Особенности, содержание и структура школьных учебников по музыке

Особенности, содержание и структура школьных учебников по музыке (500 руб.)                    

   Содержание 

Введение……………………………………………………………….3

  Глава 1 Музыка, как элемент системы образования

            1.1 Музыка в системе  образования…………………………………4

  1.2. Музыка и дети……………………………………………………6

          Глава 2 Музыка и учеба. Особенности

            2.1.Музыкальное образование. Методы и принципы……………..10

            2.2. Учебники по музыке. Специфика содержания………………..12

  2.3.Значение учебника в педагогика………………………………..15

  2.4.Учебники и музыка………………………………………………18

  2.5.Образовательные линии по учебникам по музыке…………….22

Заключение…………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………26

Введение

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

 К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. В школе ребята получают знания, готовятся к будущей трудовой деятельности. И музыка тоже участвует в их воспитании. В школе ей посвящен специальный урок — пение. Там ребята поют песни, учатся читать ноты. Музыка в школе нужна для демонстрации учащимся  высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского  и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Цель работы: Характеристика школьных учебников по музыки

Задачи работы:

-характеристика специфики музыкального образования в системе школьного образования

-характеристика структуры и содержания школьных учебников по музыке.

Глава 1 Музыка, как элемент системы образования

1.1 Музыка в системе  образования

В системе школьного образования есть такой предмет «Музыка», относящийся к образовательной области «Искусство». Наверное, это не зря. Ведь еще наши предки поместили музыку в число общеобразовательных предметов. Почему? Потому что сама природа музыки дает возможность правильно направлять свою деятельность и прекрасно пользоваться ее досугом.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

 Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

 Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. 

«Это соответствует  общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса» [1.с.34]

А так же  задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В современном быстроменяющемся мире ребенку сложно вычленить из информационного хаоса и порой враждебной среды образы действительно, соответствующие категориям красоты и гармонии, определить законы совершенства и несовершенства: Необходимо выделять три основополагающих подхода, без которых, полноценное освоение искусства не может осуществляться: экологический, опирающийся на возраст детей, их интерес к реальной среде общения с «живым искусством», обуславливающий формирование художественных представлений детей;

-региональный, опирающийся на «близкое» искусство, искусство, культурные традиции, «вмещающий ландшафт» региона проживания, так как именно он определяет художественные предпочтения человека;

 междисциплинарный полихудожественный подход, предполагающий включение в сферу знакомства с изобразительным искусством разные виды художественно — творческой деятельности.

1.2.Музыка и дети

 Благотворное влияние музыки на человека уже не раз доказано учеными и врачами-практиками. «Ритм, мелодия, гармония проникают в глубины человеческой психики. Человек непосредственно реагирует на ритм непроизвольными телесно-двигательными реакциями, процессами дыхания, сердцебиения.

Так, например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться; мажорные мелодии джаза, блюза, регги поднимают настроение, избавляют от депрессии, разряжают накал чувств; медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая идеально подходит для учебы или творчества; религиозная и обрядовая музыка, грегорианские песнопения могут успокоить и привести в состояние умиротворения. Примерная программа по музыке предполагает освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства (классическая, народная, обрядовая, джазовая, современная). Наибольший процент приходится на зарубежное и отечественное классическое наследие. Таким образом, слушание и исполнение на уроке музыки композиторов-классиков, является элементом музыкотерапии. Кроме того, многообразие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие музыки, игра на музыкальных инструментах и ритмическая декламация, музыкально-двигательные игры и упражнения) имеет свое терапевтическое значение.

Современная система музыкального образования ориентирована на построение единого взаимосвязанного образовательного пространства, в котором должен быть согласован каждый компонент педагогического процесса: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации учебно-воспитательной работы. 

В связи с этим, музыкально-образовательный процесс должен начинаться с более ранних ступеней развития ребёнка и затем, в соответствии с принципом преемственности, распространяться на все последующие периоды.

Система общего музыкального образования включает в себя и дополнительное музыкальное образование, которое не является обязательным. Дети по желанию могут заниматься в студиях, кружках, в музыкальных школах, которые теперь официально называются «Музыкальное учреждение дополнительного образования детей», и др.

«Основное предназначение таких учреждений заключается в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. При этом учитывается, что в музыке, как писал А.Б. Гольденвейзер, «нужно учить всех в той или форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь немногих!».[2.с.31]

Данная педагогическая установка продолжает действовать и в наши дни. Поэтому работа с детьми в музыкальных учреждениях дополнительного образования ведется по двум основным направлениям: общее музыкально-эстетическое развитие; подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в специальные учебные заведения для получения выбранной ими музыкальной специальности. Музыканты, работающие в этой сфере, имеют среднее специальное или музыкальное образование с квалификацией педагог дополнительного образования.  

Как замечают ученые, молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. И музыка в состоянии помочь решить эту проблему, и в основной школе и в системе дополнительного образования.

Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований, она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой попсовой, музыки все более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остается маловостребованной.

В связи с этим задача учителя музыки — приобщить своих воспитанников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, эмоционально, эстетически откликаться на выраженные в ней эмоции, чувства, мысли начиная с первого класса. Вторая задача — изучение современных жанров, стилей, направлений поп-музыки в ее лучших образцах и демонстрация этой музыки на уроках наряду с народным и классическим наследием. Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмоции чувства, которые он, быть может, ранее не ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. «Для того чтобы музыка могла оказывать свое облагораживающее влияние на учащихся, надо научить их любить и понимать ее, сформировать потребность в общении с ней. А для этого необходимо соблюдать следующие педагогические условия: — предоставить детям возможность как можно больше общаться с музыкой на уроках».[3.с.33]

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь