|
Влияние фактора НТП на стратегии фирм в высокотехнологичных отраслях. Отраслевой рынок вооруженияВлияние фактора НТП на стратегии фирм в высокотехнологичных отраслях. Отраслевой рынок вооружения (500 руб.)
Содержание: Введение………………………………………………………….……..3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития рынков с высокой долей НТП……………………………………….………..….4 1.1 Инновации и НТП в жизни общества………..……………………4 1.2 Тендеры и госзаказы как способ функционирования и распределения средств на рынке вооружения…………………….9 1.3 Отраслевой рынок вооружения …………………………………..10 Глава 2. Основные методы исследования отраслевого рынка……...14 2.1 Границы рассматриваемого рынка………………………………..14 2.2 Классификация и виды структур рынков………………….……..15 2.3 Рыночные барьеры………………………………………………....17 2.4 Основные характеристики исследуемого отраслевого рынка..…18 Глава 3. Исследование отраслевого рынка вооружения (самолёты-истребители 4 поколения)……………………………………………..20 Заключение……………………………………………………………..35 Список использованных источников…………………………………36 Введение. Высокие технологии неразрывно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП) и инновациями. И именно в отраслях, требующих большие затраты на новые исследования и разработки, наблюдается ожесточённая конкуренция. Как правило, на данных отраслевых рынках имеется довольно ограниченный круг производителей и потребителей. Борьба за новые разработки, промышленный шпионаж, плагиат – всё это делает рассмотрение высокотехнологичных отраслей наиболее интересным. Наиболее полно рассмотреть и понять законы функционирования рынка высокотехнологичной отрасли можно на примере рынка вооружения. Ведь именно этот рынок является самым наукоёмким, и именно здесь гонка за новейшими технологиями становится залогом успеха и процветания предприятия. Борьба за тендеры и государственные заказы ставит все все конкурирующие предприятия в жёсткие рамки. Вся продукция должна быть абсолютно надёжной и более совершенной по сравнению с конкурентами: только тогда можно заключить контракт и развиваться далее. Слабым фирмам не остаётся никаких шансов. Здесь правят гиганты военно-промышленного комплекса (ВПК). В данной работе будет рассмотрены основные аспекты высокотехнологичного рынка вооружения, стратегическое поведение компаний в его условиях, модели конкуренции и влияние инноваций и НТП на данный отраслевой рынок. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития рынков с высокой долей НТП. 1.1 Инновации и НТП в жизни общества. Для начала дадим определения понятий «инновации» и «НТП». Инновации - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.[3] Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. [4] Также имеет место сказать о НИОКР, т.к. вся инновационная деятельность есть их производная. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии. [10] Мы живём в век научно-технического прогресса. Он является как бы этапом исторического развития, где роль инновациям уделяется особое место. Именно поэтому в основном в этой работе будет делаться упор на инновации. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них мы бы не имели прогрессивных компьютеров, высокотехнологичных производственных станков, а также сверхточного оружия, сверхзвуковых невидимых для радаров самолётов, авианосцев и подлодок. Здесь не будет рассматриваться вопрос об этичности развития и совершенствования орудий убийства – оставим это для философских трактатов. Скажем лишь, что любое современное прогрессивное государство, имеющее свою чёткую точку зрения и защищающее свои огромные просторы, должно быть хорошо вооружено. «Si vis pacem para bellum» - хочешь мира, готовься к войне. Пока скажем несколько слов об инновациях в целом, в частности об инновациях и их влиянии на экономики. Логично предположить, что чем больше выделяется средств на НИОКР, тем выше экономическое развитие стран. Но это не так. Для примера в США в 1929 год расходы на НИОКР составляли 200 млн. долл., что составляло 0,1% ВВП, против 344 млрд. на 2006 год (2,6% от ВВП) Однако очевидно, что технический прогресс, темпы роста ВВП и производительности труда были в разы выше, чем современные.[9] Можно с уверенностью сказать, что рост экономических показателей, вследствие НТП достигается за счёт более оптимального распределения средств, направленных на НИОКР и более полное использование ранее созданного. Как уже говорилось ранее, уровень развития экономики страны в какой-то мере зависит от уровня развития НТП и инноваций. И здесь Россия не в первых рядах. Наглядно это можно увидеть на следующих рисунках (Рисунки 1 и 2). 1.2 Тендеры и госзаказы как способ функционирования и распределения средств на рынке вооружения. В практике многих стран, в том числе и России, выполнение каких бы то ни было заказов, подчас поручается частным предприятиям. Государство выдвигает требования к товару, назначает порог цен, а непосредственным выполнением занимается частная фирма. Для того, чтобы определить, какая фирма будет заказ выполнять, проводится тендер (аукцион). [1] ТЕНДЕР (от англ. tend — обслуживать) — 1) конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые, для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа; 2) письменное предложение, заявление о подписке на ценные бумаги, о намерении заключить контракт или поставить товары; 3) цена на товар, предложенная его производителем, исходя из уровня цен, предлагаемых его конкурентами; 4) международный конкурс на право получения заказа.