-зрелищных и игровых методик.

3. Программа творческого развития и приобщения воспитанников Центра эстетического воспитания к народной культуре посредством игровых методик.

Структура курсовой работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава I

Состояние социально-культурной деятельности в Центре эстетического воспитания.

1.1 Общее состояние социально-культурной деятельности Центра эстетического воспитания как культурно-досугового учреждения.

Прежде чем приступить к рассмотрению деятельности ЦЭВ, необходимо остановить внимание на важных основополагающих вопросах. Остановимся на конкретизации ключевых понятий:

Социально-культурная деятельность — это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами, общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.[4]

Эстетическое воспитание понятие очень широкое, и в работах разных ученых приводятся различные определения. Но, обобщив, выведем наиболее подходящее в рамках данной работы понятие. Таким образом, эстетическое воспитание - это получение знаний в области искусства, развития навыков выражения своих мыслей и впечатлений, и формирования эстетического восприятия действительности путем приобщения личности к образцам высокого искусства, культурному достоянию Родины и всего мира. Другими словами можно сказать, что эстетическое воспитание - залог формирования полноценной личности.

Кроме    того,    эстетическое    воспитание    в    различных    областях жизнедеятельности имеет свои специфические особенности. В   настоящий   момент   ЦЭВ   -   это   многопрофильное   учреждение дополнительного      образования,      со      сложившимся      единством образовательного и воспитательного процессов.

28 октября 2005 года Центр эстетического воспитания отпразднует свой 14-й день рождения. За эти годы Центр успел обучить и выпустить не одно поколение талантливых детей. На данный момент это - 3 отдела, 4 развивающих направления, 40 учебных программ (реализуемых на базе Центра), 67 сотрудников, которые преподают в 146 группах и объединениях Центра и обучают более 1500 воспитанников.

Что, на сегодняшний день, представляет собой ЦЭВ?

ЦЭВ располагается на базе спортивной школы №2 Калининского района и занимает практически половину здания. Центр расположен в жилом массиве северной части города.

Центр   осуществляет   деятельность   с   бюджетным   и   хозрасчетным финансированием.   Бюджетные   средства   выделяются   Комитетом   по образованию СПб и Администрацией Калининского района СПб. В работе ЦЭВ можно выделить 3 основных функциональных направления деятельности:

1.Образовательное направление. В рамках этого направления ведется деятельность объединений и мастерских, способствующая формированию высокого уровня развития, нравственных идеалов, воспитания патриотизма, приобщение к духовным ценностям учащихся.

2.Методическое направление. Обеспечение образовательного процесса и воспитания в ЦЭВ и школах района (в т.ч., создание уникальных образовательных программ).

3.Массовое направление. В рамках этого направления осуществляется организация досуга детей, привитие навыков коллективной деятельности, культуры общения.

ЦЭВ подразделяется на три отдела:

•     Музыкальный

•     Учебно-массовый

•     Художественно-прикладной

Кроме того, директором подписан приказ об организации методического кабинета, который будет выполнять функции методического отдела по совершенствованию навыков преподавателей и расширению их знаний. Методическая работа ЦЭВ направлена на совершенствование образовательного процесса, создание совершенных учебных программ и методик, создания базы для систематического самообразования педагогов, для овладения педагогическими передовыми формами и методами обучения и воспитания обучающихся, для развития дополнительного образования на базах школ района.[5]

Центр эстетического воспитания реализует 40 учебных программ по четырем различным направленностям:

1. Художественно-эстетическая

2. Культурологическая

3. Социально-педагогическая

4. Туристско-краеведческая

Сегодняшний педагогический коллектив Центра включает 67 сотрудников.

Большинство из них работает на две, или даже три ставки.

На основании Устава основными целями образовательного процесса ЦЭВ

являются:

1. Создание необходимых условий для дополнительного образования, личностного развития, профессионального и творческого труда детей и юношества в возрасте от 6 до 18 лет.

2. Формирование общей культуры, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

3. Создание основы осознанного выбора творческого направления; позитивная социализация учащихся через творческую деятельность.

4. Организация содержательного досуга.

Все эти цели ЦЭВ удается реализовывать в той или иной степени. Что касается Цели №1, то она реализована вполне достойно: центр занимает оптимальную площадь с учетом количества воспитанников (примерно, половина здания школы), материально-техническая база в удовлетворительном состоянии. Конечно, Центр не в состоянии предоставить всем желающим личные музыкальные инструменты, но администрация нашла выход из положения. Каждый учащийся музыкального отделения имеет несколько дополнительных бесплатных часов практики в неделю.

