Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Управление дебиторской задолженностью организации (на примере ООО «ЮЗА»)




Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Выпускная квалификационная работа на тему «Управление дебиторской задолженностью организации (на примере ООО «ЮЗА»)»

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………………    3
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью организации…………………………………………………………………………………    5
1.1. Подходы к определению управления дебиторской задолженностью организации    5
1.2. Система управления дебиторской задолженностью организации…………………    14
1.3. Методы и инструменты управления дебиторской задолженностью………………    18
Глава 2. Практика управления дебиторской задолженностью в ООО «ЮЗА»………..    24
2.1. Краткая характеристика ООО «ЮЗА»……………………………………………….    24
2.2. Система управления дебиторской задолженностью ООО «ЮЗА»………………...    36
2.3. Анализ дебиторской задолженностью ООО «ЮЗА»……………………………….    41
Глава 3. Проблемы управления дебиторской задолженностью и пути их решения…..    54
3.1. Проблемы управления дебиторской задолженностью организации……………….    54
3.2. Направления совершенствования управления дебиторской задолженностью организации…………………………………………………………………………………    55
Заключение………………………………………………………………………………….    60
Библиографический список……………………………………………………………….    62
Приложения…………………………………………………………………………………    66

В целях уточнения сущности дебиторской задолженности необходимо выделить ряд признаков ее квалификации, а именно: 
1. По продолжительности:
- долгосрочная (со сроком погашения более 12 месяцев от отчетной даты); 
- краткосрочная (со сроком погашения менее 12 месяцев).
2. Исходя из своевременности исполнения обязательств по договору дебиторскую задолженность классифицируется на: 
- срочную (нет просрочек);
- просроченную; 
- отсроченную. 
3. С точки зрения отражения в балансе выделяются следующие группы дебиторов организации: 
- покупатели и заказчики, 
- задолженность дочерних и зависимых обществ, 
- векселя к получению, 
- авансы выданные, 
- задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, 
- прочие дебиторы [42, с. 235]. 
4. По степени обеспечения: 
- обеспеченные долговые обязательства,
- не обеспеченные долговые обязательства.
5. По возможности взыскания:
- надежная дебиторскую задолженность, то есть дебиторская задолженность организации в пределах срока, установленного договором, а также задолженность дебиторов, обеспеченная поручительством, залогом, банковской гарантией;
- сомнительная дебиторская задолженность, то есть не погашенная в срок и необеспеченная, однако, вероятность возможного погашения сохраняется;
- безнадежная задолженность, по которой истек срок исковой давности, и которую невозможно получить в результате форс-мажорных обстоятельств, ликвидации дебитора или его банкротства. 
Особое значение при исследовании дебиторской задолженности имеет изучение особенностей политики управления.
В научной литературе нет и однозначной трактовки понятия «управление дебиторской задолженностью». Современные авторы сходятся в понимании цели этого процесса: таковой признается оптимизация уровня дебиторской задолженности. Однако ее рост не всегда представляет собой проблему для предприятия. Если оно расширяет деятельность, наращивает объем продаж, то  увеличивается число покупателей и  соответственно может возрастать дебиторская задолженность. В этом случае нежелательными будут наличие и  рост лишь просроченной дебиторской задолженности, так как это повышает финансовые риски предприятия, связанные с  непогашением основного долга, а также с отвлечением и замораживанием оборотного капитала. 
Представители американской экономической школы Ю.  Бригхем и Л.  Гапенски  [29, с.442] считают, что оптимизация величины дебиторской задолженности должна обеспечивать достижение баланса между желанием пред приятия максимизировать свои чистые денежные поступления за определенный период и минимизировать затраты, связанные с поддержанием величины дебиторской задолженности на  некотором уровне. Они же предлагают механизмы, позволяющие влиять на ее величину через кредитную политику. 
Несмотря на общее понимание цели управления дебиторской задолженностью, в научной литературе нет единства взглядов на способы ее достижения. 
Так, А.Р. Мурикова  [31, с.181] рассматривает управление дебиторской задолженностью как часть системы управления оборотным капиталом и предлагает два подхода к этому процессу: 