[3] Однако в российском законодательстве этот термин отсутствует. Вместо него применяется «конкурс», но в целом суть от этого не меняется. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. [2] Фирмы соревнуются в борьбе за данный заказ, ведь его выполнение сопровождается государственным финансированием и в дальнейшем имеется возможность заработать хорошее имя и стать постоянным исполнителем. Государство выбирает фирму, которая предложит более качественное, высокотехнологичное и подчас более дешёвое выполнение данного контракта. Согласитесь, что без высоких технологий, соответствующей научно-технической базы и инноваций это почти невозможно. А на рынке вооружения это, пожалуй, одно из основных требований. В мире всегда существовала гонка вооружений. У кого более качественное, более современное оружие, тот и «заказывает музыку». Государство всегда заинтересовано в создании современной военной техники и тендер как нельзя лучше подходит для определения наиболее выгодного условия контракта и фирмы, которая будет его выполнять. В основном данные предприятия целиком и полностью заняты в военно-промышленном комплексе, о котором речь пойдёт в следующей подглаве. 1.3 Отраслевой рынок вооружения. Общепринятый в мировой практике термин «военно-промышленный комплекс (ВПК)» не встречается в российском законодательстве. Вместо него используется термин «оборонно-промышленный комплекс». Также ни в каких государственных стандартах и правовых актах не даётся определения как самого ОПК, так и терминов «отрасль», «промышленность» и «комплекс». Поэтому дадим широко известное определение с интернет ресурса ru.wikipedia.org. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. [10] ОПК является важнейшим сектором экономики развитых стран, так как он обеспечивает обороноспособность страны и через него внедряются важнейшие инновационные разработки и разного рода передовые технологии. Также он является крупной статьёй дохода в государственном бюджете, ведь суммы контрактов на поставку оружия и военной техники порой достигают миллиарды долларов. Мировая торговля оружием существенно влияет на общемировую и национальную безопасность государств посредством изменения баланса сил, поддержание или нарушение регионального равновесия, сдерживание или расжигания агрессивных устремлений военно-политического руководства отдельных стран. Полюс соперничества государств в мировой торговле оружием в 90-е годы перешёл из сферы военно-политического противостояния в сферу экономического противоборства, соперничества в области научно-технического прогресса и инноваций. Международная торговля вооружением становится фактором выживания военных корпораций практически во всём мире. Высокая доля сокращений военных заказов от стран США, России и правительств Западной Европы для нужд национальных вооруженных сил поставили разработчиков и производителей перед проблемой глобальной реструктуризации и рационализации производства. Слияние крупных оборонных фирм, конверсия военного производства и ставка на экспорт стали ответом на этот вызов новой политической и экономической ситуации. [8] Глобализация мировой торговли оружием, которая ориентируется на производителей ВВТ (вооружения и военной техники) и требования самого обширного сектора покупателей, пренебрегая подчас отдельными требованиями сил национальной безопасности, приводит к укрупнению и слиянию фирм ВВТ не только в рамках национальных границ, но и в направлении создания международных корпораций. В более отдаленном будущем, возможно, такое положение, когда в мире будут всего несколько поставщиков продукции военного назначения, как танки, боевые самолеты, артиллерийские системы и т.д. Товарные рынки вооружений станут жёстко олигополизированы, что станет причиной увеличения доли военных расходов в мировом ВВП. Кроме того, это обстоятельство может осложнить организацию грамотного национального и международного контроля над продажей обычных вооружений и военных технологий. Контроль же за перемещением за пределы национальных границ технологий двойного назначения в этих условиях становиться невозможным. Процессы олигополизации можно наблюдать уже сегодня на примере авиастроительной компании Lockheed Martin Corporation. Данная корпорация уже несколько лет является ведущей фирмой в ВПК. Глава 2. Основные методы исследования отраслевого рынка. 2.1 Границы рассматриваемого рынка. Анализ отраслевого рынка предполагает полное исследование тех факторов, в результате и при которых данный рынок существует. К таким факторам можно отнести непосредственно границу рынка, концентрацию производителей, барьеры входа и выхода, дифференциация продукта. В данной главе мы немного коснёмся тех методов и критериев, с помощью которых исследуются отраслевые рынки. Начнём с границ рынка, но сначала дадим определение понятия «рынок». Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|