|
Взаимодействие внимания и психических процессов личностиВзаимодействие внимания и психических процессов личности (500 руб.) Содержание Введение 3 1. Особенности психических процессов личности. 4 2. Взаимодействие внимания и психических процессов личности. 14 3. Волевые процессы человека 17 Заключение 22 Список использованной литературы. 24 Слуховые ощущения позволяют описывать звук в терминах громкости, высоты, тембра. Громкости соответствует сила звука, измеряемая в децибелах. Человек воспринимает звук от 3 до 130–140 дБ, последнее число соответствует верхней границе слышимости, болевому порогу. Тембр – сложная характеристика звука, не имеющая прямого физического аналога, как тембр мы различаем сложный узор звуковых тонов – сочетание звуков определенной громкости высоты.[1] Зрительные ощущения складываются за счет определения цветового тона, яркости и насыщенности. Форма объекта передается за счет отражения на сетчатке глаза световых пятен разного цвета и тона, а движение – за счет перемещения этих пятен. Человек воспринимает световые волны длиной от 390 до 780 нанометров, т. е. нижняя граница находится на уровне инфракрасного излучения, верхняя – ультрафиолетового. Человеческий глаз способен воспринять световой импульс в 8—47 квантов (это нижний порог восприятия) и 1–1,5 %-ное изменение освещенности поверхности (это дифференциальный порог зрительного восприятия). Верхний порог зрительного восприятия наиболее относителен – состояние ослепления зависит от адаптации глаза к освещенности – и может быть вызван даже нормальным дневным освещением, если глаз привык к дефициту света.[2] У человека зрительное восприятие является ведущим – по оценкам специалистов, через этот канал поступает 90 % всей информации. Слух, обоняние, осязание и другие каналы восприятия имеют гораздо меньшее значение. На базе ощущений строится процесс восприятия. Образ содержит не только информацию, поступившую от органов чувств, – в процессе его формирования участвуют и другие познавательные процессы, идет процесс достраивания образа. При этом часто возникают нормальные ошибки. Так, если предъявить испытуемым белый цилиндр с красным торцом, большинство людей склонны предполагать, что и второй торец, который не виден, т. е. находится за пределами восприятия, тоже красный. С одной стороны, процесс достраивания образа необходим в повседневной жизни – по отрывочным элементам образа мы чаще всего можем угадать весь объект, с другой стороны – этот эффект все же иногда приводит к ошибкам восприятия.[3] Иллюзия – образ, являющийся порождением реальных ощущений, но неверно отражающий реальность. Это ошибка восприятия, возникающая благодаря вмешательству в процесс восприятия памяти, желания, фантазии, какой-либо установки или другого психического явления. Например, человек может принять висящий на стуле в темной комнате пиджак за сидящего человека или облако нетипичной формы за летающую тарелку. Возникновение иллюзий считается нормальным психическим явлением. Их следует отличать от галлюцинаций – полностью сконструированных образов, которые субъективно воспринимаются как реальные объекты. Так, человек может утверждать, что видит объекты или слышит звуки, которые в объективной реальности не существуют. Галлюциноз считается патологическим процессом. Мы живем в четырехмерном мире: нам известны три пространственных измерения и одно временное. Восприятие пространства не является врожденным и складывается в процессе научения. Человек определяет размеры объектов, сравнивая их с другими объектами и опираясь на свой прежний опыт. Однако если предъявить испытуемому изолированный объект, например куб на белом фоне, который демонстрируется через специальное отверстие в ширме так, что расстояние до него определить невозможно, то человек будет не в состоянии определить его размер. Восприятие пространства возникает за счет соотношения расстояния до объекта и его величины. Бинокулярное зрение имеет значение при восприятии пространства, но решающим оказывается жизненный опыт – мы научаемся определять расстояние и размеры и можем воспринимать пространство, пользуясь только одним глазом. Очень редко обращают внимание на еще одно измерение, доступное человеческому восприятию, – восприятие времени. Время воспринимается как необратимое равномерное движение из прошлого в будущее. Мы научились выражать время в единицах длительности: секундах, часах, сутках, годах. Субъективное же восприятие времени отлично от объективного: оно может протекать неравномерно – растягиваться или сжиматься. В эксперименте одной группе испытуемых предложили интересные игры, а другую поместили в отдельные пустые комнаты и попросили ждать. Люди, которые развлекались, восприняли 10-минутный отрезок времени как очень краткий – 2—3-минутный, а ожидающие обозначили этот же временной промежуток как 15-минутный. Так стало известно, что субъективное время протекает неравномерно – оно может «замедляться» и «ускоряться» в зависимости от обстоятельств.[4] [1] Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия - СПб.: Питер, 2004. - С. 87 [2] Там же. - С. 120 [3] Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2003. - С. 88 [4] Кроль, В. М. Психофизиология человека / В. М. Кроль. - СПб.: Питер, 2003. - С. 106 Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|