Мною выбрана тема «Роль бухгалтера в повышении имиджа предприятия». В условиях рыночных отношений главным и определяющим фактором экономического благополучия фирмы становится рынок, точнее покупатель ее продукции и услуг. Внешняя среда является очень подвижной, изменчивой. Здесь и изменения в политической и социальной обстановке, и потрясения на мировых рынках, и скачки валютных курсов, колебания ставок по кредитам и многое другое. В конечном счете все разнообразие внешних воздействий находит свое концентрированное выражение в позиции общества в целом и покупателей в частности как членов этого общества, по отношению к фирме. В этих условиях для фирмы жизненно важно не только учитывать внешние условия, но и иметь вполне определенную ориентацию на формирование благоприятного внешнего и внутреннего имиджа, проводить постоянную целенаправленную работу с общественностью и покупателями, возведенную в принцип деятельности фирм. В связи с этим тема работы, касающаяся роли бухгалтера в имидже предприятия (организации) является весьма актуальной. Имидж — это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса имиджа на самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы. Поэтому реально можно выбирать только между управляемым и неуправляемым имиджем. И формирование благоприятного имиджа для организации — процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа. Формирование образа, своеобразного «лица» организации — дело не только специалистов в этой области (маркетологов, рекламистов, специалистов в области паблик рилейшинз). Имидж организации формируется не только направленными на это акциями и мероприятиями. Также на имидж влияют добросовестность предприятия, отношение кредиторов, инвесторов к предприятию, качество производимых товаров и оказываемых работ или услуг, отношение персонала к своему работодателю, клиентуре и собственной деятельности имеет значение для имиджа не менее важное, чем реклама и презентации. Из этого следует, что бухгалтер имеет прямое отношение к последним аспектам. Современный бухгалтер должен уметь находить выход из тяжелой финансовой ситуации и быть способным донести свое предложение до руководителя предприятия. Как показывает практика, хороший бухгалтер является вторым лицом на предприятии, а если будет нерадивый руководитель то и первым. В деятельности предприятия самую важную роль играет квалифицированный бухгалтер. Ведь именно от работы бухгалтера зависит – дальнейшее развитие, финансовое благополучие, а отсюда и имидж предприятия. Поэтому очевидно, что руководитель стремится взять на работу грамотного специалиста, который успешно будет вести бухгалтерское производство и сможет дать ценные рекомендации работодателю. На сегодняшний день профессия бухгалтера прочно занимает 2-е место в рейтинге по вакансиям, которые подают работодатели. А заработная плата у квалифицированного бухгалтера одна из самых высокооплачиваемых в организации. Бухгалтер на предприятии осуществляет не только учет и анализ, но и подготавливает бухгалтерскую финансовую отчетность. Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности. Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Пользователь бухгалтерской отчетности — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Пользователи, которым для осуществления управленческой деятельности необходима бухгалтерская информация, могут быть условно разделены на две основные группы – внутренние и внешние. Внешние пользователи, в свою очередь, могут классифицироваться как заинтересованные либо незаинтересованные. К заинтересованным внешним пользователям относятся: учредители, собственники, акционеры, займодавцы, инвесторы, кредиторы, покупатели и заказчики, налоговые органы. К незаинтересованным можно отнести: статистические органы, биржи, консалтинговые, аудиторские организации, правительство. Я считаю, что роль бухгалтера в повышении имиджа предприятия заключается в первую очередь в основной функции бухгалтера – составление бухгалтерской финансовой отчетности. Поскольку имидж предприятия складывается из внешних факторов, в рамках бухгалтерской деятельности это означает, что внешние пользователи бухгалтерской финансовой отчетности напрямую влияют на имидж организации. Так, например акционеры при изучении грамотно составленной финансовой отчетности и успешном финансовом положении предприятия – будут приобретать акции именно этого предприятия. Кредиторы, при анализе отчетности определенной компании, смогут сделать вывод о том, платежеспособен ли заемщик. Инвесторы, при рассмотрении отчетности, смогут принять решение о надежности предприятия и стабильности его развития. Для повышения имиджа предприятия, бухгалтер должен быть квалифицированным специалистом в своей деятельности. Бухгалтер должен знать бухгалтерскую, экономическую, правовую, налоговую дисциплины. В связи с постоянными изменениями законодательства, как по бухгалтерскому учету и отчетности, так и по гражданским и налоговым аспектам, бухгалтер регулярно должен самообучаться, проходить курсы или в самостоятельном порядке изучать нововведения. Тем самым повышать свою квалификацию и быть всегда актуально информированным специалистом. В заключении можно сказать, бухгалтер является ключевым звеном в управлении предприятием. Понятно, что имидж организации формируется далеко не в рамках бухгалтерии, но бухгалтер играет большую роль в повышении имиджа предприятия. Одной из функций бухгалтера является составление финансовой отчетности, которая является доступной для внешних пользователей. Именно внешние пользователи информации формируют имидж предприятия.