|
Законодательный процесс в Российской ФедерацииЗаконодательный процесс в Российской Федерации (500 руб.)
Содержание Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Законодательный процесс: понятие, содержание, субъекты..........5 1.1. Понятие и содержание законодательного процесса.................................5 1.2. Субъекты законодательного процесса.........................................................9 Глава 2. Стадии законодательного процесса....................................................14 Заключение............................................................................................................26 Список использованной литературы..................................................................28 Приложение...........................................................................................................30 Введение Актуальность темы. Законодательный процесс - это основная составная часть, ядро правотворческого процесса. Он является один из ведущих конституционно- правовых институтов современного российского государства. Его основы закреплены в Конституции РФ. Цель курсовой работы - рассмотреть и изучить законодательного процесса в нашей стране. Объект курсовой работы - законодательный процесс в РФ. Предмет курсовой работы - специфика законодательного процесса в РФ. Задачи, решаемые в ходе работы: 1. дать понятие законодательного процесса; 2. раскрыть содержание законодательного процесса; 3. рассмотреть субъекты законодательного процесса; 4. рассмотреть законодательный процесс. Структура курсовой работы: - введение; - основная часть, состоящая из двух глав; - заключение; - список использованной литературы; - приложение. Практическая значимость данной работы - применимость для теоретической подготовки абитуриентов юридических специальностей. Теоретической значимостью данной работы является то, что сформулированные в работе положения и выводы дополняют общую теорию государства и права. Методы исследования: метод познания, сравнения, дедукции, индукция, логические методы. В ходе написания курсовой работы на тему "Законодательный процесс в РФ" было изучено множество литературных источников, но наиболее всесторонне и полно данную тему раскрывают научные труды следующих авторов: В.К. Бабаев "Теория государства и права: Учебник для бакалавров"; Л.И. Спиридонов "Теория государства и права: Учебник"; М.Н. Марченко "Теория государства и права: в вопросах и ответах; С.А. Жинкин "Теория государства и права: конспект лекций". В данных учебных пособиях внимание уделяется понятию законодательного процесса, его содержанию, равно как субъектам и стадиям законодательного процесса. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, задачи и цель работы, а также методы исследования, практическую и теоретическую значимость. Глава 1. Законодательный процесс: понятие, содержание, субъекты 1.1. Понятие и содержание законодательного процесса Законодательный процесс - это определенный порядок проектов законов вплоть до их принятия и вступления в законную силу[1]. Его основы закреплены в Конституции РФ. Разработка и принятия закона представляет собой многоступенчатую процедуру, которая подразделяется на ряд стадий. Закон считается принятым и вступившим в законную силу, когда он внесен, рассмотрен, принят, подписан и опубликован согласно определенным в Конституции РФ порядком. Несоблюдение порядка прохождения законопроекта лишает принятый акт законной силы. В связи с этим Конституция России и Регламенты палат подробно, основательно регулируют законодательный процесс. Прения и разногласия относительно расплывчатости определенных формулировок таких актов привели к рассмотрению надлежащих вопросов рассматриваемого нами процесса Конституционным Судом РФ. Согласно общепризнанному мнению Конституция России содержит нечеткое представление "принятия" федеральных законов. Она определяет, что принимаются данные законы Государственной Думой[2]. Тем самым давая понять, что законодательный процесс завершен. На деле же Государственная Дума лишь утверждает законопроект и передает исключительно в данном качестве в Совет Федерации, который в свою очередь одобряет либо не одобряет его и лишь после подписания и опубликования законопроекта Президентом РФ он считается вступившим в законную силу. Все же данное представление процесса превращения законопроекта в закон в российской конституционной системе нет. По этой причине приходится использовать терминологию закрепленной в нашей Конституции. Конституционный Суд разрешил данный пробел: он указал в одном из своем решении, что понятие "принятый федеральный закон", находящийся в ч. 1 ст. 107 Конституции РФ, касается результата законотворческой деятельности обеих палат, а значит, отличается от понятия "принятый Государственной Думой Федеральный закон". Такое несоответствие в содержании данных понятий выражает особенность каждой стадии законодательного процесса. В нашей стране существуют следующие стадии законодательного процесса: 1. законодательная инициатива; 2. обсуждение проекта; 3. принятие закона; 4. опубликование (промульгация) закона[3]. Обычно эти стадии, процедуры закреплены в законодательстве соответствующих государств, прежде