Тихоокеанский государственный университет. Выпускная квалификационная работа на тему “Особенности ре

Тихоокеанский государственный университет

Выпускная квалификационная работа на тему “Особенности регулирования труда лиц, работающих в района Крайнего Севера и приравненных к ним районах” (1000 руб.)

Выпускная квалификационная работа (ВКР) содержит пояснительную записку на 76 листе формата А4, включающую 42 литературных источников.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ РАЙОНАХ

Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся между гражданами, а также между физическими и юридическими лицами и публично-правовыми образованиями по поводу регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Цель исследования состоит в подготовке рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование правового регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Интерес к проблемам изучения и освоения территории Севера на протяжении последних восьми десятилетий то возрастал, то ослабевал.

Решение указанных задач влечет за собой необходимость исследования теоретических основ правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проведения историко-правового и сравнительного анализов нормативного материала, регулирующего труд указанных лиц в советский период и в настоящее время, анализа действующего законодательства и практики его применения, изучения соответствующей правовой и социально-экономической литературы.

Интерес к проблемам изучения и освоения территории Севера на протяжении последних восьми десятилетий то возрастал, то ослабевал. В последние годы ряд внесенных Правительством Российской Федерации законопроектов свидетельствует о тенденции, направленной на снижение гарантий и компенсаций, установленных для работников Крайнего Севера.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. Исторические предпосылки развития законодательства, регулирующего труд работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 7

2. Источники правового регулирования условий труда работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 21

3. Дополнительные правовые гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: общая характеристика. 32

4. Основания установления дополнительных гарантий лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 42

5. Особенности заключения трудового договора в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. 50

6. Дополнительные правовые гарантии и компенсации, связанные с прекращением трудовых отношений в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (пенсионное обеспечение федерального уровня, регионального и муниципального уровней) 56

Заключение. 67

Список использованных источников. 71

Неизбежным следствием новых рыночных отношений явились: колебания мировых цен на золото, инфляция, издержки производства горнодобывающей отрасли промышленности, жесткая зависимость социальных и экономических условий регионального развития от государственной политики в области использования природных ресурсов. Проведение экономической реформы привело к ликвидации ряда предприятий и как следствие – сокращению спроса на рабочую силу, что, в конечном счете, обусловило рост безработицы в северных регионах страны. К основным показателям, характеризующим состояние рынка труда, относятся, прежде всего, уровень безработицы, напряженность на рынке труда. При этом продолжительность безработицы по ряду регионов Севера значительно превышает среднероссийские показатели. Особенно неблагополучная ситуация на рынке труда коренных малочисленных народов Севера.

Сегодня положение северных регионов критическое – каждый пятый безработный в России – житель Севера. 15-20 % населения автономных округов имеют доходы ниже прожиточного минимума (в сельской местности эта цифра доходит до 75%). Средняя продолжительность жизни северян на 3-4 года ниже, чем в целом по стране. Большинство коренных народов вообще не доживают до пенсии: они живут на 10-11 лет меньше, чем средний россиянин. Только за 1997-1999 годах рождаемость на Севере снизилась на 34%, а смертность возросла на 42%. По данным статистического сборника «Труд и занятость в Камчатской области» общий коэффициент рождаемости, смертности и естественного прироста населения на 1000 человек в 2006 году составил – 11 человек родившихся и число умерших на это же количество составило – 12,6, что свидетельствует о превышении смертности по отношению к рождаемости и по настоящее время.

 По оценке специалистов Госкомсевера абсолютное большинство северян нуждаются в социальной поддержке, а среди аборигенов – все без исключения.

Особенностью изучения трудовых отношений в районах Крайнего Севера является их комплексный характер, включающий в себя изучение факторов, влияющих на физиологию человеческого организма в экстремальных условиях Севера, отдаленности и ограниченности средств сообщения.

Действующее трудовое законодательство не в должной мере отвечает этим требованиям, особенно применительно к нынешним условиям.

Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – северные регионы), имеют целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России.

Под гарантиями и компенсациями следует в том числе понимать меры по возмещению дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития прежде всего для работающего населения.

Гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения Севера по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации./22/

Основная трудность создания стройной системы законодательства о правовом регулировании труда в районах Крайнего Севера состоит в том, что трудовое законодательство может регулировать лишь отношения работников по применению ими труда в северных регионах. Но кроме работников, в этих регионах проживают лица, не связанные трудовыми правоотношениями. Это дети, молодежь, пенсионеры, инвалиды, местные жители (аборигены). Поэтому, кроме действующей 50 главы Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей трудовые отношения работников Крайнего Севера, необходимо другими законодательными актами урегулировать и социальные отношения    жителей    северных    территорий.     А    в    конечном    итоге кодифицировать и упорядочить законодательство о предоставлении гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В северных регионах страны, к которым относится и Камчатская область (ныне Камчатский край), северная точка которого расположена почти у северного полярного круга, повышены требования к одежде и обуви: необходимы теплые качественные зимние вещи, и, следовательно повышенные затраты на их приобретение. Так, например, в Камчатской области количество солнечного света, особенно на побережьях, меньше, чем в других районах России, расположенных на тех же широтах. Это объясняется большим количеством пасмурных дней, число которых меняется от 70 в предгорьях Срединного хребта до 150 на Командорских островах. Для края, особенно для побережья, характерны туманы, частые и сильные ветры, метели и дожди. Число дней с туманами колеблется от 70-115 на побережье, до 30-40 в центральной части полуострова. Причем 80% туманных дней на побережье падает на летний период. Весна приходит поздно – в мае, при этом заморозки возможны даже в июне. Лето на побережье влажное и умеренно прохладное. Зима начинается в октябре – ноябре. В связи с чем, в северных регионах повышены требования к жилью: оно должно быть построено с учетом влияния низких температур и продолжительности зимнего периода, а, кроме того, и сейсмоустойчивым. Питание необходимо быть более калорийным, учитывая энергетические затраты тела. Расходы на них увеличиваются, в то время как цены на продукты, товары и услуги здесь значительно выше, чем в центральных регионах страны.

Для компенсирования повышенные затраты труда и стоимость жизни, ограничить, а там где возможно, и устранить воздействие природно-климатических факторов на здоровье человека создана система гарантий и компенсаций. Права на эти гарантии и компенсации есть право на пользование особыми условиями труда, установленными законом и дополнение к общим нормам трудового законодательства для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, с января 1972 года в известных, предусмотренных законом, пределах также на территории Европейского Севера.

Объектом права на гарантии и компенсации являются определенные материальные и не материальные блага: сохранение места работы, повышенная заработная плата, более продолжительный отпуск, повышенный размер по временной нетрудоспособности и прочие.

Правоотношения по их реализации создает основание для предъявления работниками Севера конкретных требований к своим работодателям: начислять очередную процентную надбавку к заработной плате, предоставить дополнительный отпуск, оплатить проезд в отпуск как ему самому, так и неработающему члену своей семьи, выплатить разницу между пособием по государственному страхованию и фактическим заработком.

Предоставление названных гарантий и компенсаций неразрывно связано с решением государством задач по подъему и развитию экономики в Северных территориях. По форме они всегда характеризовались и характеризуются сферой действия, твердыми гарантиями, учетом местных особенностей районов и т. п.

По своей юридической природе северные гарантии и компенсации относятся к той группе субъективных трудовых прав граждан, возникновение и пользование которыми хотя и обусловлено волей сторон трудового правоотношения (заключенным трудовым договором), но конкретное содержание которых прямо определено императивными нормами закона и не может противоречить последнему. Поэтому, например, недопустимо лишать работника гарантий и компенсаций за нарушение трудовой дисциплины, поскольку такая мера взыскания не указана прямо в нормах законодательства.

По действующему законодательству система гарантий и компенсаций включает:

а)      Гарантии и компенсации, связанные с заключением и прекращениемсрочного трудового договора на Севере: повышенные компенсации припереезде к месту работы; единовременное пособие при перезаключениипервого срочного трудового договора; оплата обратного проезда кпрежнему месту жительства.

б)      Гарантии по заработной плате: периодические процентные надбавки к заработной плате за стаж работы на Севере.

в)      Гарантии и компенсации по отпускам:

 г) Гарантии и компенсации по государственному социальному страхованию и пенсионному обеспечению: доплата к пособию по временной нетрудоспособности до фактического заработка (но не свыше суммы установленной действующим законодательством); пенсии по старости на льготных условиях, проработавшим на Севере 15-20 лет.

Гарантии и компенсации, исходя из анализа действующего законодательства, можно разделить на две группы. К первой относятся виды гарантий и компенсаций предоставляемые всем работникам, заключившим трудовые договоры у данного работодателя, они, как и ранее, называются «основными». К ним относятся: надбавки к заработной плате, гарантии и компенсации по отпускам, доплаты к пособию по временной нетрудоспособности, льготное условие предоставление пенсий по старости. Дополнительные же гарантии и компенсации предоставляются только лицам, заключившим срочные трудовые договоры о работе на Севере. К ним относятся повышенные компенсации при переезде к месту работы, единовременное пособие при перезаключении первого трудового договора, бронирование жилой площади по прежнему месту жительства (последнее перестало быть актуальным).

Право граждан Российской Федерации на труд реализуется путем заключения трудового договора. Для лиц, заключивших трудовые договоры на Севере необходимо, как нам видится, обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, их работа должна протекать именно на Севере, основанием же для получения гарантий и компенсаций является трудовой стаж в районах Севера, порядок установления которого согласно статье 314 ТК РФ определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом.

Например, компенсация по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно как самому работнику, так и неработающим членам его семьи предоставляется работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, один раз в два года. Право на эту компенсацию возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Иными словами право на названную компенсацию возникает на базе северного трудового стажа. Но размер на данную компенсацию не зависит от стажа, а определяется фактической стоимостью проезда к месту использования отпуска и обратно по нормам, установленным законом. Аналогично положение с компенсацией по выплате единовременного пособия при перезаключении на новый срок первого трудового договора. В этом случае возникновение права на названную выплату обусловлено стажем, размер же от стажа не зависит и определяется средним месячным заработком работника, а также установленными нормативами (50% заработка без учета районного коэффициента и прочее)./5/

Право же на получение процентных надбавок к заработной плате, стаж работы на Севере определяет и возникновение права, и его размер. В районе Крайнего Севера первая десятипроцентная надбавка выплачивается по истечении шести месяцев работы; вторая -12, третья – 18 и т. д.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь