1.Предмет и метод истории экономики. Периодизация.
История экономики изучает динамику изменения экономических условий существования общества и закономерности этих явлений.
Генезис знаний по истории экономики и их развитие в историко- экономическую науку растянулся на 2000 лет и берёт своё начало со времён Конфуция в Китае, Аристотеля и Платона в Древней Греции.
Задачи истории экономики:
· Рассмотрение эволюции форм общественного производства
· Изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени
· Анализ альтернативностей развития экономики
Функции:
· Информативная (информационная), т.е. даёт полезные знания о странах
· Методологическая, т.е. благодаря изучению экономической истории формируется системное, комплексное, объёмное видение различных проблем экономической жизни общества. Выявляются их причины и пути их решения.
Предмет истории экономики- экономическая система общества на каждом этапе его развития.
Экономическая система включает в себя состояние производственных сил, отраслевую структуру экономики, уровень развития отраслей, формы производства, типы хозяйств.
К древним эпохам человеческого развития хронологически относятся периоды первобытно-общинного строя, античного рабовладения и азиатского способа производства.
Период первобытно-общинного строя археологически в основном совпадает с каменным веком и делится на три основных этапа:
1) древний каменный век — палеолит (от 2,5 млн до 12 тыс. лет до н.э.);
2) средний каменный век — мезолит (10—7 тыс. лет до н.э.);
3) новый каменный век — неолит (7—3 тыс. лет до н.э.).
Более точная датировка практически невозможна, так как не поддается проверке с помощью альтернативных хронологических источников. Однако следует заметить, что культуры каменного века до сих пор существуют, хотя и в труднодоступных для современной Цивилизации районах.
Начальным этапом экономического развития первобытно-об-Щинного общества стал период присваивающего хозяйства, а древнейшими занятиями человека являлись собирательство, охота и рыболовство. Основу производственных отношений составляли коллективная собственность на орудия и средства производства и Уравнительное распределение благ. Такие типы обществ существуют до сих пор в малых ареалах, расположенных в джунглях Африки, Амазонии, Новой Гвинеи. Черты присваивающего хозяйства сохранялись в виде отдельных укладов на территории России у народов Сибири и Дальнего Востока до начала XX в.
Переломным моментом развития первобытного общества стало овладение огнем, что произошло примерно 400—500 тыс. лет назад. Но отдельные исследователи относят этот переход ко времени более 1 млн лет назад.
В результате этого технологического прорыва человек впервые овладел ресурсом, который не использует никто из других живых существ. Но этот ресурс имел для человека не только огромное физиологическое значение, так как обеспечил потребление термически обработанной пищи, он потребовал также новой организации всего жизненного уклада и освоения технологии использования: огонь нужно было сохранять, усиливать, уметь переносить в другое место. Все эти действия требовали не только затрат времени для поддержания огня, но и физических усилий и напряжения интеллекта для организации этого процесса и его планирования. Тут мы видим в начальной фазе уже классическую экономическую задачу — распределение ресурсов времени и труда, формирование запасов и достижение эффективности использования для удовлетворения новых потребностей.
Первичная форма охоты — загонная — у древнего человека постепенно приобретала специализированные формы в зависимости от распространения видов животных (мамонты, северные олени и др.) и требовала все более специализированных орудий.
В раннем палеолите набор орудий соответствовал 30-40 функциям, в основном связанным с охотой, а также с обработкой добычи. Для изготовления орудий применялась технология оббивки.
В период верхнего палеолита был сделан следующий шаг к совершенствованию орудий, так как размеры животных уменьшились. Появление около 15 тыс. лет назад лука позволило начать индивидуальную охоту на средних и мелких животных. Это дало возможность развообразить потребление и жить относительно меньшими сообществами.
В этот период начинает развиваться и совершенствоваться технология плетения — от простых корзин к производству сетей, верш (корзин-ловушек для рыбы), капканов и т.п.
В мезолите орудия труда уменьшаются и становятся более разнообразными, появляются так называемые микролиты — орудия, изготовленные из тонких пластин, имеющих геометрическую форму. Происходит одомашнивание собаки, ее начинают использовать на охоте. На основе развития рыболовства возникает и развивается морской зверобойный промысел. Рост потребления растительной пищи стимулировал развитие орудий ее обработки — зернотерок, ступ, пестов.
В сумме эти факторы вели к складыванию устойчивых подвижных общин, насчитывавших от 30 до 100 человек. Такие сообщества ведут оседло-сезонный образ жизни.
Для эпохи неолита уже свойственна развитая технология шлифовки и сверления при обработке дерева. Исчерпание запасов пригодных для обработки поверхностных россыпей и месторождений кремня стимулирует первую промышленную технологию — в Европе появляются шахты для разработки подземных месторождений кремня. Распространяются орудия из твердого вулканического стекла — обсидиана.
Начинают использоваться сложные орудия: полое сверло, шлифованные топоры и тесла, первые серпы и мотыги. Появляется и получает распространение принципиально новый класс изделий, которым не было аналога в природе: лодки- долбенки, лыжи, сани, посуда и другие изделия из обожженной глины.
Главнейшее достижение неолита — овладение новым средством производства — землей, позволившее человеку перейти к производящему хозяйству.
Этот переход в периодизации крупнейших переломов экономического развития называется неолитической революцией.
Человек начал разводить пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, вику, а также приручать и одомашнивать животных. С этого времени и в течение следующих нескольких тысяч лет лошадь, корова, свинья, овца, коза — неизменные спутники человека. Результатом неолитической революции стала не только обеспеченная гарантированная прибавка к обычному рациону, но и реальная экономическая выгода, связанная с возможностью длительного хранения запасов пищи.
Причины перехода к производящему хозяйству были весьма различны:
1) истощение природной численности дичи и полезных растений и необходимость восполнения потерь;
2) рост населения, хотя увеличение производства пищи само ведет к демографическому взрыву — здесь процесс взаимосвязанный;
3) достаточно высокий технический уровень орудий и появление элементов теоретических знаний;
4) наличие благоприятных условий для развития земледелия и животноводства.
Значение неолитической революции глобально по воздействию на развитие человечества, так как именно тогда и только тогда произошло формирование пищевой платформы потребления современной цивилизации. С тех пор человек практически уже не приручал и не одомашнивал новых видов животных, а только вел их селекцию. То же относится и к растениям.
Неолитическая революция была достаточно длительным процессом, занявшим примерно 2,5—3 тыс. лет. Средняя скорость продвижения земледельческих племен в Европе, т.е. ежегодного освоения новых земельных угодий, составляла примерно 5,5 км/год. В течение жизни одного поколения (20—25 лет) племя продвигалось на 100—150 км. В итоге производящее хозяйство завоевало Европу за 1—1,5 тыс. лет. На юго-востоке Европы неолитическая революция завершилась на рубеже VII—VI тыс. до н.э., на севере — в середине IV тыс. до н.э. Появление устойчивого избытка продукта дало возможность освободить часть людей от добывания пищи, особенно от сельскохозяйственной деятельности. В чисто производственном плане это создало предпосылки для зарождения ремесла (изготовление одежды, орудий и т.д.) как специализированной сферы экономической деятельности человека. Постепенно благодаря изобретению веретена и каменных пряслиц стало развиваться ткачество. Первые ткацкие станки появились в конце неолита — начале бронзового века сначала в Египте, потом в Европе. В V тыс. до н.э. в Месопотамии появился гончарный круг.
На такой основе стало возможным развитие обмена для получения редких продуктов и сырья. Первичными деньгами был скот. Постепенно складывалась специализация и развивалась торговля, в результате происходило выделение из общей среды первых предпринимателей — торговцев.
Рост прибавочного продукта и, соответственно, расширение возможностей для других занятий вкупе с обостряющимися потребностями в большом количестве эффективных орудий стимулировали технологию использования и добычи металлов.
Производящее хозяйство в форме скотоводства и земледелия (или комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства) решило проблему пищи, дало возможность перешагнуть рубеж бесклассового общества и открыло возможности для образования частной собственности.
Обработка металлов, знаменующая наступление металлических веков, начинается в VII тыс. до н.э. с меди. Первым металлическим веком стал медный, так как он основывался на доступности самородной меди и относительной легкости ее обработки. Однако историческая продолжительность медного века была недолгой, порядка тысячи лет, так как медь — металл достаточно мягкий, а добывать ее вскоре пришлось только из руды. Разработка руды стимулировала технологию металлургии и применения сплавов.
На смену медному приходит бронзовый век. В V—IV тыс. до н.э. был изобретен и получил распространение сплав меди с оловом — бронза, которая гораздо тверже меди и эффективнее для изготовления оружия и других изделий. В бронзовом веке начинается формирование раннеклассовых обществ — на определенной стадии выделяются старейшины и вожди. Их положение позволяет обеспечить экономическое накопление богатств, состоящих из наследных земель, Дани, военной добычи (земля, пленники, трофеи).
Рост производительности труда и все большая индивидуализация экономической деятельности обеспечили рост частного присвоения всего произведенного продукта группами, в первую очередь семьями, а потом отдельными лицами. Частная собственность постепенно вела к разложению первобытно-общинного строя, распаду родового общества.
В этих условиях развитие первобытной общины шло следующим образом:
1) родовая община, объединяющая кровных родственников;
2) земледельческая община, в которой собственность на территорию сочетается с разделом пахотных участков;
3) соседская община, сохраняющая коллективную собственность на сенокосы, охотничьи, лесные и другие угодья при индивидуальной собственности малых семей на пахотные наделы.
Такая эволюция вела к имущественному и социальному неравенству, стимулировала появление первых государственных образований. На территории Руси эпоха бронзового века отмечена только в южных причерноморских районах, что связано с античной колонизацией этих территорий. На основной территории Руси переход от каменного века к металлу происходит только в железном веке.
Смена бронзового века железным началась в I тыс. до н.э., а завершилась в IV—VI вв. н.э. Наступление железного века было обусловлено очевидными технологическими преимуществами железа перед бронзой и приобрело интенсивный характер, как только была освоена плавка железной руды, требовавшая применения более высоких температур, чем технология получения бронзы. В таких условиях в начале новой эры началось складывание ранних государственных образований у восточных славян.
2.Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины.
В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились древнейшие племена восточных славян. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства, от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на восток — вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и др., а также поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.
Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях — кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах — охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).
Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II—V веках было земледелие. Они, сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для сельскохозяйственных работ применялось рало — примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.
Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20—30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы, и была под силу только родовой общине.
Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли мог освоить каждый член рода.
Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне волами. Развитие факторов производства обусловил разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI—VIII веках к соседекой, сельской общине.
Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться «вервь» («мир»).
И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки — наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались в совместной собственности. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.
Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье, Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников — феодалов.
На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В VII—VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы в Византию, на Балканы и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга. В этот период усиливается роль высшего военачальника — князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием — вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.
Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю людей. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.
Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. «Княжьи мужи» начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными «отроками». Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.
3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси (Х-ХIIвв.).
В IX—XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время ещё только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.
Первоначально великие киевские князья собирали дань-полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» — дружинников. Кроме полюдья, еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население
обращалось к князю.
Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты — оброка.
Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная — на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими, и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.
Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор -«ряд», по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом («ролья» — пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или «изорники» — это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.
Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.
Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «сироты», которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.
Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или «челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном, на полях (так называемые «страдники»). Были также «обельные» (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора-ряда.
На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми».
Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель — все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», то есть на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание’ разработке правовых норм внутригосударственной жизни. Так, в 1016 году? при Ярославе Мудром появилась «Русская правда» («Правда Роська», «Древнейшая правда»), которая стала важнейшим сводом норм древнерусского законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена «Правда Ярославичей», вторая составная часть «Русской правды». В этих документах ограничивалась, а позже — отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, то есть примерно 16 кг серебра, а за убийство смердов и холопов-страдников — 5 гривен (1 кг серебра).
В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани — «прокорма». Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.
Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.
Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общинников и т.д.
Внимание!
К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.
Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь