Структура управления и ее влияние на эффективность современной организации

Структура управления и ее влияние на эффективность современной организации (500 руб.)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ…………….. 4

1.1. Понятие, основные функции и элементы структур управления организацией.       4

1.2. Характеристика основных структур управления организацией……….. 7

1.3. Методы и принципы формирования структур эффективного управления организацией……………………………………………………………………………………. 12

2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………. 18

2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………………. 18

2.2. Анализ персонала………………………………………………………………………. 18

2.3. Анализ структуры и функций управления……………………………………. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 27

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………. 28

ВВЕДЕНИЕ 

     Экономика России в последние годы претерпевает  серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к  рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.

     Становясь  объектом товарно-денежных  отношений,  обладающим  экономической самостоятельностью и  полностью отвечающим  за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие  должно  сформировать у себя  систему управления, которая  обеспечивает  ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и  устойчивость положения  на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению  со старой системой управления, до сих пор действующей  на многих  предприятиях, в новых  условиях  появляются функции, которые прежде  были   не нужны.  В рыночной экономике, в условиях конкуренции  предприятие самостоятельно  принимает многие  решения, бывшие раньше  прерогативой  вышестоящих органов  управления.

Если  ранее предприятие практически  работало, например,  только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать  особенности  работы в сфере обращения  – торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает  стратегию и политику  своего развития, изыскивает необходимые для  их  реализации средства, набирает персонал,  приобретает  оборудование и занимается перестройкой организационной  структуры управления.

      Таким  образом, предприятие  приобретает  все черты самостоятельности, характерные для работы в  условиях  рынка. А  это требует значительного расширения  сферы  управления и самоуправления. 

     Расширение  самостоятельности предприятий, разнообразие  их экономических и организационных  форм  требует большей конкретизации в  поиске  прогрессивных  организационных решений с учетом специфики каждого  предприятия. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, удешевить аппарат  управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия  и повысить его конкурентоспособность. [1]

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что структуру управления организацией, или организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, а также совершенствованию их эффективности.

Целью работы является исследование структуры управления, в частности ее влияние на эффективность организации.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

Ø определить понятие и рассмотреть элементы организационных структур управления;

Ø охарактеризовать основные структуры управления организацией;

Ø рассмотреть основные методы и принципы формирования структур эффективного управления организацией;

Ø сделать краткий анализ структуры управления компании ООО «КомТраст».

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие, основные функции и элементы структур управления организацией 

Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель управления имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви.

Организационная структура управления наравне с другими внутренними переменными играет существенную роль в адаптации организации к внешней среде, а, следовательно, в ее способности выживать.

Структура управления организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии, достижение ее целей и эффективное решение стоящих перед организацией задач. Существует множество определений структуры управления.

К важным положениям, вытекающим из определений структуры, относятся следующие:

§  структура – это совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей;

§  структура должна соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение;

§  структура – это составляющая организационной системы;

§  структура основывается на целях организации;

§  структура должна соответствовать ценностям организации;

§  структура должна соответствовать стратегии организации;

§  в рамках структуры реализуется процесс управления;

§  в рамках структуры выделяются следующие элементы: уровни (звенья) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи;

§  для структуры характерны: специализация, разделение труда и его кооперация (для управленческого персонала — департаментализация); централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется – делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости.

Из приведенного выше видно, что структура управления достаточно емкое и неоднозначное понятие. Она с одной стороны, безусловно, отражает субъект управления в организации. С другой стороны, осуществляет взаимодействие субъекта и объекта управления.

Организационная структура управления состоит из структуры аппарата управления предприятия и его производственной составляющей.

Производственная структура организации – это совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» – готовый продукт с параметрами, заданными в результате планирования (цели, задачи, планы).[2]

К элементам организационной структуры управления относят:

Ø самостоятельные структурные подразделения – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько общих функций управления (подразделение производств, цех и т.д.);

Ø звено управления – одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняющие определенную управленческую функцию (отдел, бюро планирования и т.д.);

Ø управленческая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций управления.

Все звенья структуры управления объединяются коммуникационными каналами. Таким образом, в основе структуры управления организацией лежат функции и информационные потоки.

Звенья управления различаются размером и структурой, объемом полномочий, масштабами и трудоемкостью решаемых задач, потребностью в информации. Совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии, определяется как уровень управления.[3]

Выделяют звенья общего управления (дирекция); линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности); функционального управления (например, планово-экономический отдел).

Структура управления характеризуется наличием связей между элементами:

·        горизонтальные связи (межфункциональные или кооперационные) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;

·        вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными.

Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Содержание функций организационной структуры управления персоналом:

ü установление целей — определение будущего состояния предприятия;

ü разработка стратегии — определение способов достижения цели;

ü планирование работы — определение задач конкретным исполнителям;

ü проектирование работы — определение рабочих функции исполнителей;

ü мотивирование к работе — целенаправленное воздействие на работника;

ü координация работы — согласование усилий исполнителей;

ü учет и оценка работы — измерение результатов и их анализ;

ü контроль работы — сопоставление результатов с целями;

ü обратная связь — корректировка целей.[4] 

1.2 Характеристика основных структур управления организацией 

В современной теории организации выделяются два типа управления организациями: иерархический (бюрократический) и органический. Типы управления построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем является иерархия.

Иерархическая структура управления – организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне. Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей.

Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.

Рис.1. Линейная структура управления

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.

Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

Линейно-штабная организационная структура.

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную (рис. 2). Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

  Рис. 2. Линейно-штабная структура управления 

Функциональная организационная структура.

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления (рис. 3). Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.

Рис. 3. Функциональная структура управления 

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.

Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

Линейно-функциональная организационная структура.

При линейно-функциональной структуре управления (рис. 4) основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.

Рис. 4. Линейно-функциональная структура управления 

Дивизиональная организационная структура.

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления (рис. 5). Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

[1] Абрамова И.Г. Персонал – технология менеджера.Л.:2007

[2] Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда :Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ, 2006.

[3] Зайцев Г.Г. Управление кадрами  на предприятии (Персональный менеджмент).М.: 2006.