Содержание:
Введение ............................................................................................................. 3
1 Процесс построения моделей управленческих решений ............................... 5
1.1 Определение управленческого решения и его основные аспекты ............. 5
1.2 Формализованные методы управленческих решений ................................ 6
1.3 Неформальные методы разработки управленческих решений ............... 10
2 Разработка управленческих решений на примере ООО «Сателлит» ........ 15
2.1 Технологические процессы принятия решений в ООО «Сателлит» ....... 15
2.2 Принятие решений в условиях неопределенности и риска (классификация решений) ........................................................................................................................... 22
3 Повышение эффективности принятия управленческих решений ............... 26
3.1 Определение стратегических направлений деятельности ........................ 26
3.2 Выбор стратегии с использованием дерева решений .............................. 30
Заключение ....................................................................................................... 39
Список использованных источников: ............................................................. 41
Специалисты ООО «Сателлит» имеют многолетний опыт работы с электропитающим оборудованием ведущих мировых производителей (ABB, Ascom, Siemens, Voigt & Haeffer, PowerWare, F.G.Wilson и т.д.). Силами специалистов компании выполнялись работы по монтажу и наладке электрооборудования на объектах «Ростелеком», «Компания ТрансТелеКом», «РАО ЕЭС России», «СвязьТранснефть», «Телекомнефтепродукт», ФАПСИ, МПС, «МТС», «СЦС-Совител», «ТелеРосс» и других компаний.
Все сотрудники ООО «Сателлит» - квалифицированные и сертифицированные специалисты, при этом уровень квалификации соответствует занимаемым должностям. В организации существует как функциональная, так и предметная специализация сотрудников.
Система оплаты труда представляет собой фиксированную ставку заработной платы плюс дополнительные выплаты по итогам работы за каждый квартал.
ООО «Сателлит» уделяет большое внимание вопросам повышения квалификации, обучения и переподготовки персонала. Как правило, обучение кадров производится коммерческими партнерами организации. В свою очередь, ООО «Сателлит», имея собственный высококвалифицированный штат сотрудников, обучает сотрудников заказчиков, что немаловажно (так как это один из методов стимулирования продаж).
Таким образом, при выполнении работ и услуг компания придерживается следующих стратегий:
1. Высокое качество и среднерыночные цены.
Инженерные проекты выполняют высококвалифицированные специалисты компании на базе высококачественной продукции лучших зарубежных и российских производителей. Качественное и своевременное выполнение работ, продажа и обслуживание по среднерыночным ценам – это то, что дает преимущества перед конкурентами.
2. Быстрое реагирование на потребности рынка.
Следует также отметить, что продукция ввиду своей специфики требует непосредственного контакта компании с потребителем, то есть беспосреднической сбытовой сети. Положительные стороны такой сети – независимость фирмы от сторонних посреднических организаций и отсутствие торговых наценок.
В результате проведенного анализа внешней и внутренней среды ООО «Сателлит» были выявлены возможности и угрозы для развития организации и определены ее сильные и слабые стороны, влияющие на общий уровень конкурентоспособности компании. Итоговые выводы представлены в таблице 3 «SWOT-анализ».
При оценке реализуемости должны быть приняты во внимание все существенные факторы внешней и внутренней среды предприятия с позиций системного подхода.
На реализуемость управленческих решений существенное влияние оказывают следующие факторы:
− квалификация исполнителей, их деловые и личностные качества;
− характер мотивации работников;
− ресурсное обеспечение;
− сила сопротивления внутренней и внешней среды.
Реализация управленческих решений является сложным, трудоемким и, как правило, длительным процессом, поглощающим массу времени и ресурсов.
Процесс реализация управленческих решений состоит из следующих процедур:
− разработка плана реализации решения;
− управление реализацией;
− контроль выполнения решения;
− оценка результатов реализации решения.
В ходе выполнения перечисленных процедур решаются следующие задачи:
− определение комплекса необходимых результатов, определение необходимых ресурсов, определение исполнителей, распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам;
− проведение инструктивно – методических мероприятий с исполнителями, личное распорядительство в ходе выполнения решения, оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей;
− контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения, контроль за соблюдением сроков реализации, выявление причин отклонений в ходе реализации решения, внесение (при необходимости) изменений в план реализации решения;
− периодическая оценка фактической эффективности решения, прогнозирование окончания срока эффективного действия решения, определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения, накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации решений.
Понятие эффективности управленческого решения не может быть рассмотрено изолированно от его реализации.
Между тем, как свидетельствует практика управления, далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (по некоторым данным их удельный вес в общем числе принятых решений, составляет около 30%).
Кроме того, часть реализованных решений не дает ожидаемого результата, т. е. оказывается недостаточно эффективной. Экспертные оценки самих руководителей свидетельствуют, что таких решений в их практике не менее 25%. Каковы же наиболее существенные причины этого явления? Это как дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и, прежде всего, несогласованность действий и отсутствие контроля.
Для обеспечения эффективной реализации управленческих решений целесообразно придерживаться следующих принципов:
− изменения проводить в соответствии с разработанной стратегией их осуществления;
− процесс преобразований должен быть не обвальным, а постепенным для обеспечения плавного перехода от старого к новому, чтобы иметь резерв времени для выявления и, при необходимости, осуществления требуемых корректировок;
− учитывать влияние человеческого фактора, вполне вероятное сопротивление некоторой части персонала грядущим переменам.
Необходимо противопоставить этим людям сторонников изменений, проводить разъяснительную работу по переориентации «консерваторов»;
− проводить политику партнерства с сотрудниками фирмы, основанную на информированности, поощрении инициативы и творчества, формировании благоприятного климата, эффективных «команд», здорового духа соревновательности, пресечении проявлений бюрократизма. |