Формы деятельности органов опеки и попечительства

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ
1.1 Опека и попечительство
1.2 Органы опеки и попечительства. Опекуны и попечители
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена теме устройству и выявлению детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.

20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации.

Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.

Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых “государственных детей”, тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях.

По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.

Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения. Принятия грамотных мер по борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и принятие решений по установлению усыновления.

К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье.

Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, так же Семейным кодексом РФ от 1996 года была введена и принципиально новая форма

– приемная семья. Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.

Целью написания этой курсовой является вопрос о важности роли органов опеки и попечительства, которые выявляют и устраивают детей оставшихся без попечения родителей.

Для реализации поставленной цели в данной курсовой работе решаются следующие задачи:

– Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

– Учет детей, оставшихся без попечения родителей

– меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

– защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

– Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

Для написания данной курсовой работы использовались современные литературные источники в области гражданского и семейного права, а так же законодательные акты Российской Федерации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

1.1 Опека и попечительство

Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.[7. стр.131]

Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.[6.стр. 68]

опека дети семейный сирота

1.2 Органы опеки и попечительства. Опекуны и попечители

Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина, для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.[2. ст. 34]

Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно – и желание подопечного.

4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

2. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 г. их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным, не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т. е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.[4.стр.485] В соответствии с требованиями норм международного права ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г., № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В нем содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. [4.стр.487]

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета (в отношении детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) и бюджетов субъектов РФ (ст. 5 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).[4.стр.485]

Установление в законодательстве мер общегосударственного характера по обеспечению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерно не только для Российской Федерации. Так, в конституциях ряда стран Восточной и Центральной Европы (Болгарии, Польской Республики, Республики Словения, Республики Хорватия) особо оговорено, что дети, лишенные заботы близких (родительского попечения), находятся под особым покровительством государства.

В СК общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемое в ст. 121 СК понятие “дети, оставшиеся без попечения родителей” соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).[3. ст. 121]

Основанное на положениях СК законодательное определение понятий “дети-сироты” и “дети, оставшиеся без попечения родителей” дано Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нем установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).[4.стр.489]

Семейным Кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших, по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. [3.п.1 ст.121] Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:

а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти [2.п.2 ст.121],[2.п.1ст.34]. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения, органы местного самоуправления обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в СК (ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150, 151 и др.), в ГК (ст. 31–41), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.[4.стр.490]

В ряде субъектов РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ’. В субъектах РФ соответствующая методическая помощь органам опеки и попечительства оказывается управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Москве методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Департамент образования.[4.стр.492]

СК устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание и семью (т. е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Несмотря на то, что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со СК решение этих вопросов входит и компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.[3.ст. 122] Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях. Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т. п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства. Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896.[4.стр.493]

Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, СК обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.[3. п. 1 ст.122]

Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Однако, как и прежде, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.[4.стр.494]

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, беседы с окружающими детей лицами и т. п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.[4.стр.495]

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования и пользования этим банком данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, — это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.

Целями формирования и использования государственного банка, данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются:

а) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

б) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;

в) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.[4.стр.496]

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит из регионального и федерального банков соответствующих данных. Их формирование осуществляется следующим образом. В том случае, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации органом опеки и попечительства на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства направляет сведения о нем (в виде анкеты) региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ), которым создается региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В Москве, например, формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г. Москвы, возложено на Департамент образования, которым выполняются функции регионального оператора.

На основании сообщений органов опеки и попечительства региональным оператором формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Министерству образования и науки РФ), которым формируется федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. [3.п. 3 ст. 122] Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству или организации устройства детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием утверждены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217.[4.стр.497]

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. В анкету граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, включается следующая информация:

а) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина;

б) реквизиты заключения органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка (в отношении гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами РФ, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка, — законодательству государства, в котором указанный гражданин или лицо имеет постоянное место жительства);

в) информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в семью;

г) информация о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, для посещения выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждении, в котором он находится, с указанием даты выдачи направлений, фамилии, имени, отчества указанного ребенка;

д) информация о принятом гражданином решении, о принятии ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;

е) информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.[4.стр.499]

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной. Порядок и условия доступа к ней имеют особенности, определенные ст. 10–12 Федерального закона “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.

Основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются следующие юридические факты:

а) устройство ребенка, оставшегося без попечения родите лей, на воспитание в семью;

б) возвращение ребенка, оставшегося без попечения родите лей, его родителям или родителю;

в) достижение ребенком, оставшимся без попечения родин-лей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком пол ной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

г) смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.[4.стр.500]

К юридическим фактам (основаниям), прекращающим уча сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях, относятся:

а) принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью;

б) заявление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных о детях;

в) изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью;

г) смерть гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью.[4.стр.501]

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения [3.п. 2 ст. 122]. Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно происходить в строгом соответствии с требованиями закона.

