|
Золотая Орда как раннефеодальная монархия: характеристика государственно – правовых институтовЗолотая Орда как раннефеодальная монархия: характеристика государственно – правовых институтов (500 руб.) Содержание: Введение …..................................................................................................................... 3 Глава 1. Образование Монгольских государств ..................….................................. 6 1.1. Государственный строй Золотой Орды .........…........................................... 9 1.2. Общественный строй .................................................................................... 14 1.3. Право Золотой Орды .................................................................................... 17 Глава 2. Золотая Орда как военно-феодальная монархия ...................................... 23 2.1. Источники татаро-монгольского права ..................................................... 25 2.2. Влияние Орды на Русское государство и право ....................................... 27 Заключение .................................................................................................................. 30 Список литературы ..................................................................................................... 32 Судебная система Золотой Орды до сих пор не стала объектом самостоятельного исследования ни историков-востоковедов, ни юристов - историков права. Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался в работах, посвященных истории этого государства, в частности в исследовании Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского4, а также в сочинении Г.В.Вернадского <<Монголы и Русь>>. 5 Американский исследователь Д. Островски в статье, посвященной сравнению золотоордынских и русских государственно-правовых институтов, ограничивается кратким упоминанием о верховном суде Золотой Орды. 6 Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи.7 Все эти органы действовали и в Золотой Орде. Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначала фактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул. Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследовано монголами от древних тюрков: уже в Тюркской каганате в VI-IX вв. хаган - высшая судебная инстанция. Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227-1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, - правда, с оговоркой, что <<судьёй Бату является каан>>. Последующие ханы Золотой Орды тоже активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре, внуке Батыя, в 1269 году Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а её правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи. [1] На основании каких правовых норм ханы выносили судебные решения? Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников - великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам. Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 году в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Другой важный источник - ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью - тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства. Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для законов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам. [1] Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М., 1998. с.103-104. 5 Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. Тверь; Москва, 2000. с.219. 6 Островски Д. Монгольские корни российских государственных учреждений // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология. Самара. 2001. с.159. 7 Скрынникова Т.Д. Судопроизводство в Монгольской империи// Altaica VII - м., 2002. с.163-174. Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|