Ответы к экзамену по экономической теории

Ответы к экзамену по экономической теории (500 руб.)

1.Предмет и метод истории экономики. Периодизация.

 История экономики изучает динамику изменения экономических условий существования общества и закономерности этих явлений.

Генезис знаний по истории экономики и их развитие в историко- экономическую науку растянулся на 2000 лет и берёт своё начало со времён Конфуция в Китае, Аристотеля и Платона в Древней Греции.

Задачи истории экономики:

·       Рассмотрение эволюции форм общественного производства

·       Изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени

·       Анализ альтернативностей развития экономики

Функции:

·       Информативная (информационная), т.е. даёт полезные знания о странах

·       Методологическая, т.е. благодаря изучению экономической истории формируется системное, комплексное, объёмное видение различных проблем экономической жизни общества. Выявляются их причины и пути их решения.

Предмет истории экономики- экономическая система общества на каждом этапе его развития.

Экономическая система включает в себя состояние производственных сил, отраслевую структуру экономики, уровень развития отраслей, формы производства, типы хозяйств.

К древним эпохам человеческого развития хронологически от­носятся периоды первобытно-общинного строя, античного рабовла­дения и азиатского способа производства.

Период первобытно-общинного строя археологически в основ­ном совпадает с каменным веком и делится на три основных этапа:

1) древний каменный век — палеолит (от 2,5 млн до 12 тыс. лет до н.э.);

2) средний каменный век — мезолит (10—7 тыс. лет до н.э.);

3) новый каменный век — неолит (7—3 тыс. лет до н.э.).

Более точная датировка практически невозможна, так как не поддается проверке с помощью альтернативных хронологических источников. Однако следует заметить, что культуры каменного века до сих пор существуют, хотя и в труднодоступных для современной Цивилизации районах.

Начальным этапом экономического развития первобытно-об-Щинного общества стал период присваивающего хозяйства, а древ­нейшими занятиями человека являлись собирательство, охота и ры­боловство. Основу производственных отношений составляли коллек­тивная собственность на орудия и средства производства и Уравнительное распределение благ. Такие типы обществ существуют до сих пор в малых ареалах, расположенных в джунглях Африки, Амазонии, Новой Гвинеи. Черты присваивающего хозяйства сохра­нялись в виде отдельных укладов на территории России у народов Сибири и Дальнего Востока до начала XX в.

Переломным моментом развития первобытного общества стало овладение огнем, что произошло примерно 400—500 тыс. лет назад. Но отдельные исследователи относят этот переход ко времени более 1 млн лет назад.

В результате этого технологического прорыва человек впервые овладел ресурсом, который не использует никто из других живых существ. Но этот ресурс имел для человека не только огромное фи­зиологическое значение, так как обеспечил потребление термичес­ки обработанной пищи, он потребовал также новой организации все­го жизненного уклада и освоения технологии использования: огонь нужно было сохранять, усиливать, уметь переносить в другое место. Все эти действия требовали не только затрат времени для поддержа­ния огня, но и физических усилий и напряжения интеллекта для организации этого процесса и его планирования. Тут мы видим в на­чальной фазе уже классическую экономическую задачу — распреде­ление ресурсов времени и труда, формирование запасов и достиже­ние эффективности использования для удовлетворения новых по­требностей.

Первичная форма охоты — загонная — у древнего человека посте­пенно приобретала специализированные формы в зависимости от распространения видов животных (мамонты, северные олени и др.) и требовала все более специализированных орудий.

В раннем палеолите набор орудий соответствовал 30-40 функци­ям, в основном связанным с охотой, а также с обработкой добычи. Для изготовления орудий применялась технология оббивки.

В период верхнего палеолита был сделан следующий шаг к совер­шенствованию орудий, так как размеры животных уменьшились. По­явление около 15 тыс. лет назад лука позволило начать индивидуаль­ную охоту на средних и мелких животных. Это дало возможность развообразить потребление и жить относительно меньшими сообще­ствами.

В этот период начинает развиваться и совершенствоваться тех­нология плетения — от простых корзин к производству сетей, верш (корзин-ловушек для рыбы), капканов и т.п.

В мезолите орудия труда уменьшаются и становятся более разно­образными, появляются так называемые микролиты — орудия, изго­товленные из тонких пластин, имеющих геометрическую форму. Происходит одомашнивание собаки, ее начинают использовать на охоте. На основе развития рыболовства возникает и развивается мор­ской зверобойный промысел. Рост потребления растительной пищи стимулировал развитие орудий ее обработки — зернотерок, ступ, пе­стов.

В сумме эти факторы вели к складыванию устойчивых подвиж­ных общин, насчитывавших от 30 до 100 человек. Такие сообщества ведут оседло-сезонный образ жизни.

Для эпохи неолита уже свойственна развитая технология шли­фовки и сверления при обработке дерева. Исчерпание запасов при­годных для обработки поверхностных россыпей и месторождений кремня стимулирует первую промышленную технологию — в Евро­пе появляются шахты для разработки подземных месторождений кремня. Распространяются орудия из твердого вулканического стекла — обсидиана.

Начинают использоваться сложные орудия: полое сверло, шли­фованные топоры и тесла, первые серпы и мотыги. Появляется и по­лучает распространение принципиально новый класс изделий, кото­рым не было аналога в природе: лодки- долбенки, лыжи, сани, посу­да и другие изделия из обожженной глины.

Главнейшее достижение неолита — овладение новым средством производства — землей, позволившее человеку перейти к производя­щему хозяйству.

Этот переход в периодизации крупнейших переломов экономи­ческого развития называется неолитической революцией.

Человек начал разводить пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, вику, а также приручать и одомашнивать животных. С этого време­ни и в течение следующих нескольких тысяч лет лошадь, корова, свинья, овца, коза — неизменные спутники человека.  Результатом неолитической революции стала не только обеспе­ченная гарантированная прибавка к обычному рациону, но и реаль­ная экономическая выгода, связанная с возможностью длительного хранения запасов пищи.

Причины перехода к производящему хозяйству были весьма раз­личны:

1) истощение природной численности дичи и полезных растений и необходимость восполнения потерь;

2) рост населения, хотя увеличение производства пищи само ве­дет к демографическому взрыву — здесь процесс взаимосвязанный;

3) достаточно высокий технический уровень орудий и появление элементов теоретических знаний;

4) наличие благоприятных условий для развития земледелия и животноводства.

Значение неолитической революции глобально по воздействию на развитие человечества, так как именно тогда и только тогда про­изошло формирование пищевой платформы потребления современ­ной цивилизации. С тех пор человек практически уже не приручал и не одомашнивал новых видов животных, а только вел их селекцию. То же относится и к растениям.

Неолитическая революция была достаточно длительным процес­сом, занявшим примерно 2,5—3 тыс. лет. Средняя скорость продви­жения земледельческих племен в Европе, т.е. ежегодного освоения новых земельных угодий, составляла примерно 5,5 км/год. В течение жизни одного поколения (20—25 лет) племя продвигалось на 100—150 км. В итоге производящее хозяйство завоевало Европу за 1—1,5 тыс. лет. На юго-востоке Европы неолитическая революция завершилась на рубеже VIIVI тыс. до н.э., на севере — в середине IV тыс. до н.э. Появление устойчивого избытка продукта дало возможность ос­вободить часть людей от добывания пищи, особенно от сельскохо­зяйственной деятельности. В чисто производственном плане это со­здало предпосылки для зарождения ремесла (изготовление одежды, орудий и т.д.) как специализированной сферы экономической дея­тельности человека. Постепенно благодаря изобретению веретена и каменных пряслиц стало развиваться ткачество. Первые ткацкие станки появились в конце неолита — начале бронзового века сначала в Египте, потом в Европе. В V тыс. до н.э. в Месопотамии появился гончарный круг.

На такой основе стало возможным развитие обмена для получе­ния редких продуктов и сырья. Первичными деньгами был скот. Постепенно складывалась специализация и развивалась торговля, в результате происходило выделение из общей среды первых предпри­нимателей — торговцев.

Рост прибавочного продукта и, соответственно, расширение воз­можностей для других занятий вкупе с обостряющимися потребнос­тями в большом количестве эффективных орудий стимулировали технологию использования и добычи металлов.

Производящее хозяйство в форме скотоводства и земледелия (или комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства) ре­шило проблему пищи, дало возможность перешагнуть рубеж бесклас­сового общества и открыло возможности для образования частной собственности.

Обработка металлов, знаменующая наступление металлических веков, начинается в VII тыс. до н.э. с меди. Первым металлическим веком стал медный, так как он основывался на доступности самород­ной меди и относительной легкости ее обработки. Однако историчес­кая продолжительность медного века была недолгой, порядка тыся­чи лет, так как медь — металл достаточно мягкий, а добывать ее вско­ре пришлось только из руды. Разработка руды стимулировала технологию металлургии и применения сплавов.

На смену медному приходит бронзовый век. В VIV тыс. до н.э. был изобретен и получил распространение сплав меди с оловом — бронза, которая гораздо тверже меди и эффективнее для изготовле­ния оружия и других изделий. В бронзовом веке начинается форми­рование раннеклассовых обществ — на определенной стадии выделя­ются старейшины и вожди. Их положение позволяет обеспечить эко­номическое накопление богатств, состоящих из наследных земель, Дани, военной добычи (земля, пленники, трофеи).

Рост производительности труда и все большая индивидуализация экономической деятельности обеспечили рост частного присвоения всего произведенного продукта группами, в первую очередь семья­ми, а потом отдельными лицами. Частная собственность постепен­но вела к разложению первобытно-общинного строя, распаду родо­вого общества.