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 ст. 122 СК могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом (в частности, к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда — ст. 5.36 КоАП).

2.2 Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью.[3.ст. 123] И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т. п.)- Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Ранее между существовавшими формами устройства детей и семью либо в специализированное детское учреждение закон (КоБС) не делал какого-либо различия. В СК же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение, и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно СК определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.[3.ст. 123]

Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания. С конца 80-х гг. определенные попытки создания детских домов семейного типа предпринимались первоначально в СССР, а затем и в Российской Федерации. Однако непосредственно в КоБС этот способ (форма) устройства детей, лишившихся попечения родителей, предусмотрен не был. С принятием СК порядок и условия образования приемной семьи получили законодательное закрепление в ст. 151 — 155 СК. В последующем более детальная регламентация правового статуса приемной семьи и порядка ее организации была дана в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.[4.стр. 503]

Семейным кодексом (ст. 123), как и прежде КоБС, предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).[4.стр.503]

Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста только с их согласия). Причем общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с десятилетнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа, в том числе срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа, определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.[4.стр. 504]

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании). Организационно-правовые формы негосударственных воспитательных учреждений могут быть различными. Например, в Москве создан приют — детский дом для девочек при Сестричестве во имя благоверного царевича Димитрия.[4.стр. 505]

При устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязательно должен представить ряд необходимых документов. К ним относятся: решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение; направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; свидетельство о рождении ребенка, а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка; документы об образовании (для детей школьного возраста); акт обследования условий жизни ребенка; сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников; опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим); заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).[5.стр. 76]

В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до семи суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство их детей не только у родственников, но и в воспитательные учреждения (детские дома) (п. 2 ст. 97 УИК).

К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев.

Таким образом, перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. п.). [5.стр. 79]

До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь. В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постановлением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. №8′ создан городской детский социальный центр (приют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.[5.стр. 80]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря этой работы мы узнали, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Я думаю, что нужно очень серьёзно относится к исследуемому вопросу, так как с каждым годом в России возрастает число детей оставшихся без опеки и попечительства родителей. Ведь дети это будущее страны, а детям нужна забота и воспитание. Особенно настораживает, что большое количество молодых матерей просто отказываются после родов от своих детей, также большое количество родителей лишаются своих родительских прав. Причиной этого является этиология людей и проблема бедности. Решение этой проблемы лежит в воспитании моральных ценностях народа и решение проблемы бедности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

· Конституция Р.Ф.

· Гражданский кодекс Р.Ф.

· Семейный кодекс Р.Ф.

· Учебник для вузов “Семейное право России” Л.М. Пчелинцева, 4-е издание Москва 2006.

· Учебник “Семейное право” Сисенко. Л.А.

· Учебник “Гражданское право” Г.А. Бунин, А.А. Гончаров, Ю.Г. Попонов, издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”

· Учебник “Гражданское право” том 1, под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого 2004 год.

· Сайт: kyrsov.ru.

Приложение 1

Приложение к Положению о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам

Анкета ребенка

___________

(номер анкеты)

___________________________________________

(муниципальный орган управления образованием, орган управления образованием

_____________________________________________________

субъекта Российской Федерации)

Дата регистрации (заполнения)

_____________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения о ребенке

(на дату заполнения)

___________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Пол ______________ Дата рождения

_________________________________________

(год, число, месяц рождения)

Социальный статус

_______________________________________

(оставшийся без попечения родителей, сирота)

Место рождения

__________________________________________________________

(республика, край, область, населенный пункт)

Номер ___________ Серия ____________ Дата выдачи

__________________________

Особые приметы

__________________________________________________________

(рост, вес. цвет глаз, цвет волос )

Характерологические особенности

___________________________________________

(общительный, замкнутый и др.)

Местонахождение

_________________________________________________________

Медицинское заключение о состоянии здоровья

________________________________

Сведения о родителях (на дату заполнения)

Мать

_____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения

_____________________________________________________________

(год, число, месяц )

Местонахождение

__________________________________________________________

Социальная справка

________________________________________________________

(место работы, состояние здоровья: нормальное, хронические

_____________________________________________________________

болезни, инвалидность)

Отец

________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения

_____________________________________________________________

(год, число, месяц)

Местонахождение

__________________________________________________________

Социальная справка

________________________________________________________

(место работы, состояние здоровья: нормальное, хронические

____________________________________________________

болезни, инвалидность)

Братья, сестры, другие родственники

__________________________________________

(фамилия, имя, отчество,

________________________________________________

Место их нахождения)

Правовые основания к усыновлению

__________________________________________

(свидетельство о смерти, наличие акта о подкидывании ребенка, решение суда о лишении родительских прав, письменное согласие на усыновление и др.)

Дополнительная информация

_________________________________________________

К анкете прилагается фотография ребенка.