всего в Конституциях и регламентах палат парламентов. В литературе вопрос о количестве стадий законодательного процесса остается предметом дискуссий. Свойственные черты данного процесса в России: последующее упрочнение демократических основ возникновение правовых норм; гласность; профессионализм; учет социального мнения; усиление внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений; обширное вовлечение научной общественности к их обсуждению и выработке[4]. В последнее время у Федерального Собрания РФ немалый интерес вызывает правовая форма принимаемых законодательных актов, их компактности, простоте и правильности. Наиболее конкретно и однообразно устанавливается структура закона, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Прослеживается тенденция принятия новой редакции законов, которые не соответствуют изменившимся условиям, вместо многократного внесения в них массовых изменений и дополнений. При этом важнейшие изменения, идущие в обществе, предъявляют повышенные требования касательно законодательной технике. Известно, что рентабельность действия спешно подготовленных и приятых нормативных актов без строгого следования юридической форме заметно сводит к минимуму и вместе с тем - они способны вызывать серьезные разногласия во всей системе российского законодательства, его отставанию от веления времени, к коллизиям правовых норм[5]. Согласно А.С. Пиголкину, законодательная техника - это система сформированных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил оформления наиболее совершенных и целесообразных по структуре и форме законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, допустимость и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства. Итак, законодательный процесс - это порядок деятельности органа законодательной власти, как правило закрепленных в конституции и регламенте надлежащего представительного органа. 1.2. Субъекты законодательного процесса Принятие участия субъектов законодательного процесса основано на их правах либо обязанностях. Надлежащим правом, закрепленным в законодательных актах, в частности, следуют все субъекты права законодательной инициативы, иными словами, участники законодательного процесса, которые могут поднимать перед законодательным органом вопросов об издании нового закона. Субъективное право инициатора заключается в том, что он непосредственен в выборе времени для осуществления собственном инициативе. Он вправе как воспользоваться данным правом, так и воздержаться от этого. Исключительно наличие объективной заинтересованности в разрешению любой социальной задачи правовыми средствами, совместно с субъективной заинтересованности инициатора к данному предмету, создает решение субъекта права законодательной инициативы применять данное право. Помимо этого, существуют и другие субъекты рассматриваемого нами процесса, чье участие в законодательной деятельности непосредственно обуславливается самостоятельностью выбора своего поведения (его вида и меры)[6]. В частности, граждане, решая участвовать либо не участвовать в референдуме - всенародном голосовании, с помощью которого принимается государственное решение, отталкиваются от права, которое установлено в конституциях и иных законах. Как правило, в референдуме могут принимать участие граждане, которые обладают активным избирательным правом. Государственные органы и должностные лица могут стать субъектами законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. В частности, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы и федеральные законы относительно вопросов, определенных в ст. 106 Конституции[7]. При принятии иных федеральных законов вне зависимости принял ли Совет Федерации на самом деле закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, данный орган является участником законодательного процесса согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ. Принятие правовых поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения, а следовательно и участия законодательных органов не менее чем 2/3 субъектов РФ[8]. Разработка проекта новой Конституции РФ возложена на Конституционное Собрание[9]. Комитеты, комиссии парламентов участвуют в рассматриваемом нами процессе но основании конституции и регламентов. И может быть поручена работа над законопроектами, которые регламентируют отношения в конкретных областях как государственной, так и общественной жизни, иными словами, они могут специализироваться на тех либо других отраслях права, или через них проходят все законопроекты. Центральная комиссия референдума РФ принимает участие в законодательном процессе на основании ФЗ "О референдуме РФ", предоставляя проведение всенародного голосования в России Часть субъектов законодательного процесса обязаны соответствовать индивидуальным требованиям касательно их численности: 1. предложение о пересмотре положений гл. 1,2,9 Конституции РФ должно быть поддержано во время голосования группой численностью не меньше 3-5 от единого числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; 2. российские граждане могут получить статус субъектов законодательного процесса - инициаторов проведения референдума, объединившись в группу численностью не меньше двух миллионов человек[10]. Все субъекты могут быть разделены на группы: 1. в обязательном порядке принимающие участие в законодательном процессе. Это те, чье участие в рассматриваемом нами процессе вызвано их компетенцией, значимостью, которые они имеют в жизни государства: Парламент (его депутаты), комиссии, комитеты, глава государства, равно как другие органы, на прямую связаны с движением закона от осуществления права законодательной инициативы до издания. Такие лица и органы всегда принимают участие в законодательном процессе, т.