2.2. Анализ системы товароснабжения в ООО «Семья на Гашкова»
Целью сети магазинов «СемьЯ» на этапе товароснабжения является удовлетворение потребностей населения в товарах, услугах и получение максимальной прибыли от реализации товаров.
Ассортимент магазина «СемьЯ на Гашкова» на сегодняшний день насчитывает более 30 тысяч наименований, из них около 30% — непродовольственные товары (сопутствующий ассортимент) и 70% представлены продовольственной группой:
Рис. 8. Ассортиментная структура продовольственных товаров и товаров собственного производства Гипермаркета «Семья»
Из рисунка видно, что наибольший удельный вес по представленным товарным позициям составляют такие товарные группы как бакалея, молочные продукты, алкогольные и безалкогольные напитки. Кроме того в ассортименте гипермаркета представлена продукция собственного производства.
Кроме продовольственных товаров в магазина «СемьЯ на Гашкова» представлен широкий ассортимент сопутствующих, непродовольственных товаров. В таблице 1 представлена структура закупок непродовольственных товаров.
Таблица 1
Количество групп и товарных позиций закупок непродовольственных товаров в 2010 г.
п/п № |
Товарная группа |
Количество позиций товара |
1 |
2 |
3 |
1 |
Косметические, парфюмерные, гигиенические средства |
1576 |
2 |
Бытовая химия |
696 |
3 |
Периодические издания |
445 |
4 |
Товары бытового назначения |
575 |
5 |
Посудо-хозяйственные товары |
4576 |
6 |
Прочие промышленные товары |
1330 |
7 |
Игрушки |
13 |
8 |
Авто |
341 |
9 |
Товары для спорта, туризма, активного отдыха |
285 |
10 |
Электробытовые товары |
548 |
11 |
Одежда |
1152 |
12 |
Текстиль для домашнего обихода |
988 |
13 |
Кожевенно-галантерейные товары |
994 |
14 |
Текстильная галантерея |
174 |
15 |
Белье нательное |
125 |
16 |
Обувь |
283 |
17 |
Цветы, растения, грунтовые удобрения |
24 |
18 |
Школьно-письменные и канцелярские товары |
16 |
19 |
Декоративная косметика |
35 |
Итого |
19 групп товаров |
14176 товарных позиций |
Из таблицы видно, что в магазин «СемьЯ на Гашкова» производятся закупки 14176 позиций непродовольственных товаров 19 товарных групп. Наибольший удельный вес представленных позиций составляют товары следующих групп: косметические, парфюмерные, гигиенические средства, товары бытового назначения, посудо-хозяйственные товары, прочие промышленные товары, одежда, белье нательное. Непродовольственные товары по позициям не имеют сильного колебания в течение года спрос на общехозяйственные средства остаётся устойчивым. Исключение составляют праздничные дни, лидерами продаж становятся сувениры, подарочные наборы.
Общее количество товарных позиций продовольственных и непродовольственных товаров составляет 34324.
На рисунке 9 представлено соотношение групп товаров и товарных позиций продовольственных и непродовольственных товаров.
Рис. 9. Соотношение групп товаров и товарных позиций продовольственных и непродовольственных товаров
На формирование ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров большое влияние оказывает процесс товароснабжения магазина «СемьЯ на Гашкова».
Главная функция товароснабжения возложена на отдел централизованного закупа главного офиса компании, организация которой предполагает:
-
ведение закупок товаров для всей сети с учетом запросов потребителей;
-
формирование стратегического «пула» поставщиков для сети;
-
предъявление единых требований к поставщикам сетевых магазинов, по отсрочкам платежей, качеству товаров;
-
формирование и развитие товаропроводящих звеньев для прохождения товарных потоков;
-
выбор вариантов каналов распределения, отвечающих устойчивому функционированию;
-
введение товаров новинок в ассортиментную матрицу сети;
-
отбор товаров для дисконтных каталогов;
-
эффективное использование средств на покрытие затрат по закупке и поставке товаров.
Магазин «СемьЯ на Гашкова» работает в основном с поставщиками на основании длительных хозяйственных связей. Закуп товаров у мелких оптовиков, индивидуальных предпринимателей осуществляется самостоятельно по мере необходимости. Доля такого закупа в общем товарообороте очень незначительна и колеблется от 3 до 5% в месяц.
В анализируемом предприятии организация закупки и доведения продукции до покупателей может быть представлена поэтапно:
На первом этапе при планировании качественной и количественной структуры закупаемых товаров производится изучение спроса. Исследованиями рынка товаров занимается отдел маркетинга, который проводит социологические исследования в районе «Вышка 2» где размещается магазин.
Рассмотрим распределение покупателей по уровню достатка.
Рис. 10. Характеристика потребителей по уровню дохода в зоне обслуживания
Среди покупателей «Семьи» существуют две большие группы: представители с низким уровнем достатка (до 7 000 рублей) 54% и чуть ниже среднего (до 15 000 рублей). Меньшую долю занимают люди с высоким уровнем дохода (более 30 000 рублей). На основе этих показателей формируется ассортиментная матрица, в структуру которой входят преимущественно товары эконом класса, повседневные продукты питания и др. Таким образом, знание своей целевой аудитории и платежеспособности в магазине достаточно четко сформирован ассортимент и определен уровень цен.
На втором этапе отдел централизованного закупа формирует ассортиментную матрицу магазина с учетом исследования рынка и с учетом рекомендаций товароведов непосредственно работающих на объектах.
На третьем этапе принимаются решения о закупке и поставке товаров в магазин на основании информации 1-го и 2-го этапов.
На четвертом этапе формируется пул поставщиков, заключаются договора поставок, на основе изучения рынка закупок, и по критериям оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков.
Магазин «СемьЯ на Гашкова» работает с большим количеством поставщиков. В их число входят:
-
Местные предприятия-изготовители (Пермский мясокомбинат, Кунгурский мясокомбинат, Краснокамский мясокомбинат «Келми», Хлебокомбинаты, ООО «ЮниМилк-Пермь», Кунгурский молкомбинат, тепличный комбинат «Пермский» и др.)
-
крупные оптовые предприятия (ООО Алт-трейд, КондитерОпт и др.)
-
оптово-посреднические структуры (ООО «Фуд Трейд, ООО РМ-Трейд, ООО «Линия 7» и др.)
-
мелкие оптовики, индивидуальные предприниматели
-
оптово-розничные склады (областной оптовый центр)
-
поставки от зарубежных фирм через дилеров.
Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием организации работы с поставщиками ООО «СемьЯ на Гашкова» является изучение рынка закупок. Взаимоотношения товароведов ООО «СемьЯ на Гашкова» с поставщиками товаров, основываются на системе заявок и заказов на поставку товаров. С них начинаются коммерческие действия по закупке товаров в целях последующей их продажи населению.
Приемку товара поступившего в магазин осуществляют менеджеры по приемке с помощью переносных терминалов сбора данных, путем считывания штрих кодов. Использование современных технологий позволяет быстро переместить товар в зону хранения либо в торговый зал.
После окончания приемки по количеству и качеству данные с терминала переносятся в базу компьютера и оператор отправляет данные о товаре на весы, если это весовой товар, и на кассовые терминалы. Товар, не требующий предварительной подготовки, может быть представлен в торговом зале предприятия для покупателей.
Как уже отмечалось магазин ООО «СемьЯ на Гашкова» работает в составе сети магазинов, поэтому в работе по закупкам товаров есть свои сетевые особенности и принципы. Прежде всего, это жесткий отбор поставщиков централизованным отделом закупа.
В сети существует «пул» приоритетных поставщиков, как правило, это крупные оптовые предприятия и оптовые структуры, которые способны поставить большое количество товарной массы, по приемлемой цене и в нужном количестве, могут участвовать в акциях проводимых для покупателей «Семьи». Информация о данных поставщиках заводится в компьютерную базу сети и только с ними каждый магазин может работать.
Централизованный отдел выбирает часть поставщиков на основании тендерных торгов, которые проводятся ежемесячно. Так часто на торгах победу одерживает ООО «Кама Трейд» поставщик бытовой химиии, ООО «Спас» поставщик замороженной продукции и некоторые другие поставщики.
Рост требований к реализуемой продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным требованием условием организации закупочной деятельности ООО «СемьЯ на Гашкова» является изучение рынка закупок.
Несмотря на то, что централизованный отдел отбирает поставщиков для магазинов, каждое предприятие среди отобранных поставщиков может выбрать более для себя предпочтительных, ближе расположенных или имеющих какой либо специфический ассортимент пользующийся спросом в данном магазине.
После тщательного отбора поставщиков проводятся коммерческие переговоры, при которых обсуждаются все условия договора. В основном проводят переговоры путем личных контактов.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты и его акцепта другой стороной. В сети магазинов «СемьЯ» принята типовая форма договора. Учитывая, что продовольственные товары идут в широком ассортименте к договору прикладывается спецификация, которая является неотъемлемой частью договора. Все разногласия оформляются протоколом разногласий к договору и заверяются обеими сторонами.
В магазине ведется учет договоров поставки. На 2010 у магазина заключены договора с 110 поставщиками. Учет поставщиков и контроль за выполнением договорных обязательств ведется в карточке в специальной компьютерной программе.
Поступая, товар фиксируется, в карточке отмечаются все приходы и расходы товара, а также следят за возможными нарушениями, т.е. соблюдением сроков поставки, ассортимента. При нарушении заведующий сектором связывается с поставщиком и требует соблюдение условий договора. Важно отметить, что не все поставщики оперативно реагируют на претензии, так как руководство магазина не отслеживает взыскание штрафов и пени установленных договором поставки.
Внимание!
К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.
Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь