Особенности регулирования социально-трудовых отношений в сфере малого бизнеса в России

Особенности регулирования социально-трудовых отношений в сфере малого бизнеса в России (500 руб.)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение                                                                                                           3

ГлАВА I. Теоретические основы социально-трудовых отношений……………………………………………………………….…..5

1.1 Социально-трудовые отношения и их содержание…………..…….5

1.2 Особенности социально-трудовых отношений в рыночной

экономике…………………………………………………………………10

ГлАВА II. Теоретические основы малого бизнеса в Российской экономике……………………………………………….14

2.1 Сущность и цель малого бизнеса………………………………..…14

2.2 Спецификаи современные формы организации малого бизнеса в

России…………………………………………………………………….18

ГлАВА III. социально-трудовые отношения в малом бизнесе. Совершенствование………………………………….……25

Заключение                                                                                              33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ            36

Введение 

Актуальность темы исследования. Благодаря становлению рыночной экономики все прежние общественные отношения, особенно характер трудовых отношений изменились. Ранеев роли собственника и работодателя выступало одно лицо — государство, а работник не являлся наемным. Прежде всего, коренным образом изменилась собственность, в силу появления ее многообразия, труд превратился в наемный труд, а рабочая сила в товар.

Социально-трудовыми отношения являются взаимосвязью и взаимоотношениями, существующими между индивидуумами и их группами в процессах, которые обусловлены трудовой деятельностью.

Малый бизнес является сектором экономики, который включает в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

Актуальность исследования состоит в том, что перед наукой при вышеуказанных условиях, когда изменился характер трудовых отношений, встали задачи разработки новых процессов: а именно, социально-трудовых отношений и малого бизнеса и малых предприятий, как неотъемлемой части рыночной экономики, так как реализация социально-трудовые отношений осуществляется и в них.

Объектом исследования: социально-трудовые отношения в сфере малого бизнеса в России.

Предмет исследования: теоретическое обоснование темы исследования с помощью научных трудов различных авторов в сфере социально-трудовых отношений и малого бизнесаи в их взаимосвязи и проводимая в России в этом направлении экономическая политика.

Цель исследования выпускной квалификационной работы: проанализировать ипоказать роль малого бизнеса в реализации социально-трудовых отношений.

В результате проведенного дипломного исследования в работе сформулированы и обоснованы следующие задачи, выносимые на защиту:

— раскрыть понятие, сущность и содержание социально-трудовых отношений;

— раскрыть особенности социально-трудовых отношений;

— раскрыть понятие, сущность и цель малого бизнеса;

— раскрыть особенности и формы российского малого бизнеса;

— показать, как реализуются социально-трудовые отношения в малом бизнесе;

— дать основные рекомендации по совершенствованию социально-трудовых отношений в малом бизнесе;

— в заключениедипломной работыдать основные результаты и выводы по исследованию.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава I. Теоретические основы социально-трудовых отношений 

§1.1 Социально-трудовые отношения и их содержание 

Социально-трудовые отношения являются объективно существующими между индивидуумами и их группами взаимосвязями и взаимоотношениями в процессах, которые обусловлены трудовой деятельностью, направленные на регулирование качества трудовой жизни.[1]

Б.М. Генкин отмечает, что социально-трудовыми отношениями характеризуются экономические, правовые и психологические аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, которые обусловлены трудовой деятельностью.[2]

Система социально-трудовых отношений имеет достаточно сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы:субъекты, уровни, предметы, принципы и типы.[3]

Одним из субъектов социально-трудовых отношений является наемный работник — гражданин, который заключил трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д.

Наемные работники могут быть представлены как отдельным человеком, так и группой людей, объединенных по какому-либо признаку: по профессиональной принадлежности, по уровню образования, по возрасту, полу, состоянию здоровья, мотивации труда и другим личностным характеристикам, определяющим трудовые функции наемного работника.[4]

Защищают социально-трудовые интересы наемных работников профессиональные союзы — добровольные общественные объединения граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.[5] Однако это не исключает возможность существования других организационных форм объединения наемных работников.

Работодатель является человеком, работающим самостоятельно и постоянно нанимающим для работы одного или многих лиц.

Согласно ст. 20 ТК РФ работодатель является физическим лицом либо юридическим лицом, вступившим в трудовые отношения с работником.[6]

Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем, например: руководитель организации, не являясь ее собственником, выступает в качестве работодателя.

Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.[7]

Согласно современным представлениям роль государства как субъекта социально-трудовых отношений состоит в создании благоприятных условий для эффективной самоидентификации наемных работников и работодателей, поскольку лишь социально активные, адекватно осознающие свои права и обязанности в отношении друг друга субъекты могут взаимодействовать как равноправные партнеры, а в случае трудовых споров избежать «сверхконфликтности» трудовых отношений.

Государство  — субъект в трудовом праве, выступает одновременно в двух ролях: государство как носитель публичной власти и государство как участник социального партнерства.[8]

Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный и коллективный уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др.

В качестве предметов индивидуальных социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека на разных этапах его жизненного цикла: трудовое самоопределение, профориентация, наем-увольнение, оценка труда, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения и т.д. Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика, включающая весь спектр деятельности организации по управлению персоналом.

Типы социально-трудовых отношений характеризуют социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности. Основополагающую роль в формировании типов социально-трудовых отношений играет принцип обеспечения равенства прав и возможностей субъектов этих отношений. Реализация этого принципа в сочетании с принципами солидарности и равноправного партнерства или же с принципом «господства — подчинения» служит основой различных типов социально-трудовых отношений, которые представлены на рисунке 1.1. 

[1]Социально-трудовые отношения // Электронная энциклопедия экономиста: URL:http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialno-trudovye-otnosheniya.html (дата обращения: 17.06.13).

[2]Генкин Б.М. Экономика и социология труда. 6-е изд. М.: Норма, 2006; Социальная политика: энциклопедия. /Под ред. Н.А. Волгина. М.: «Альфа-Пресс». – С. 347.

[3] Социально-трудовые отношения. Указ.соч.

[4]Попова Н.В. Система социально-трудовых отношений в рыночной экономике.№ 4 (часть 1), 2012 г. // Электронный журнал «Инженерный вестник Дона»: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1179(дата обращения: 17.06.13).

[5] Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Справочно-правовая система Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.06.13).

[6] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.06.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2013) // Справочно-правовая система Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.06.13).

[7]Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2006 г.