В этих условиях развитие первобытной общины шло следующим образом:

1) родовая община, объединяющая кровных родственников;

2) земледельческая община, в которой собственность на террито­рию сочетается с разделом пахотных участков;

3) соседская община, сохраняющая коллективную собственность на сенокосы, охотничьи, лесные и другие угодья при индивидуаль­ной собственности малых семей на пахотные наделы.

Такая эволюция вела к имущественному и социальному неравен­ству, стимулировала появление первых государственных образова­ний. На территории Руси эпоха бронзового века отмечена только в южных причерноморских районах, что связано с античной колони­зацией этих территорий. На основной территории Руси переход от каменного века к металлу происходит только в железном веке.

Смена бронзового века железным началась в I тыс. до н.э., а за­вершилась в IVVI вв. н.э. Наступление железного века было обус­ловлено очевидными технологическими преимуществами железа пе­ред бронзой и приобрело интенсивный характер, как только была ос­воена плавка железной руды, требовавшая применения более высоких температур, чем технология получения бронзы. В таких ус­ловиях в начале новой эры началось складывание ранних государ­ственных образований у восточных славян.

 

2.Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины.                       

          В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились древнейшие племена восточных славян. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства, от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные пле­менные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, се­верян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тес­ном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на восток — вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствова­ли многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и др., а также поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.

          Природно-климатические условия способствовали формирова­нию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях — кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах — охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).                                                                           

           Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во IIV веках было земледелие. Они, сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для сельскохозяйственных работ применялось рало — примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.                           

            Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20—30 лет до восстановления естественного пло­дородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостеп­ных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением по­чвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы, и была под силу только родовой общине.                               

Родовая община в виде большой патриархальной семьи распо­лагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли мог освоить каждый член рода.

            Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хо­зяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посев­ных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной кон­ницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне  волами. Развитие факторов производства обусловил   разложение  кровно-родственной общины и переход ее в VIVIII веках к соседекой, сельской общине.                                                                              

            Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись   по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родо­вой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под на­званием деревня, а сама община стала называться «вервь» («мир»).

              И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже де­лились на участки — наделы, которые передавались общинникам  в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, се­нокосы и пастбища оставались в совместной собственности. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало  объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье, Таким образом, эта хозяйственная единица уже не дол­жна была участвовать в принудительном равенстве при производстве  и распределении продуктов. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных  собственников — феодалов.

           На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В VIIVIII веках славянские племена осуществляли мно­гочисленные военные походы в Византию, на Балканы и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга. В этот  период усиливается роль высшего военачальника — князя, который  был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием — вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

          Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как прави­ло, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, про­фессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лич­но свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю людей. Дружина со­стояла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее от­личившиеся военачальники.

          Первоначально дружинники содержались и кормились при кня­жеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собра­ния. «Княжьи мужи» начали приобретать землю, создавать свое хозяй­ство с собственными «отроками». Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.

 

3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси (Х-ХIIвв.).

         В IXXII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время ещё только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.

          Первоначально великие киевские князья собирали дань-полю­дье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или по­сылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» — дружинников. Кроме полюдья, еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посад­ники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население

обращалось к князю.

           Такая форма сбора дани возникла еще в VIVIII веках. Сохра­нялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и вре­мя сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты — оброка.

           Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная — на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими, и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская об­щина, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

           Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смер­дов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феода­лов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мел­кое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смер­дов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в за­сушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены об­ращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор -«ряд», по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядови­чами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом («ролья» — пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или «изорники» — это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юриди­ческую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом.                     Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными дол­жниками, а временная юридическая зависимость превращалась в по­стоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинни­ков и становились полностью зависимыми от феодалов.

Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «си­роты», которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в част­ности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.

              Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или «челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном, на полях (так называемые «страдники»). Были также «обельные» (пол­ные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора-ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффек­тивно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпу­щенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными  людьми».

          Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, зах­ват общинных земель — все это приводило к росту сопротивления зем­ледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», то есть на свобод­ные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание’ разра­ботке правовых норм внутригосударственной жизни. Так, в 1016 году? при Ярославе Мудром появилась «Русская правда» («Правда Роська»,  «Древнейшая правда»), которая стала важнейшим сводом норм древнерусского законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена  «Правда Ярославичей», вторая составная часть «Русской правды». В этих документах ограничивалась, а позже — отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, то есть примерно 16 кг серебра, а за убийство смердов и холопов-страдников — 5 гривен (1 кг серебра).                                                                     

           В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярс­кие вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани — «прокорма». Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государ­ственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

           Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимы­ми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сель­скую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.

           Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными соб­ственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общин­ников и т.д.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь