Отчет по практике «Научно-исследовательская работа» магистранта 1 курса по теме:
Формирование готовности к овладению письменной речи старших дошкольников с ОНР (500 руб.)
Тема: Формирование готовности к овладению письменной речи старших дошкольников с ОНР.
Цель: Выявить уровень готовности различных компонентов к овладению письмом и чтением у старших дошкольников с ОНР и определить содержания дифференцированной логопедической и педагогической работы по их формированию.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ аспектов, проблем готовности к овладению письменной речью детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и выявить степень сформированности различных компонентов готовности к овладению письменной речью у старших дошкольников.
3. Предложить содержание логопедической и педагогической дифференцированной работы по формированию различных компонентов готовности к овладению письменной речью и оценить ее эффективность.
Гипотеза: У старших дошкольников с речевым недоразвитием наблюдается несформированность ряда речевых и неречевых психических функций, что обусловливает разный уровень их готовности к овладению письменной речью.
Различия в зрелости всех компонентов -сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, B.C. Мухина, М.И. Лисина и др.).позволяют дифференцировать педагогическую и логопедическую работу с дошкольниками в зависимости от того, какой из них окажется наименее сформированным.
Осуществление логопедической и педагогической помощи с учетом сформированности ряда речевых и неречевых психических функций будет способствовать наиболее всесторонней и целенаправленной подготовке к овладению письменной речью.
Положения на защиту:
1. У старших дошкольников с ОНР выявляются различные механизмы недостаточной готовности к овладению письменной речью, обусловленные неоднородностью развития (сформированности) ряда речевых и неречевых психических функций составляющих базис для овладения письменной речью.
2. Дифференцированная логопедическая и педагогическая помощь, основанная на результатах диагностики (перечислить) компонентов позволяет повысить уровень готовности к овладению письменной речью.
Литература:
1. Антипова Ж. В. Краткие сведения по теории и истории методики развития речи [Текст]. / Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовеп, Е. П. Кутепова // Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учеб.-метод. пособие / [Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовеп, Е. П. Кутепова и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Ин-т общегуманит.исслед.: Секачев, 2004. – с. 5-31.
В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы развития речи детей дошкольного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представлены методические приемы и отдельные формы работы по преодолению общего недоразвития речи. Рассмотрено содержание логопедической и коррекционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении и представлен дидактический материал по звуковой культуре речи, лексико-грамматическим темам, обучению грамоте, развитию связной речи детей с ОНР. Для логопедов, методистов и воспитателей ДОУ, студентов дефектологических факультетов, учащихся педагогических колледжей.
2. Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе [Текст] : учеб, пособие / И. II. Агафонова ; С.-Петсрб. гос. ун-т пед. Мастерства, Фак. психологии. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та пед. мастерства, 1997. -61 с.; ил.; 20 см.
3. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст]/ Т.В.Ахутина
4. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Белова-Давид. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
5. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР [Текст] :дис. … канд. психол. наук — Москва, 1999.-171 с.
6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
Велика роль учителя и в привитии учащимся навыков умелого пользования своим речевым аппаратом. Учитель должен приучать детей правильно дышать во время речи, говорить не спеша, отчетливо, достаточно громко, но без крикливости. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса и даже афония. Поэтому учитель не должен требовать от учащихся слишком громкой речи, особенно на первых годах обучения. При насморке и при малейших признаках охриплости дети должны говорить как можно меньше и тише; в этих случаях детей надо освобождать от уроков пения и от участия в школьной самодеятельности.
7. Воронова, А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи [Текст]: автореферат…дис.канд.пед. наук / А. П. Воронова. — СПб, 1993. — 58 с.
8. Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А. П. Воронова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. / Рос.гос.пед. ун-т им. А. И. Герцена; [Редкол.: Г. А. Волкова (отв. ред.) и др.]. – СПб.: Образовани, 1994. -182,[ 1 ] с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. -Москва: Эксмо, 2006. -1134, [1] с,: ил. — (Библиотека всемирной психологии).
Новое издание трудов Л.С. Выготского подготовлено с учетом замечаний и пожеланий коллектива преподавателей психологического факультета МГУ. Сюда включены все работы, входящие в учебные планы и необходимые в учебном процессе; все, что рекомендуют преподаватели. Настоящее изданиедополнено редкими и уникальными материалами, не вошедшими даже в известное шеститомное собрание сочинений Выготского.
10. Жукова, О. С. Методика коррекционной работы с детьми, имеющими комбинированные слухоречевые расстройства [Текст] / О.С.Жукова, И.В. Королева // Диагностика и коррекция речевых нарушений: метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвящ. памяти проф. Н.Н. Трауготт. — СПб : Изд-во Санкт – Петерб. Ун-та, 2001. – с.18-27.
11. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В.Запорожец. А. П. Усова. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 963. — 315 с.
12. Карпенко, Н.П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи [Текст] / Н.П.Карпенко ,А.И.Подольский // Вестник МГУ. Сер.14.Психология. – 1980. — №3.- с.51-62.
13. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: пособие по самостоятельной работе для студентов средних педагогических учебных заведений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшин. – М.: Академия, 1998.-158с. – (Педагогическое образование).
В пособии раскрывается содержание семинарских, практических и лабораторных занятий по основным темам нормативного курса теории и методики развития речи детей дошкольного возраста, представлена система заданий учебно-исследовательского характера, предлагаются примерная тематика и планы курсовых и дипломных работ. Пособие может быть адресовано также студентам и преподавателям педвузов и педколледжей.
14. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст]: учебное пособие/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманов. – М.: ГНОМ и Д, 2000- 128с. – (коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).
Незаменимое пособие для воспитателей, логопедов, педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В книге подробно описана педагогическая характеристика детей с речевой патологией, особенности их поведения. Грамотно и доступно изложены рекомендации к проведению коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи.
15. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. –– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с. – (Учимся играя)
Освещаются вопросы этиологии и патогенеза общего недоразвития речи дошкольников, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс освоения ребенком родного языка в норме и патологии. С учетом этих данных разработана система поэтапного коррекционного обучения. Пособие предназначается для логопедов, может быть использовано дефектологами, а также воспитателями логопедических детских садов. Общее недоразвитие речи у детей (новые подходы в изучении). Обследование, анализ и оценка речи дошкольников. Поэтапное формирование речи при ее недоразвитии. Совершенствование связной речи. Отдельные приемы коррекционно-воспитательной работы.
16. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамотического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.- 224с.:ил.
В книге представлена логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предназначается специалистам, а также широкому кругу читателей.
17. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитие речи[Текст]: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 72с.
Пособие предназначено логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями. Представленная в книге модель психоречевой компенсации является итогом многолетней работы автора. Пособие содержит сетку занятий, тематические циклы, а также материалы для проведения занятий по произношению и обучению грамоте. Данный материал может быть выборочно использован в подготовительных группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
18. Филичева, Т. Б. Основы логопедии[Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
В учебном пособии главное внимание уделено проблемам нарушений речи у детей в период от рождения до семи лет. Особое место занимают вопросы профилактики речевых нарушений.
19. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) [Текст]: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993. -103 с.
В пособие освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала. Книга адресована в первую очередь студентам, логопедам и воспитателям детских садов, а также может быть полезна родителям, желающим активно участвовать в процессе устранения речевого дефекта своего ребенка.
Внимание!
К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.
Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь