Современные тенденции и перспективы развития НДФЛ в Российской Федерации

Современные тенденции и перспективы развития НДФЛ в Российской Федерации (500 руб.)

Введение

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц в РФ

1.1. Место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе РФ.

1.2. Эволюция налогообложения доходов граждан в России

Глава 2. Анализ российской системы налогообложения доходов физических лиц

2.1. Реализация функций налогообложения при обложении доходов физических лиц

2.2. Использование потенциала на доходы физических лиц в России и в промышленно развитых странах

2.3. Оценка налоговой нагрузки при налогообложении доходов физических лиц в России

Глава 3. Перспективные направления совершенствования российской системы налогообложения доходов физических лиц

3.1. Совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц

3.2. Внедрение механизма налогообложения семейного дохода

3.3. Прогрессивная шкала – путь к установлению социально справедливого налогообложения доходов физических лиц

Заключение

Литература

 

Введение

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в РФ. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, например, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, выплаты по больничным листам (в том числе при выплате пособия по временной нетрудоспособности нотариусам налоговым агентом признается нотариальная палата. Она обязана исчислить, удержать и внести в бюджет НДФЛ). Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом.

Подоходный налог является одним из крупных источников доходной части бюджета. Является обязательным для всех граждан России и лиц, получающих доходы из источников на территории РФ, пожалуй, это единственный налог, который обязаны уплачивать все без исключения лица. В соответствии со второй частью НК РФ с 1 января 2001 года подоходный налог заменён на налог на доходы с физических лиц (НДФЛ).

Актуальность вышеизложенных проблем и определила выбор темы.

Целью написания работы является изучение механизма применения, порядок исчисления и уплаты НДФЛ.

В соответствии с поставленной целью определены и решены задачи:

·                   исследованы исторические основы налогообложения;

·                   рассмотрен порядок применения, исчисления и уплаты НДФЛ;

·                   изучены новые правила исчисления НДФЛ в 2008 году.

Теоретической основой написания курсовой работы являются законодательные и нормативные документы по вопросам налогообложения, труды отечественных и зарубежных авторов по теме работы, материалы периодической печати, информационно-аналитические обзоры, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятий, материалы собственных исследований. Основной теоретической базой является Налоговый кодекс РФ.

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся между налоговым органом и налогоплательщиком.

Объектом исследования является НДФЛ.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц в РФ

1.1. Место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе РФ.

НДФЛ – это форма изъятия в бюджет части доходов физических лиц.

Относится к федеральным налогам и является прямым налогом.

Налогообложение НДФЛ регламентируются главой 23 НК РФ.

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1.                   От источников РФ и за ее пределам для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ

2.                   От источников РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика полученные им, как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды полученной на экономии процентов по кредитным заемным средствам.

Исходя из этого налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение этих доходов, но для доходов, облагаемых по ставе 13% налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов подлежащих налогообложению  уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

НБ = Д

НБ = Д – Д’ – НВ

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год

Доходы не облагаемые НДФЛ:

1.       Государственные пособия за исключением пособия по временной нетрудоспособности и пособия по уходу за больным ребенком.

2.       Стипендии, выплачиваемые студентам.

3.       Компенсационные выплаты в пределах установленных норм.

4.       Материальная помощь, выдаваемая работнику в связи со смертью членов его семьи или членам семьи умершего работника.

5.       Материальная помощь, оказываемая большинству или всем работникам не превышающей суммы 4 тыс. руб. в год.

6.       Стоимость подарков, выигрышей и призов не превышающие суммы 4 тыс. руб.  год.

7.       И др[1].

Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ.

По НДФЛ не установлено единой налоговой ставки, а действует система налоговых ставок.

35% — по этой ставке облагаются доходы физического лица полученных в виде выигрышей, призов стоимостью более 4 тыс. руб. Материальная выгода.

30% — доходы за исключением дивидендов получаемые физическими лицами, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

15% — доход в виде дивидендов полученный физическими лицами, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

9% — доходы в виде дивидендов получаемые физическими лицами, являющиеся налоговыми резидентами РФ.

13% — все остальные доходы, получаемые физическими лицами, которые не перечислены по вышеуказанным ставкам.

Сумма налога исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма НДФЛ = НБ * Ст

Важной особенностью исчисления НДФЛ является, что сумма НДФЛ  определяется в полных рублях, т.е. сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Уплата НДФЛ зависит от исчисления НДФЛ и кто уплачивает данный налог.

Для налоговых агентов срок уплаты НДФЛ установлен не позднее дня следующего за днем фактической выплаты дохода физическим лицам.

Индивидуальные предприниматели производят уплату НДФЛ со своих доходов полученных от предпринимательской деятельности в виде авансовых платежей текущего налогового периода в следующие сроки:

За январь – июль не позднее 15 июля текущего года в размере ½ годовой суммы авансового платежа

За июль – октябрь не позднее 15 октября текущего года в размере ¼

За октябрь – декабрь не позднее 15 января следующего года в размере ¼ годовой суммы авансового платежа

Для физических лиц получившие доходы, не удержанные налоговыми агентами сумм НДФЛ

Не позднее 15 июля года следующего  за истекшим налоговым периодом, в котором был получен этот доход[2].

Система налоговых вычетов по  НДФЛ

По НДФЛ действует система налоговых вычетов для доходов облагаемых по ставке 13%.

1.                1.       Стандартные налоговые вычеты. Ст. 218 НК. Предоставляются налогоплательщикам налоговыми агентами (работодателями) на основании письменного заявления и документов подтверждающих право на эти налоговые вычеты.

a.       В сумме 3000 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода и распространяется на следующие категории налогоплательщиков.

·   Лица, получившие заболевание, инвалидность в связи с катастрофой на чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк»

·   Лица из числа военнослужащих получивших увечья или инвалидность вследствие ранений, полученных при защите СССР и РФ.

·   Лица непосредственно участвующие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации радиационных аварий.

·   Инвалиды ВОВ

b.      В сумме 500 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода и распространяется на следующие категории налогоплательщиков.

·   Герои СССР и РФ, а также лица награжденные орденом славы трех степеней.

·   Участники Великой отечественной войны

·   Лица, находившиеся в городе Ленинград в период его блокады

·   Бывшие узники концлагерей

·   Лица, отдавшие костный мозг во спасение жизни других людей

·   Инвалиды с детства, а также инвалиды 1 и 2 группы инвалидности

·   Лица, выполнявшие интернациональный долг в республике Афганистан и других странах, где велись боевые действия.

·   Лица, участвовавшие по соглашению в боевых действиях на территории РФ

·   И др[3].

c.       В сумме 400 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода пока доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года не превысил 40000 руб. в месяце в котором доход превысит указанный предел, стандартный налоговый вычет не предоставляется. Распространяется на все остальные категории налогоплательщиков, которые не перечислены на стандартные вычеты 3000 и 500 руб.

Если налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет на самого себя не по одному размеру, то ему предоставляется один размер налогового вычета, но по максимальному размеру.

d.      В сумме 1000 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода пока доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года не превысит 280 тыс. руб. и распространяется на каждого несовершеннолетнего ребенка или учащегося очной формы обучения не более чем до 24 лет имеющихся на иждивении у налогоплательщика. Данный вычет может предоставляться налогоплательщику в двойном размере на ребенка инвалида или если налогоплательщик – родитель является единственным родителем.

1.                2.       Социальные налоговые вычеты ст. 219. Предоставляются налогоплательщикам на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода и документов, подтверждающих фактические расходы на предоставление этого налогового вычета.

a.       В размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы полученного дохода в налоговом периоде и перечисленных налогоплательщиком на благотворительные цели.

b.      В сумме уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях. В размере фактически произведенных расходов на свое обучение, но не более 120 тыс. руб. за налоговый период.

c.       В сумме уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в сумме фактически произведенных расходов на эти цели, но не более 50 тыс. руб. на каждого обучающегося ребенка в общей сумме на обоих родителей.

d.      В сумме уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению предоставленные медицинскими учреждениями РФ, а также по лечению супруга(ги), своих родителей и детей в возрасте до 18 лет в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 тыс. руб. за налоговый период.

e.      В сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, но не более 120 тыс. руб. за налоговый период.

1.                3.       Имущественные налоговые вычеты ст. 220 НК РФ. Предоставляются в сумме полученных налогоплательщиком в налоговом периоде доходов от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика менее 3-х лет в сумме полученного дохода от продажи этого имущества, но не более 1 миллиона рублей.

В сумме израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья. Предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2-х миллионов руб. Данный вычет предоставляется один раз в жизни налогоплательщику, но до полного его использования[4].

1.2. Эволюция налогообложения доходов граждан в России

Древним предком данного налога можно считать дань. Она представляла собой платеж, взимаемый князем, военачальниками или победителями с побежденного племени. Дань собиралась весной и зимой двумя способами: «повозом» – когда ее привозили к князю, и «полюдьем» – когда князь или его дружина сами ездили за ней.

По сути, дань была эдаким предналогом, плательщики которого были абсолютно бесправны, чем, конечно же, активно  пользовались ее сребролюбивые получатели. Так, Н.М. Карамзин писал, что однажды великий князь Игорь, недовольный размером только что собранной с древлян дани, вернулся и начал собирать ее по второму кругу. Эта история закончилась для князя весьма печально: разгневанные древляне убили Игоря со всей его дружиной. Помимо дани можно вспомнить взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста.

Система налогообложения в России складывалась, развивалась и претерпевала изменения вместе с изменениями в  ее политическом устройстве. Финансовая система Древней Руси стала формироваться с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода были поборы в княжескую казну, которые именовались дань, или данные деньги. В первые годы существования Руси государство не имело специального аппарата для сбора налогов. Этим занимались так называемые выборные, назначаемые самим населением.

Первые русские косвенные и прямые налоги ввел Иван III в XV веке. Тогда же появились первые целевые налоги: на выкуп ратных людей, на строительство засек-укреплений на южных границах, на создание регулярной армии и т.д. Великим мастером по «выбиванию» денег для наполнения казны был царь Иван Грозный. Для этого использовался правеж через наказание кнутом, пытки, конфискацию имения и ссылку в Сибирь.

Финансовая система России в XVXVI в.в. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государства отвечал за взимание какого-то одного налогового платежа. И только в царствование Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

 При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия. В 1780 году Екатерина II создала Экспедицию о государственных доходах.

 В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» были образованы 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел. Министерство финансов ведало государственными доходами и расходами. Важнейшие налоговые и финансовые реформы этого времени связаны с деятельностью министра финансов Николая Бунге. Министерство финансов в каждой губернии имело свое местное учреждение – Казенную палату, в ведении которой находились губернские и уездные казначейства. При казенных палатах было решено учредить податных инспекторов в качестве близких к населению исполнительных чинов финансового ведомства. Это было первым шагом по преобразованию взимания государственных доходов, лежавшего главным образом на полиции. Позднее функции податных инспекторов расширились, а их штат увеличился. Их обязанностью стало предоставление сведений в Минфин о видах на урожай, ценах на хлеб и т.д. В начале 90-х годов XIX в. по поручению Минфина податные инспекторы собрали обширный материал о круговой поруке, участвовали в подготовке законопроектов о квартирном налоге, о пересмотре пошлин с торговых промыслов. Сегодня есть все основания утверждать, что решение о введении должностей податных (ныне налоговых) инспекторов является отправной точкой по созданию налоговых инспекций как важнейшей отрасли государственной службы России. По имеющимся историческим данным в 1910 году в России отмечалось 25-летие создания налоговой службы страны.

В советское время налоги взимались различными органами: в начале 20-х годов прошлого столетия – Наркоматами продовольствия, финансов, труда и др.; в период НЭПа централизованно – управлением налогами и госдоходами Наркомфина, а на местах – финансовыми инспекторами, их помощниками и финансовыми агентами. Затем были созданы налоговые инспекции, действовавшие в составе финансовых отделов и включавшие налоговых инспекторов, их помощников и налоговых агентов. С 1959 года налоговые инспекции были переименованы в инспекции государственных доходов и контролировали поступление от предприятий платежей в бюджет, проводили счетные проверки и осуществляли другие функции

С переходом к рыночной экономике назрела необходимость в воссоздании налоговых органов. Постановлением Совета Министров СССР № 76 от 24 января 1990 года в составе Министерства финансов созданы государственные налоговые инспекции. 21 ноября 1991 года Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). Указом Президента Российской Федерации № 1635 от 23 декабря 1998 года Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в ходе структурной реформы государственной власти было преобразовано в Федеральную налоговую службу России.

[1] Каширина, М.В. Налог на доходы физических лиц в вопросах и ответах / М. В. Каширина. – М.: ООО «Статус-М», 2010.

[2] Козырина, А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / А.Н. Козырина.- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

[3] Перов, А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2011.

[4] Перов, А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2011.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь