|
Структура управления и ее влияние на эффективность современной организацииСтруктура управления и ее влияние на эффективность современной организации (500 руб.)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 2 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ................. 4 1.1. Понятие, основные функции и элементы структур управления организацией. 4 1.2. Характеристика основных структур управления организацией........... 7 1.3. Методы и принципы формирования структур эффективного управления организацией................................................................................................. 12 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ................... 18 2.1. Общая характеристика предприятия.................................................... 18 2.2. Анализ персонала.................................................................................. 18 2.3. Анализ структуры и функций управления........................................... 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 27 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 28 Экономика России в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике, в условиях конкуренции предприятие самостоятельно принимает многие решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Если ранее предприятие практически работало, например, только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать особенности работы в сфере обращения - торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает персонал, приобретает оборудование и занимается перестройкой организационной структуры управления. Таким образом, предприятие приобретает все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления. Расширение самостоятельности предприятий, разнообразие их экономических и организационных форм требует большей конкретизации в поиске прогрессивных организационных решений с учетом специфики каждого предприятия. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, удешевить аппарат управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия и повысить его конкурентоспособность. [1] Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что структуру управления организацией, или организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, а также совершенствованию их эффективности. Целью работы является исследование структуры управления, в частности ее влияние на эффективность организации. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: Ø определить понятие и рассмотреть элементы организационных структур управления; Ø охарактеризовать основные структуры управления организацией; Ø рассмотреть основные методы и принципы формирования структур эффективного управления организацией; Ø сделать краткий анализ структуры управления компании ООО «КомТраст». 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Понятие, основные функции и элементы структур управления организацией Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель управления имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви. Организационная структура управления наравне с другими внутренними переменными играет существенную роль в адаптации организации к внешней среде, а, следовательно, в ее способности выживать. Структура управления организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии, достижение ее целей и эффективное решение стоящих перед организацией задач. Существует множество определений структуры управления. К важным положениям, вытекающим из определений структуры, относятся следующие: § структура - это совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей; § структура должна соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение; § структура - это составляющая организационной системы; § структура основывается на целях организации; § структура должна соответствовать ценностям организации; § структура должна соответствовать стратегии организации; § в рамках структуры реализуется процесс управления; § в рамках структуры выделяются следующие элементы: уровни (звенья) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи; § для структуры характерны: специализация, разделение труда и его кооперация (для управленческого персонала — департаментализация); централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется - делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости. Из приведенного выше видно, что структура управления достаточно емкое и неоднозначное понятие. Она с одной стороны, безусловно, отражает субъект управления в организации. С другой стороны, осуществляет взаимодействие субъекта и объекта управления. Организационная структура управления состоит из структуры аппарата управления предприятия и его производственной составляющей. Производственная структура организации - это совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» - готовый продукт с параметрами, заданными в результате планирования (цели, задачи, планы).[2] К элементам организационной структуры управления относят: Ø самостоятельные структурные подразделения – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько общих функций управления (подразделение производств, цех и т.д.); Ø звено управления – одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняющие определенную управленческую функцию (отдел, бюро планирования и т.д.); Ø управленческая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций управления. Все звенья структуры управления объединяются коммуникационными каналами. Таким образом, в основе структуры управления организацией лежат функции и информационные потоки. Звенья управления различаются размером и структурой, объемом полномочий, масштабами и трудоемкостью решаемых задач, потребностью в информации. Совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии, определяется как уровень управления.[3] Выделяют звенья общего управления (дирекция); линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности); функционального управления (например, планово-экономический отдел). Структура управления характеризуется наличием связей между элементами: · горизонтальные связи (межфункциональные или кооперационные) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми; · вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными. Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Содержание функций организационной структуры управления персоналом: ü установление целей — определение будущего состояния предприятия; ü разработка стратегии — определение способов достижения цели; ü планирование работы — определение задач конкретным исполнителям; ü проектирование работы — определение рабочих функции исполнителей; ü мотивирование к работе — целенаправленное воздействие на работника; ü координация работы — согласование усилий исполнителей; ü учет и оценка работы — измерение результатов и их анализ; ü контроль работы — сопоставление результатов с целями; ü обратная связь — корректировка целей.[4] 1.2 Характеристика основных структур управления организацией В современной теории организации выделяются два типа управления организациями: иерархический (бюрократический) и органический. Типы управления построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем является иерархия. Иерархическая структура управления – организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне. Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций. Рис.1. Линейная структура управления Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей. Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией. Линейно-штабная организационная структура. По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную (рис. 2). Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения. Рис. 2. Линейно-штабная структура управления Функциональная организационная структура. При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления (рис. 3). Распределение работ происходит по функциям. При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты. Рис. 3. Функциональная структура управления Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью. Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия. Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления (рис. 4) основные связи — линейные, дополняющие — функциональные. Рис. 4. Линейно-функциональная структура управления Дивизиональная организационная структура. В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления (рис. 5). Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений. Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей. Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях. [1] Абрамова И.Г. Персонал - технология менеджера.Л.:2007 [2] Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда :Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ, 2006. [3] Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии (Персональный менеджмент).М.: 2006. [4] Белецкий И.П. Кадровый потенциал организаторов производства.Мн.:2009 Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|