Цели №2 и №3 достигаются за счет реализации образовательных программ. Цель №4 осуществляется путем организации традиционных праздников, конкурсов и экскурсий.

Стоит сказать, что содержание образования в ЦЭВ определяется самостоятельными образовательными программами с учетом потребностей детей, запросов родителей, образовательных учреждений, особенностей социально-экономического развития района и национально-культурных традиций.

Предлагается рассмотреть перечень образовательных программ дополнительного образования, по которым Центр Эстетического воспитания детей Калининского района Санкт-Петербурга «Центр на Брянцева» осуществляет свою деятельность:

1. Программы художественно-эстетической направленности

•     Изобразительное искусство (студия архитектуры и дизайна)

•     Изобразительное искусство

•     Изобразительное искусство («Палитра»)

•     Дизайн (дизайн интерьера)

•     Декоративно-прикладное искусство («Оригами»)

•    Декоративно-прикладное искусство (художественная обработка кожи)

•    Театр на Брянцева

•    Хореография («Стрекоза»)

•    Музыкальное образование (фортепьяно, аккордеон, баян, классическая и джазовая гитары, сольфеджио, музыкальная литература, хор, вокал).

2.      Программы культурологической направленности:

•    Журналистика

•    Народное творчество

•    Народное искусство Ленинградской области (история и традиции)

•    Кружевоплетение (традиции и современность)

3.      Программы социально-педагогической направленности:

•    Дошколенок

•    Курс развития творческого мышления

•    Изобразительное искусство

•    Ритмика

•    Школа успеха

4.      Программы туристско-краеведческой направленности:

•  История петербургского костюма. Куклы

•    История краеведения. Введение в историю

•    Садово-парковые ансамбли пригорода Санкт-Петербурга

Цели, задачи, содержание программ направлены на стимулирование и развитие потенциала личности ребенка, включение его в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг. Важно отметить то, что эти программы уникальны. Не смотря на то, что частично они были разработаны педагогами центра, а часть была заимствована, все они адаптированы в соответствии со спецификой Центра.

Педагогический коллектив несет ответственность за выбор образовательных программ, принятых к реализации[6].

Деятельность ЦЭВ можно рассмотреть по двум направлениям:

•     «Внутренняя» деятельность. Любая деятельность, проводимая в пределах Центра эстетического воспитания.

•     «Внешняя» деятельность. В ее рамках осуществляется взаимодействие Центра с районными и городскими образовательными и досуговыми учреждениями.

Как уже было сказано, Центр эстетического воспитания осуществляет свою деятельность по трем отделам:

•     Музыкальный отдел Центра осуществляет работу базового четырех предметного комплекса (хор, сольфеджио, музыкальная литература, игра на музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре, баяне, аккордеоне). Курс рассчитан на семь лет обучения.

•     Учебно-массовый отдел Центра включает в себя дошкольное отделение. В программу обучения входит комплекс развивающих предметов (развитие речи, развивающие игры, музыкальное развитие, ритмика, изобразительное искусство), подготовка к школе. Также в

отдел входят: студия современной хореографии, студия народного пения, объединение юных журналистов.

Художественно-прикладной   отдел   Центра   включает   в   себя следующие  факультативы:  основы дизайна,  рисунок,  живопись, скульптура, керамический дизайн, дизайн интерьеров, подготовка к поступлению в художественные училища.

Фактически деятельность Центра можно разделить на два аспекта: образовательный процесс и организация досуга. Оба эти аспекта широко представлены в деятельности всех отделов. Но в различных возрастных группах соотношение первого и второго аспектов не одинаково. Например, в младших группах деятельность педагогов сводится к организации досуга с элементами обучения. Педагоги подбирают такие обучающие программы и осуществляют это такими методами, чтобы малышам было интересно; преобладают игровые методики («Дошколенок», «Малышок»). В старших группах Музыкального отдела Центра основной упор делается на организацию образовательного процесса, это позволяет воспитанникам достигать высокого профессионализма. Благодаря этому воспитанники ЦЭВ являются лауреатами, дипломантами и участниками международных, городских и районных смотров, конкурсов, фестивалей, выставок. Это говорит о рациональной организации образовательного процесса, и дает ученикам отличную базу для продолжения своего обучения в музыкальных и художественных училищах и ВУЗах. Кроме того, Центр проводит специальную подготовительную программу для поступления своих воспитанников в творческие училища и ВУЗы.

Еще одним направлением деятельности центра является организация и проведение досугово-развлекательных мероприятий. Это направление является одним из самых важных с точки зрения исследования, так как является непосредственным выражением результатов эстетического воспитания на практике. Было бы неправильно не обращать внимания на процесс подготовки праздников, так как в процессе осуществляется важная часть эстетического воспитания. В пример можно привести театральный кружок «Театр на Брянцева», так как вся деятельность в процессе подготовки спектакля изначально имеет эстетическую направленность. Это подразумевает разработку сценических образов (подготовку костюмов, грима), создание декораций, подбор музыкального материала.

ЦЭВ ведет активную деятельность по разработке и проведению культурно-досуговых мероприятий, как для воспитанников Центра, так и для учащихся районных школ. Другими словами можно сказать, что Центр ведет воспитательную работу через массовые формы досуговой деятельности. Данное направление будет являться доминирующим в нашем исследовании, так как является широчайшим полем для применения как художественно-зрелищных, так и игровых методик.

Центр также проводит различные соревнования, конкурсы, концерты, спектакли, представления как внутри отделов, так и между отделами. Также на базе Центра ежегодно появляются новые праздники и мероприятия. Многие из них впоследствии становятся ежегодными.

Еще стоит отметить тот факт, что во «внутренних» мероприятиях ЦЭВ в подготовке и организации праздников участвуют воспитанники всех отделов Центра. Так как Центр небольшой, это вполне реально сделать с минимальным числом потерь времени и других затрат. В данном случае небольшие размеры Центра играют положительную роль. Безусловно, общие мероприятия объединяют воспитанников, позволяют им расширить свой круг знаний. Отрицательным моментом назвать можно то, что подготовка такого рода мероприятий наверняка отвлекает работников от своих прямых должностных обязанностей. Отсюда невольно вытекает проблема отсутствия четкого разделения обязанностей.

Что касается подбора программ, то здесь наблюдается очень интересная картина. Помимо традиционных программ, таких как изобразительное, музыкальное или хореографическое искусство, наблюдаются программы, которые отражают современные веяния, интересы и, соответственно, потребности в обучении нового поколения. Трудно представить, что 10-15 лет назад в программу обучения могла входить такая дисциплина как «Журналистика», или «Дизайн интерьера», или «Курс развития творческого мышления» и др. Но их наличие говорит о том, что в деятельности Центра происходит развитие, она не стоит на месте. Это исключительно положительный момент, потому что предметы, такие как «Школа успеха», «Дошколенок», помогают ребенку адаптироваться в современном обществе. Кроме того, существует достаточно широкий выбор традиционных программ, которые пользуются популярностью у ребят. Стоит отметить, что положительным моментом также является то, что занятия коллективов и объединений ЦЭВ могут проводиться как по программам одной тематической направленности, так и по комплексным интегрированным программам со всем составом коллектива, объединения, по группам и индивидуально. Каждый обучающийся имеет право заниматься в двух объединениях разного профиля, т.е. по двум предметным программам.

Деятельность ЦЭВ осуществляет как в одновозрастных, так и в разновозрастных коллективах и объединениях по интересам. В Центр принимаются дети с 6 до 18 лет на основе письменного заявления родителей. Дети дошкольного возраста до 6 лет принимаются на условиях дополнительных платных образовательных услуг. Перевод на следующий год обучения производится при условии выполнения обучающимися образовательной программы. Это обеспечивает мотивацию воспитанников к наилучшему усвоению материала, и, следовательно, ведет к повышению эффективности обучения.

Продолжая тему платного образования, стоит отметить, что ЦЭВ оказывает и другие дополнительные платные образовательные услуги. Прежде всего, это дополнительные уроки игры на музыкальных инструментах, хореографии, изобразительного искусства и вокала; упомянутые ранее, курсы английского языка; развивающие и подготовительные программы для дошкольников. Такое положение дел понятно, в связи с постоянной нехваткой финансирования руководителям приходиться «выкручиваться». В оправдание такой политики можно еще привести тот факт, что цены предельно малы.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса