Динамика национальной денежной массы. Девальвация и инфляция. Выполнена по методике Л.А. Тухватулино

Динамика национальной денежной массы. Девальвация и инфляция
Выполнена по методике Л.А. Тухватулиной «Деньги, кредит, банки»- Томск, 2002 (1000 руб.)

Содержание 

Введение. 3

1. Силы, воздействующие на объем национальной денежной массы.. 2

2. Кредитная эмиссия. 2

3. Изменение количества денег или баланс кредитно-денежной эмиссии. 2

4. Изменение соотношений между денежной и товарной массой. 2

5. Девальвация и инфляция. 2

Заключение. 25

Список использованных источников. 28

Введение

Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, имеющее многовековую историю, является хорошо известным феноменом экономической жизни, однако, она относится к тем элементам системы производственных отношений, которые до сих пор недостаточно изучены и объяснены. Поэтому инфляция всегда привлекает к себе внимание экономистов, особенно в современных макроэкономических условиях, когда инфляцией охвачено почти все мировое сообщество и проблемы, связанные с ней, очевидны для всех.

Все указанное и предопределило выбор темы курсовой работы.

Объект работы – современная инфляция. Предмет изучения – процесс развития современной инфляции в экономике России.

Главной целью исследования является оценка воздействия инфляции на экономическое развитие нашей страны, в современных кризисных условиях.

Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:

–     охарактеризовать силы, воздействующие на объем национальной денежной массы;

–     описать сущность процесса кредитной эмиссии;

–     проанализировать факторы, влияющие на изменение количества денег или баланс кредитно-денежной эмиссии ;

–     охарактеризовать соотношение между денежной и товарной массой;

–     изучить особенности девальвации и  инфляции.

Методической основой исследования послужили общенаучные методы исследования финансового рынка: анализа и синтеза, сравнения и логического подхода к изучаемым объектам.

1. Силы, воздействующие на объем национальной денежной массы 

«Определение денег ,- писал М.Фридмен в одной из своих ранних работ, — нужно выбирать не на основе какого-то принципа, а исходя из соображений пользы в организации наших знаний о хозяйственных связях. «деньги» это то, чему мы придаем числовую величину с помощью обусловленной процедуры; это не то, что существует в природе и должно быть открыто, как, например, Американский континент; это экспериментальная теоретическая конструкция, которую нужно изобрести, подобно понятиям «длина», «температура» или «сила» в физике»[1].

В соответствии с этим подходом Чикагская школа еще в конце 50-х годов предложила следующие блоки денежной массы, из которых можно строить различные статистические наборы в зависимости от целей анализа:

— наличные деньги (включая монеты и чеки «Америкой экспресс»);

— банковские вклады до востребования;

— срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках;

— депозиты взаимно-сберегательных банков и почтово-сберегательной системы;

— акции судо-сберегательных ассоциаций;

— кассовая оценка полюсов по страхованию жизни;

— государственные сберегательные боны серии Е.

Каждый из этих блоков имеет свои собственные закономерности движения, что, как справедливо считают монетаристы, должно учитываться центральными банками при проведении кредитно-денежной политики. Эта часть монетарской теории имела большое практическое значение: дискуссии об определении денег прекратились, фридменовские блоки стали основой общепринятых ныне денежных агрегатов, на базе которых строятся современная денежная статистика и кредитно-денежная политика.

«Чистая» логика количественной теории денег заставляла монетаристов поднимать на пьедестал наличные деньги и отводить подчиненную роль кредитным деньгам, составляющим львиную долю денежной массы. Была найдена формула, позволившая отдать богу богово, а кесарю — кесарево. Согласно теории М.Фридмена, среди всех элементов денежной массы выделяются так называемые «деньги повышенной мощности». Это – наличные деньги и остатки на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке, которые, по закону, являются средством обеспечения банковских депозитов. Взятые в совокупности, они составляют так называемую денежную базу. Благодаря существованию денежного мультипликатора, размеры денежной базы определяют пределы депозитной эмиссии, то есть, в конечном счете, величину денежной массы в целом.

Этот вывод монетаристов, теоретически «узаконивший» наблюдения практиков банковского дела, был исключительно актуален для целей кредитно-денежной политики, так как после выхода в свет работ М.Фридмена и его последователей стало аксиомой, что центральный банк может оказывать мультиплицированное воздействие на денежную массу, регулируя денежную базу, то есть количество наличных денег и размеры резервов коммерческих банков.

Ключевой экономической переменной в монетаристской теории считается функция спроса на деньги, которой придается большое значение, чем, например, склонности к потреблению или предельной эффективности капитала. Кассовые остатки – это один из объектов выбора хозяйствующего субъекта наряду с облигациями, акциями, потребительскими товарами, товарами производственного назначения и т.д. Конечная цель – максимизация дохода. Задача аналитика, по М.Фридмену, заключается в том, чтобы определить, какова степень предпочтения денег со стороны экономических операторов в процессе осуществления этой высшей цели хозяйственной деятельности.[2]

Базисная формула спроса на кассовые остатки, выводимая М.Фридменом, имеет следующий вид:

 

m/p=f(y,w,rm,rb, rе; 1 . dP,u)

                            p   dt

где:

m/p – реальные денежные остатки;

y – национальный доход в постоянных ценах;

w – доля физического компонента национального богатства (учитывающая распределение последнего между «физическим» и «человеческим элементами»);

rm – ожидаемая норма номинального дохода от денежных остатков;

rb — ожидаемая норма номинального дохода от облигаций;

rе — ожидаемая норма номинального дохода от акций;

1 . dP  _  ожидаемый темп изменения уровня товарных цен;

p   dt

u – прочие факторы, воздействующие на спрос на деньги.

На основе теоретических рассуждений и статистического анализа развития денежного обращения в США на протяжении почти 100 лет М.Фридмен приходит к выводу, что влияние нормы процента и скорости обращения на колебания денежной массы статистически незначительно. Единственный фактор, который удовлетворительно объясняет большую часть колебаний спроса на деньги, — это реальный подушевой доход. Однако сама природа монетаристского метода открывает широкие возможности и для альтернативных истолкований спроса на деньги, что имело место в последующие годы.

Если спрос на деньги является эндогенным (внутренним) фактором, который формируется стихийно, в результате независимых решений миллионов экономических операторов, то предложение денег – денежная эмиссия, согласно взглядам монетаристов, носит экзогенный, внеэкономический характер. Именно это и обусловливает сильнейшее воздействие количества денег в обращении на хозяйственную конъюнктуру и долговременные тенденции экономики. Предложение денег выступает в роли своего рода «первотолчка», который приводит в действие глубинные «этажи» хозяйственного механизма. Идея целенаправленного варьирования количества денег в обращении в качестве одного из средств борьбы как с инфляцией, так и с дефляцией прочно укоренилась среди тех, кто «делает» политику в промышленно развитых странах.

Согласно учениям монетаристской школы увеличение количества денег ведет к росту инвестиций, производства и соответственно дохода. Рост спроса на ссудный капитал в результате оживления деловой активности приводит к повышению процентных ставок (эффект дохода). Что касается эффекта ожидаемых изменений цен, то он связан с существованием двух компонентов номинального (рыночного) процента: «реальной» ставки, определяемой спросом и предложением капитала, и «премии», зависящей от ожидаемого изменения цен.

Теоретическая ценность этой конструкции близка к нулю. Однако мысли о многофакторности рыночной ставки процента и в особенности о необходимости учета инфляционных ожиданий стали еще одним важным вкладом монетаристов в банковскую практику и совершенствование инструментария кредитно-денежной политики. Хотя сам М.Фридмен считал, что процент, перефразируя его же собственное выражение, «не имеет значения», на практике оказалось иначе, и регулирование процентных ставок превратилось в одно из важнейших орудий государственного регулирования.

И наконец, проблема инфляции. Монетаристы упрямо рассматривали ее как чисто денежный феномен. По их мнению, единственной причиной усиления инфляции является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Важную роль в механизме инфляции играют психологические ожидания – люди руководствуются в своих расчетах и решениях  не текущими номинальными величинами, а ожидаемыми реальными (дефлированными) величинами. 

2. Кредитная эмиссия 

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

—       объем предложения денег в наличной и безналичной формах;

—       объем спроса;

—       цена кредита.

Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Согласно Конституции РФ денежная эмиссия, т.е. выпуск денег в обращение, в РФ осуществляется исключительно Центральным  банком Российской Федерации (п. 1 ст. 75). Денежной единицей в РФ является рубль. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Конституция РФ, возлагая на Банк России функцию эмиссии денег в обращение, не ограничивает полномочия  Банка России какой-либо одной формой эмиссии. Банк России осуществляет эмиссию денег в наличной и безналичной формах. С целью ограничения возможностей коммерческих банков на осуществление депозитной эмиссии в Конституции РФ исключительное право на осуществление денежной эмиссии во всех ее формах предоставлено Банку России. Однако в Федеральном законе монопольная функция Банка России по осуществлению денежной эмиссии ограничена только эмиссией наличных денег. Аналогичным образом  ограничена и не предусмотрена действующим законодательством функция Банка России по организации их безналичного обращения (ст. 29 Федерального закона) Безналичное, как и наличное, денежное обращение подлежит регулированию в федеральном законодательстве. Но эта сфера денежного обращения не регулируется банковским или иным законодательством. Порядок осуществления эмиссии безналичных денег и организации их обращения каким-либо органом государственной власти Российской Федерации или Банком России законодательно не определен. 

3. Изменение количества денег или баланс кредитно-денежной эмиссии 

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер.  Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.

Эволюция методов регулирования денежного обращения стимулируется отчасти и его особенностями как объекта регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение одного из параметров рынка ведет к изменению состояния всей системы в направлении достижения рыночного равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие регулирующих мер или позволяющем обходить их. В качестве непосредственных причин изменений методов регулирования денежного обращения можно назвать:

—       достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;

—       изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;

—       интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер[3].

Центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

— обязательные резервы;

— операции на открытом рынке;

— рефинансирование банков;

— депозитные операции;

— процентная политика.

Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе действия  этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов  не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому в значительной мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателей ежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте формирования обязательных резервов и использование этой отчетности для оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующих Положений об обязательных резервах[4].

 С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Центральный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного  финансирования дефицита госбюджета.

Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг

Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя  политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Следующим инструментом, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизирует платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. 

4. Изменение соотношений между денежной и товарной массой 

Необходимо отметить и группу факторов немонетарного свойства, оказывающих влияние на рост цен в российской экономике.

Во-первых, существенное влияние на рост цен оказывает ежегодное, экономически необоснованное повышение цен и тарифов на энергоресурсы со стороны естественных монополий, а также рост цен на услуги жилищно-коммунальной сферы. Удорожание продукции добывающих и перерабатывающих топливно-энергетическое сырье производств на протяжении ряда лет является главным фактором увеличения удельных затрат на производство продукции обрабатывающих производств, а значит — причиной инфляции издержек в экономике России.

Во-вторых, сильное инфляционное давление на экономику оказывает спекулятивный характер рынка российской недвижимости. В пределах этого рынка прирост денежной массы используется для покупки жилья таким образом, что цены на последнее «взлетают» вверх.

В-третьих, финансовый рынок в России непосредственно связан с рынком цен сырьевых товаров и индексом сырьевых цен, что не может не вести к росту общего уровня цен в условиях высокой конъюнктуры рынка энергоносителей.

В-четвертых, обращает на себя внимание сильный по влиянию на цены фактор инфляционных ожиданий. Сами по себе высокие инфляционные ожидания в отсутствие иных причин для повышения цен в экономике могут предопределить негативную динамику различных ценовых индексов. В России эти ожидания имеют очень большую инерцию, их трудно изменить в пределах одного-двух лет. Причинами пессимистических прогнозов цен являются недостаток экономической информации для широких слоев населения и предпринимателей, а также отсутствие транспарентности предпринимаемых монетарными властями мер борьбы с инфляцией.

Пятым немонетарным фактором инфляции в России является рост мировых цен на углеводородное сырье, вызванный обесценением стоимости денег в мировом экономическом пространстве вследствие экспансионистской денежно-кредитной политики ФРС США, ЕЦБ и Банка Японии. Внутренние российские цены на энергоносители ориентированы на мировые (что, на наш взгляд, неправомерно). В связи с этим коэффициенты полных затрат продуктов нефтегазовой отрасли, используемых в других отраслях, неуклонно растут, поднимая значение индексов цен и пробуждая к жизни инфляцию издержек.

Шестым фактором роста цен в нашей стране является высокая долларизация ее экономики. Долларизация приводит к тому, что представление хозяйствующих субъектов о стоимости национальных денег формируется под воздействием динамики валютного курса, что в значительной степени влияет на инфляционные ожидания и цены. Механизм влияния валютного курса рубля на инфляцию можно представить в виде двух эффектов. Первый представляет собой механизм прямого воздействия на цены импортных товаров. При этом, чем ниже номинальный курс рубля по отношению к доллару США, тем дороже импортные товары. Второй эффект связан с динамикой экспорта: в результате ослабления номинального курса рубля к доллару США экспорт увеличивается, вследствие этого растет сальдо счета текущих операций платежного баланса и валютные резервы РФ, в результате ускоряется темп роста денежной массы и повышаются цены.

Также имеет место и инфляционное воздействие номинального укрепления рубля, суть которого состоит в том, что хозяйствующие субъекты, ожидая падения курса доллара по отношению к рублю, начинают активно сбрасывать находящуюся у них американскую валюту, основным покупателем которой в настоящее время является Банк России. Последний, не желая укреплять курс рубля ранее намеченного срока, скупает ее, увеличивая денежное предложение, влекущее за собой повышение цен в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Валютная политика центрального банка, таким образом, связана с необходимостью нахождения оптимального соотношения между укреплением курса рубля и сдерживанием этого процесса. С одной стороны, сдерживание укрепления рубля равносильно его девальвации, в результате которой денежное предложение оказывается выше своего равновесного значения (то есть такого, которое должно быть при «крепком» рубле). В этом случае неравные экономические условия функционирования внутренне-ориентированного и экспортного секторов российской экономики (в пользу экспортного сектора) еще больше консервируются. С другой стороны, укрепление рубля может отрицательно воздействовать на отечественных производителей, ориентированных на внутренний спрос, так как оно повышает их конкуренцию с относительно дешевеющими импортными товарами и приводит к стагнации в обрабатывающих отраслях, сжатию внутреннего товарного рынка и усилению инфляции.

В целом, укрепление рубля представляет собой меньшее зло для отечественных производителей и покупательной способности национальной валюты, чем поддержание валютного курса рубля на заниженном в два раза относительно ППС уровне. Занижение курса рубля приводит к перераспределению доходов между экспортным и внутренним секторами экономики, деградации обрабатывающих отраслей российской промышленности и усилению инфляции вследствие уменьшения емкости внутреннего товарного рынка.

Седьмым фактором инфляции в России является проинфляционный характер формирования и расходования Стабилизационного фонда РФ. Формирование этого фонда в России и воздержание расходования средств из него представляет собой форму отвлечения денежных ресурсов от инвестиционных и социальных нужд нашей экономики, от насыщения рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами. Подобная практика приводит к торможению экономического роста, что чревато усилением инфляционных процессов.

Проинфляционный характер формирования Стабфонда проявляется и в том, что, изымая денежные средства в этот фонд, Министерство финансов РФ создает ситуацию дефицита рублей на валютном рынке, приводящую к укреплению рубля и необходимости для экспортеров в этом случае продавать валюту в еще большем количестве для покрытия своих рублевых обязательств. Таким образом, создается «порочный круг» увеличения денежной массы и ее «стерилизации» («нейтрализации») средствами бюджетной и денежно-кредитной политики, что, так или иначе, приводит к росту цен вследствие различного рода эффектов.

[1] Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с англ. / Науч. Ред. чл. – корр. РАН В.С. Автономов. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.126.

[2] Носова С. С. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2008. – С.82.

[3] Усаткина О.И. Трансформация целей денежно-кредитной политики российского государства // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. 2006. №1(86).