к. это связано с их обязанностями. Реализация возложенных обязанностей не исключая того, что в этом процессе они могут осуществить данные им права. В частности, депутат Государственной Думы в нашей стране после реализации права законодательной инициативы участвует в работе комитета и принимает участие в голосовании. 2. принимающие участие в законодательном процессе в силу особенности определенного законодательного акта. К данной группе относятся те, чье участие в составлении закона связано с особенностью определенного законодательного процесса. Последняя может быть порождена видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), ценностью общественных отношений, которые подлежат регулированию (в частности, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона, спецификами сферы деятельности общества и государства (осуществление законодательной инициативы высшими судебными органами относительно вопросов их ведения)[11]. Все субъекты законодательного процесса: 1. принимают участие в данном процессе в силу своих полномочий, определенных, чаще всего, конституциями и принятыми на основании ее другие законы; 2. свершаются в рамках законодательного процесса действия, всегда взаимообусловленные, взаимосвязанные исполнением иными субъектами процесса возложенных на них полномочий, иными словами, действия, которые проделаны субъектами, в полной мере принимают закономерную оправданность, рациональность и важность исключительно при завершении всего процесса; 3. действуют в рамках нормативно определенных процедур, как правило вызывают правовые существенные последствия; 4. действуют стремясь создать закон[12]. Следовательно, субъекты законодательного процесса - это субъекты права законодательной инициативы, равно как граждане и их объединения, лица, имеющие особенную правосубъектность (депутаты), их объединения, равно как государственные органы, их подразделения, общественные и государственные организации, научные учреждения, которые каким-либо образом принимают участие в создании закона. Государственные органы и должностные лица могут получить статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. В частности, как гласит Конституция РФ, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, равно как федеральные законы касательно вопросов, которые определены в Конституции. Некоторые субъекты рассматриваемого нами процесса должны соответствовать особым требованиям. Глава 2. Стадии законодательного процесса Стадии законодательного процесса бывают основные и факультативные. Основные стадии: 1. законодательная инициатива и предварительное рассмотрение; 2. рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой; 3. рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 4. подписание и обнародование законов Президентом РФ. Факультативные стадии: 1. повторное рассмотрение Государственной Думой законопроектов, отклоненных Советом Федерации; 2. повторное рассмотрение Государственной Думой законопроектов, отклоненных Президентом РФ. Первая стадия - реализация права законодательной инициативы и ее предварительное рассмотрение. Законодательная инициатива - это официальное внесение в Государственную Думу законопроекта управомоченнными субъетами. Право законодательной инициативы вызывает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять и отклонить его - право законодателя[13]. Право законодательной инициативе принадлежит: - Президенту РФ; - Совету Федерации и его члену; - депутатам Государственной Думы; - Правительству РФ; - законодательным (представительным) органам субъектов РФ; - Конституционному, Верховному, Высшему арбитражному судам РФ[14]. Право законодательной инициативы реализуется в форме внесения в Государственную Думу: проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующее законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, или о признании таких законов утратившими силу, или о неприменении на территории нашей страны актов законодательства СССР; поправок к законопроектам. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы обязан быть представлен несколько документов, прописанных в Регламенте Государственной Думы: - пояснительная записка к законопроекту, включающая предмет законодательного регламентирования и изъяснение концепции представляемого законопроекта; - текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; - перечень законов РФ и законов РФ, федеральных конституционных законов и других нормативных правовых актов РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, принятию в связи с принятием данного ФКЗ, ФЗ; - финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроектов, осуществление которого потребует материальных затрат); - заключение Правительства РФ (по законопроектам, определенных в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ) и иные документы. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материала к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы, который передает зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, устанавливающий соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ. Решение данного комитета относительно соответствия законопроекта требованиям ст. 104 Конституции и ст. 105 Регламента, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее решение: - назначить один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту, а при необходимости назначить и комитет-соисполниель; включить законопроект в ориентировочную программу законопроектной работы Думы на текущую/очередную сессию; - отправить законопроект в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, Совет Федерации, Правительство РФ, равно как в Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды касательно вопросов их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов Совет Государственной Думы, в основном, не позже чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации для подготовки и представления в Думу отзывов на указанные законопроекты. Совет Государственной Думы принимая во внимание предложения ответственного комитета определяет срок представления отзывов в ответственный комитет. Если в Государственную Думу после принятия/одобрения в первом чтении поступит законопроект по аналогичному вопросу, то в этом случае данный законопроект Государственной Думой на рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивом принятия либо одобрения подобного законопроекта в первом чтении. Если в Государственную Думу внесены альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по аналогичному вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Думу раньше, определяет срок рассмотрения альтернативных законопроектов и возлагает ответственному комитету разработать такие законопроекты к рассмотрению Думой в первом чтении единовременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее. Если Совет Государственной Думы принял решение о внесении поступивших прежде законопроектов в проект порядка работы Государственной Думы, принятие к обсуждению новых альтернативных законопроектов по тому же вопросу прекращается. Комитет для работы над законопроектом может образовать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы - членов этого комитета. В состав данной группы могут также входить депутаты Думы, которые не являются членами ответственного комитета; представители надлежащего субъекта права законодательной инициативы, равно как представители органов государственной власти, иных организаций, специалисты и эксперты. Ответственный комитет, получив текст законопроекта, назначает докладчика из состава членов ответственного комитета. Докладчик координирует деятельность членов рабочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докладывает на заседании ответственного комитета о итогах подготовительной работы над текстом законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы либо ответственного комитета в определенные ими срок реализует правовую экспертизу законопроекта. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для вынесения на обсуждение Думы. Вторая стадия - рассмотрение законопроекта и принятие федеральных законов Государственной Думы. Оно происходит посредством открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если говорится о раздельном голосовании - по палатам) за него отдали голоса больше половины члены палаты. Для принятия федерального конституционного закона определена наиболее усложненная процедура. Порой по законопроектам проводят поименное голосование[15].
[1] Марченко М.Н. Теория государства и права: в вопросах и ответах/М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. - С. 147 [2] См. ч. 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009 [3] Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 411 [4] Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник/ Л.И. Спиридонов. - М.: Проспект, 2010, - С - 147 [5] Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник/Л.И. Спиродонов. - М.: Проспект, 2010. - С. 147 [6] Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 412 [7] См. ст. 108 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009 [8] Ст. 136 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009 [9] Ст. 135 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009 [10] Ст. 8 Федерального Конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"//Парламентская газета, № 117, 30.06.2004 [11] Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 413 [12] Городилов А.А. Правоведение: Учебное пособие/А.А. Городилов, А.В. Куликов, А.Г. Мнациканян. - М.: Кнорус, 2011. - С. 106 [13] Городилов А.А. Правоведение: Учебное пособие/А.А. Городилов, А.В. Куликов, А.Г. Мнациканян. - М.: Кнорус, 2011. - С. 106 [14] Ст. 104 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009 [15] Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 412 Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|