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;  
2) сравнение и оптимизация величины сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. 
По мнению И.В. Раевой [35, с.177], к основным этапам управления дебиторской задолженностью относятся планирование ее размера, управление кредитными лимитами покупателей, контроль дебиторской задолженности и мотивация сотрудников. 
Наиболее полный перечень управленческих мероприятий представлен Е.А. Суриковой [42, с.233-234]: в него входят финансовый анализ деятельности предприятия-поставщика, выработка кредитной политики предприятия, принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности, контроль отгрузки продукции, контроль за финансовым состоянием дебиторов и  меры по взысканию дебиторской задолженности. 
Профессор В.  В.  Ковалев [24, с.613] делает акцент на такой составляющей процесса управления дебиторской задолженностью, как выработка кредитной политики предприятия. 
Анализ рассмотренных выше подходов к управлению дебиторской задолженностью свидетельствует об отсутствии системности в их реализации. По нашему мнению, управление дебиторской задолженностью, как и любой процесс управления любым объектом, предполагает осуществление основных функций управления (планирование, контроль и оценка, регулирование и мотивация). Реализация каждой из них требует выполнения расчетно-аналитических процедур, т. е. функция анализа, можно сказать, пронизывает весь процесс управления. 
Процесс управления дебиторской задолженностью может быть реализован как система с обратной связью. Такой подход основан на принципах теории автоматического регулирования, когда необходимо задать (сформулировать) требуемое состояние системы, затем обеспечить контроль за его соблюдением (мониторинг), проанализировать и  оценить возникающие отклонения от  заданного состояния и при необходимости осуществить регулирующие воздействия с целью своевременно устранить возникающие отклонения или скорректировать требуемый уровень состояния. 
Согласно подходу В.Г. Зарецкой, формирование кредитной политики по отношению к покупателям продукции, то есть политики управления дебиторской задолженностью организации осуществляется по следующим нижеприведенным этапам [21, с. 48]:
1) оценка дебиторской задолженности в динамике;
2) формирование принципов кредитной политики в отношении покупателей организации;
3) расчет необходимого размера оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту;
4) разработка  системы кредитных условий для своих покупателей;
5) с целью дифференциации условий предоставления кредита осуществляется формирование системы показателей и стандартов оценки покупателей;
6) формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
7) выбор современных форм рефинансирования дебиторской задолженности и обеспечение использования в организации;
8) формирование эффективной системы контроля за движением и инкассацией дебиторской задолженности.
Управление дебиторской задолженностью с точки зрения финансового менеджера, включает в себя контроль за оборачиваемостью дебиторской задолженностью (средств в расчётах), а  ускорение периода ее оборачиваемости рассматривается как положительный факт.
С.А. Пак [32, с.195] в своей работе выделяет следующие этапы управления дебиторской задолженностью: 
 1) оценка дебиторов организации; 
 2) оценка фактической ее стоимости; 
 3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; 
 4) формирование политики предоставления коммерческих кредитов и авансовых расчетов; 
5) анализ возможностей применения факторинга. 
Опираясь на вышеизложенное можно засвидетельствовать тот факт, что управление дебиторской задолженностью построено на двух подходах: во-первых, сравнение дополнительно полученной  в результате спонтанного финансирования прибыли, полученной с потерями и затратами, которые возникли в результате изменения политики сбыта продукции; во-вторых, сравнение и оптимизация размера и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей на основе таких критериев как уровень кредитоспособности, время отсрочки платежа, применяемая стратегия скидок, доходы и расходы по инкассации. 

 <..........>


№ 6150 Цена 100 руб Хотите получить эту работу? Напишите заявку на cendomzn@yandex.ru

Работа с пометками преподавателя!

Купить работу




Календарь

«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса