Технологии коррекции агрессивного поведения младших школьников

Технологии коррекции агрессивного поведения младших школьников (500 руб.)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1.Теоретические особенности агрессивного поведения младших школьников

1.1.Понятие агрессивное поведение младшего школьника…………………

1.2.Технологии коррекции агрессивного поведения младшего школьника…

Глава 2.Описание организации и проведения исследования

2.1.Организация и проведение экспериментального исследования………….

2.2.Методы проведения исследования…………………………………………

Глава 3.Технологии коррекции агрессивного поведения младших школьников

3.1.Описание, характеристика, структура, содержание технологии коррекции агрессивного поведения младших школьников………………………………

3.2.Характеристика реализации технологии по снижению агрессивного поведения младших школьников………

3.3 рекомендации по работе с детьми педагогов и родителей……………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………..

Одной из наиболее значительных проблем современного общества является проблема агрессии и агрессивного поведения.

В переводе с латинского языка  понятие «арессия» означает «нападение», «приступ». Данное понятие часто связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями [7, c. 90].

В литературе по психологии существует довольно большое число определений агрессии и агрессивного поведения. Так, Л. Бендер рассматривает  агрессию в качестве тенденции приближения к объекту, либо удаления от него.  Ф. Аллан считает агрессию внутренней чертой, которая дает человеку возможность противостоять стрессовым обстоятельствам. Х. Дельгадо отмечает, что человеческая агрессивность является поведенческой реакцией, которая характеризуется проявлением силы при попытке нанести вред или ущерб, как личности, так и обществу. Ряд авторов называют агрессию особой формой поведения, а агрессивность – психической характеристикой.

Агрессией называют осознанные действия, способные причинить ущерб другому человеку, либо определенной группе людей и животных. По мнению Э. Фромма, предлагающего более широкое определение агрессии,

Агрессия выступает в качестве  причинения ущерба не только человеку, либо  животному, но также и  любому  неживому объекту [20, c. 155]. Агрессией  принято называть  любую  форму поведения, нацеленного на оскорбление, или причинение вреда любому живому существу, которое совсем не желает подобного обращения.

В соответствии с теорией социального научения, агрессию принято рассматривать как определенное специфическое социальное поведение, усваиваемое и поддерживаемое в точности так же, как и большинство форм социального поведения.

Таким образом, под агрессивностью подразумевают свойство личности, которое заключается в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для того, чтобы реализовать, воплотить свои цели. Эмоциональным  компонентом агрессивного состояния являются чувства, главным из которых считается гнев, раздражение. Агрессивность может выступать в качестве одного из способов самозащиты, удовлетворения желаний, отстаивания своих прав, и, наконец,  достижения поставленной цели. Агрессивность, Выраженная в приемлемой форме,  играет существенную роль в способности ребенка приспосабливаться к окружающей обстановке, а также познавать все новое, добиваться удачи.      В соответствии с данными, представленными в психолого-педагогической литературе, можно перечислить основные виды агрессии [10, c. 55]. К таким видам следует отнести физическую агрессию, которая  проявляется в определенных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносящие вред предметам;  вербальную агрессию, которая находит выражение в словесной форме; косвенную агрессию, в качестве которой выступает непрямая агрессия, проявляющаяся, например, в ситуации, когда  ребенок ябедничает, сплетничает и т.д.

Если подавлять проявления агрессии, то она может быть направлена на самого себя (в таком случае выделяют аутоагрессию, которая выражается в нанесении себе вреда, таком, как обкусывание ногтей, выдирание волос, акт травмирования и т.д.

Основной причиной агрессивного поведения младших школьников является семейное воспитание. К ним относятся:  отвержение, насилие в семье, гиперопека, демонстрация родителями агрессивного отношения к обществу и окружающим людям, стрессовые ситуации в социальном окружении, личные  особенности ребёнка, к которым можно отнести восприимчивость, впечатлительность, ведущие к появлению страхов и тревожности, фрустрация базовых потребностей ребёнка в самостоятельности, движении, общении со сверстниками, а также различные заболевания и т.д. [15, c. 45]. Если детство ребёнка сопровождалось агрессивным поведением родителей в обычных жизненных ситуациях, то в результате у него могло сформироваться ощущение  возникновения опасности и враждебности со стороны окружающего мира, ребёнок мог начать проявлять агрессию, и она постепенно становилась нормой его жизни.

Еще одной причиной агрессивного поведения младших школьников являются влияние учителя, который индуцирует агрессивный фон поведения учащихся своей подозрительностью и раздражительностью, что выступает в качестве примера агрессивного поведения для детей; характерные особенности младшего школьника, такие, как например склонность к аффективным вспышкам, гипервозбудимость.

Известно, что в младшем школьном возрасте ребёнку часто приходится осваивать все нюансы отношений со сверстниками, так как в ситуациях формального равенства  сталкиваются дети, которые обладают разной природной энергетикой, разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и чувством личности [6, c. 75].

Т.Б. Горшечникова и Л.Н. Дородницына  провели экспериментальное исследование особенностей и причин возникновения агрессивности у младших школьников. [  вставить    ].

 Ими были выявлены следующие группы факторов, влияющие на проявление агрессивного поведения:

1. Семейные отношения и методы воспитания. Установлена прямая зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родитель – ребёнок» и показателями агрессии. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, изоляция детей от общения со сверстниками. Так, чем чаще родители демонстрируют негативизм по отношению к детям, тем чаще применяют наказания, тем выше уровень агрессии.

2. Нарушения социальной адаптации. Уровень агрессии выше у тех детей, семья которых меняла место жительства. Материальное благополучие семьи на уровень агрессии влияет незначительно.

3. Нарушения школьной адаптации. У испытуемых с проблемами в отношениях с одноклассниками, с учителями – более высокий уровень агрессии. Доказана прямая связь высокого уровня агрессии в тех классах, где часто менялся классный руководитель, что также приводит к снижению школьной адаптации.

4.Стратегии поведения в конфликте, коммуникативная некомпетентность. Те дети, которые выбирают такую стратегию как соперничество – имеют более высокий уровень агрессии. Коммуникативная некомпетентность ведет к тому, что в случаях обиды, споров, конфликтов большинство опрошенных проявляет те или иные формы физической, вербальной, косвенной агрессии (оскорбления, крики, драки и т.д.).

5. Влияние СМИ и компьютерных игр. 40% детей предпочитают смотреть фильмы с демонстрацией культа силы (сцены насилия, убийства, драки). 34% детей в качестве любимых выбирают героев американских блокбастеров и боевиков. По результатам опроса 65% испытуемых играют в компьютерные игры, победой в которых считается уничтожение противника. Таким образом, вырабатывается толерантное отношение к насилию, уменьшается чувствительность к чужой боли, страданиям другого человека.

6. Личностные особенности. Многие личностные особенности детей: высокий уровень тревожности, вспыльчивость, раздражительность, возбудимость, неадекватная самооценка являются причинами агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена половыми особенностями.

7.  Половые (гендерные) различия. Например, мальчики, в соответствии с проведенными исследованиями, оказываются более склонны к проявлению физической агрессии, а  девочки – к вербальной. Мальчики чаще выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество, а девочки при этом чаще выбирают компромисс. У мальчиков по сравнению с девочками гораздо выше частота конфликтов с одноклассниками и  хуже оцениваются отношения со сверстниками и с родителями. [вставить].

Младший школьник жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности младшего школьника – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и детьми растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие младшие школьники прибегают и к агрессивным формам поведения.

При поступлении в школу у ребенка появляются не только новые возможности, но и большая степень ответственности и обязанностей, ведь теперь он должен учиться и выполнять домашние задания.

Учебная деятельность с новой силой определяет отношения ребёнка с окружающими его людьми, к которым относятся взрослые, ровесники и одноклассники [6, с. 75]

Сущность агрессии, а также причин её возникновения у младших школьников проявляется в активном избирательном отношении ребёнка к предпочитаемой среде общения, а также к нормам и ценностям его окружения, к педагогическим воздействиям школы, семьи,  общества, а также в личных ценностных ориентациях и способности к саморегулированию поведения.

Для детей  младшего школьного возраста характерны все виды агрессии: косвенная и прямая вербальная, косвенная и прямая физическая, агрессивные фантазии. Младшие школьники, склонные к проявлению насилия, отличаются тем, что среди них является характерной высокая частота агрессивных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, а также преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок является для агрессивных детей противником. В зависимости от мотивов, принято  выделять три основных типа агрессивного поведения младших школьников:

1)импульсивно демонстративный тип агрессии;

2)нормативно инструментальный тип агрессии;

3)целенаправленно враждебный тип агрессии.

Младшие школьники, для которых характерно агрессивное поведение,  могут терять контроль над собой, спорить, ругаться, дразнить животных, ломать игрушки, драться, не думая при этом о последствиях своих поступков, они зачастую недооценивает свою враждебность, а  в своих проблемах  обвиняют окружающих, свои чувства выражают действиями, а не словами, при этом их не особо волнуют страдания жертвы и возможность возникновения ответной агрессивной реакции, они чаще общаются с младшими и более слабыми детьми.

Для младших школьников с агрессивным поведением, несмотря на различие  их личностных характеристик, свойственны некоторые общие черты, к которым можно отнести примитивность ценностных ориентаций, бедность, узость и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений. Младшие школьники, проявляющие агрессию, отличаются склонностью к подражанию, повышенной внушаемостью, эмоциональной грубостью, озлобленностью в отношении к сверстникам, а также окружающим взрослым, неустойчивой, неадекватной, самооценкой, которая может быть как максимально положительной, так и  максимально отрицательной. Кроме этого, для них характерны  повышенная тревожность, страх перед социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из сложных ситуаций, преобладание защитного механизма над другими механизмами, которые регулируют их поведение. Но, несмотря на данные характеристики, среди  младших школьников можно встретить хорошо интеллектуально развитых детей, социально развитых, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, а также демонстрации своей самостоятельности и взрослости [4, c. 52].

Родители, которые начинают  резко подавлять агрессивное поведение своих детей, способны только усилить проявления агрессии. Но если агрессивное поведение, напротив,  «не замечается» ими,  то ребёнок постепенно усваивает его как нормальную модель, поэтому стиль поведения взрослых в данном случае является решающим. Степень готовности взрослого прощать все  проступки, что является с их стороны проявлением снисходительности к ребенку, или, наоборот, строгость наказания агрессии ребенка, становятся  факторами, которые определяют  поведенческие реакции детей младшего школьного возраста. При этом надо иметь в виду, что если педагоги и родители  заранее не дают понять ребенку, что они  крайне не приемлют агрессивного поведения, но после  того, как ребенок совершил проступок,  строго его наказывают, то это приводит к тому, что агрессивность в личности закрепляется. Если же родители снисходительно относятся к проявлению агрессии со стороны ребенка, то это заканчивается тем, что  у  ребенка попросту  не возникает желания усваивать приемлемые в данном обществе нормы поведения, у него не формируется самоконтроль, и потом такой ребенок становится импульсивным, а в сложных ситуациях начинает проявлять агрессию [12, с. 40].

Следовательно, наиболее адекватным поведением взрослых в данном случае будет являться осуждение агрессии ребёнка, но без строгого  наказания  в случае  совершения им проступка. Необходимо  учитывать, что в младшем школьном возрасте ребёнку приходится многие сложности, которые могут возникнуть при общении с учителем, сверстниками и т.д. Столкновения между детьми могут приобрести ярко выраженные экспрессивные формы.

Начальная школа вводит ребёнка, который был раньше защищен  семьей и имел довольно  малый опыт общения, в ситуацию, при которой в реальных отношениях ему следует научиться отстаивать свое мнение, позицию,  равноправие. Именно характер речевого и экспрессивного общения может определять меру самостоятельности, а также  степень свободы ребёнка среди окружающих его людей. Как отметил Л.С. Выгодский, именно в младшем школьном возрасте начинается перестройка отношений ребёнка с окружающими его людьми. Индивидуальное поведение ребенка  возникает в  именно недрах коллективной жизни. Во время учебной деятельности возникает две сферы социальных отношений, которые взаимодействуют друг с другом с помощью иерархических связей – это  «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети» [13, c. 24].

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь