Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Специфика этапов социализации

Специфика этапов социализации

Содержание

Введение .....................................................................................3

1 Понятие социализации личности ...........................................4

2 Этапы процесса социализации и их специфика ...................10

3 Особенности современной социализации ............................15

Заключение ...............................................................................20

Список используемой литературы ..........................................21

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается.[4; с.13]  Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются.[1; с.63]  Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности.

Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей. Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными ролями. [5; с.98] Но в жизни есть люди, которые в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает личностные социальные конфликты.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо "включить" в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е. тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества, социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят[10; с.15]:

- агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей;

- агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду.[3; с.24]

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не разрешается обсуждать действия отца и матери.

Вступая в жизнь, каждое поколение застает определенный уровень развития техники и технологии, науки и философии, искусства, нормы морали, каноны религии. Человек становится членом общества, приобщается к его ценностям. Чтобы выполнять ту или иную работу, человек должен овладеть соответствующим минимумом знаний, умений, навыков. Человек становится членом общества в процессе его социализации, освоения социально значимых ценностей.[9; с.154]

Сущность процесса социализации заключается в овладении культурой общества. Социализация происходит в неповторимо индивидуальной форме. Во-первых, формируясь, люди присваивают различные общественные отношения, соответственно и разные уровни культуры. В становлении одного решающую роль играет научная литература, философия, русская и зарубежная классика, а другой воспитывается на низкопробных образцах "массовой культуры". Во-вторых, освоение общественных отношений происходит в индивидуальной форме. На их основе формируются потребности, способности, интересы и социальные чувства каждого из нас. Именно в глубоко индивидуальных формах существуют личностные общественные отношения, составляющие ядро каждой индивидуальности. На конец, освоение культуры человеком происходит противоречиво. Один и тот же человек может соблюдать одни нормы морали, но при этом игнорировать другие.[4; с.51]


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса