СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….…....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема…………….6
1.2. Характеристика видов готовности к школьному обучению……………….14
1.3. Пути формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада…………………………………….27
1.4. Роль семьи в формировании готовности к школьному обучению….…35
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ………………
2.1. Выявление уровня готовности старших дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………………………………….
2.2. Формирование готовности к школьному обучению в условиях детского сада и семьи……………………………………………………………………………………………..
2.3. Динамика развития уровня готовности старших дошкольников к школьному обучению……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Актуальность проблемы исследования состоит в том, что сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Проблема подготовки детей к школьному обучению обусловлена не только причинами психофизиологического характера, созданием необходимых педагогических условий, но также она зависит от социальных факторов: воспитание в семье и взаимоотношений детей и родителей. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Новая ситуация школьного обучения в стране потребовала от ученых глубокого изучения разных аспектов формирования подготовленности детей к школе в системе педагогического процесса детского сада через совершенствование содержания, форм, методов воспитательно-образовательной работы, поиск новых форм организации детей, развития их творчества, самостоятельности.
Проблема подготовки детей к школьному обучению и готовности к школе не нова – еще в трудах Ф. Фребеля и Я.А. Коменского большое значение придавалось подготовке детей до шести лет к школьному обучению. Эту проблему Я. А. Коменский рассматривает по трем основным направлениям: значение подготовки детей к школе, признаки готовности детей к поступлению в школу, формы и способы работы школы и родителей. Данную проблему также рассматривали такие ученые как: Н. Е.Веракса, Н.И.Гуткина, Н. Семаго, М. Семаго. Авторы указывали на то, что поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. Авторы Ю. П. Азаров, Е.Л.Арнаутова, Т.А. Куликова рассматривали особенности формирования готовности к школе в условиях семьи и указывали на важность двухстороннего решения проблемы готовности к школе со стороны детского сада и семьи.
Но, несмотря на степень изученности данной проблемы, остаются не достаточно выявленными педагогические условия формирования готовности к школе детей 6-7 лет в детском саду и семье.
Исходя из выявленной актуальности и поставленной проблемы исследования, мы определили ее цель, объект, предмет и гипотезу.
Целью диплома является поиск эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях детского сада.
Объект исследования: процесс формирования готовности дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования: выявление педагогических условий формирования готовности детей подготовительной группы к обучению в школе в условиях детского сада и в семье.
Гипотеза исследования: процесс подготовки к школьному обучению будет более эффективным, если: определены критерии и уровни готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе; разработана методика и программа развивающих игр, направленных на эффективность процесса подготовки к школе детей 6-7 лет;
Для решения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у дошкольников готовности к школьному обучению;
2. Диагностировать уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы;
3. Выявить и апробировать на практике педагогические условия формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников в условиях детского сада и семьи.
4. Провести анализ полученных результатов.
Основные методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.
База экспериментального исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида №1720 «Новости», пос. Малаховка, Московской области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема
Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре школьного образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешный школьный старт детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению.
Понятие «готовность к школе» в период начала XX века находилось в стадии начальной разработки. В основном, оно определялось перечнем качеств, которыми должен обладать ребенок, поступающий в школу. Наиболее важными задачами подготовки к школе рассматривались: развитие детской речи, внимания, памяти, обучение грамоте, счету, обогащение знаний, формирование социальных навыков поведения [14;17].
В 40-50-е годы постепенное развитие сети дошкольных учреждений, увеличение количества выпускников детского сада поступающих в школы, потребовало анализа качества дошкольного воспитания и его влияния на успешность начала школьного обучения. Проблема эффективного обучения дошкольников, как средства развития ребенка и подготовки к школе, была выдвинута на первый план. В исследовании А.М. Леушиной были теоретически обоснованы и раскрыты вопросы подготовки детей к школе, методики обучения детей счету, дан психолого-педагогической анализ трудностей начала школьного обучения и причин их обусловливающих, поставлены вопросы преемственности между детским садом и школой [34,c.35].
В 60-е годы интерес к вопросам эффективной подготовки детей к школе в детском саду не ослабевает. В стране осуществляется дальнейшее изучение проблемы обучения в детском саду, совершенствуется содержание и методика занятий по развитию речи (В.И.Логинова), ознакомлению с природными объектами (А.К. Матвеева, О.П.Кончаева), с пространственными и временными отношениями отношениями (Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман), с предметами и материалами (В.И. Логинова), формированию математических представлений (А.М. Леушина), обучению аппликации (Л.И. Гусарова) [21;34;35]. Активно исследуются влияние различных режимов двигательной активности на физическое развитие и физическую подготовленность старших дошкольников к обучению в школе (М.П. Голощекина). Полученные научные данные имели большое значение для осмысления понятий «преемственность детского сада и школы», «готовность к школе», «подготовка к школьному обучению».
Следующий шаг в подходе к проблеме подготовки детей к школе был осуществлен в 70-80-е годы. Характерное для этого времени повышение теоретического уровня содержания начального образования, совершенствование учебных программ, внедрение идей обучения в школе на высоком уровне трудностей, последующий переход к обучению в начальной школе с 6 лет поставили задачу поиска средств, обеспечивающих полноценную интеллектуальную готовность детей к школе [15;23]. Педагогическое решение данной задачи виделось в выявлении и исследовании новых резервов содержания и методов дошкольного образования.
В данный период активно разрабатываются вопросы оптимизации процесса умственного воспитания дошкольников и повышения интеллектуальной подготовленности к школьному обучению. Выявляются возможности активизации умственной деятельности детей и подготовки к школе в процессе освоения системных знаний.
Выполненные в русле общего теоретического подхода В.И. Логиновой исследования М.В. Крулехт, Н.М. Крыловой, С.Ф. Сурчиковой, П.Г.Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой показали, что разработка единой концепции создания системы знаний для дошкольников, включающей в качестве подсистем знания из разных областей действительности и соответствующую организацию педагогического процесса, позволяет значительно повысить уровень интеллектуального развития и готовности детей к обучению в школе [29;35].
В конце 80-х годов в русле стратегии системного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста разрабатывается концепция воспитания личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе [29,c.44]. Системный подход к готовности к школе позволил рассмотреть ее с позиции целостного развития человека как иерархически организованной системы на взаимосвязанных уровнях организма, индивида, личности и индивидуальности, как единство социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника на пороге школьного обучения. Логика личностного подхода к феномену готовность к школе определила необходимость его рассмотрения в четырех взаимосвязанных плоскостях анализа:
— в системе связей «организм — индивид — личность-индивидуальность», отражающей единство двух подструктур личности: человека как природного организма и как социального субъекта. Это позволяет выявить взаимосвязь понятий «школьная зрелость», «психологическая» и «личностная готовность»;
— в системе связи «личность–школа–общество», раскрывающей социальную детерминацию личностного развития ребенка при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Это выражается в степени «социальной зрелости» личности старшего дошкольника как базового фактора вхождения в новую социальную ситуацию обучения в современной школе;
— в системе внутренней взаимосвязи структуры личности и структуры готовности к школе. При этом в последней проецируются важнейшие достижения личностного развития старшего школьника как субъекта деятельности, общения и познания, а также архитектоника его индивидуальности.
— в системе педагогических факторов, определяющих процесс подготовки к школе и обусловливающих формирование личностной готовности к школе.
Готовность к обучению в школе была рассмотрена Т.И. Бабаевой как интегральное новообразование социально-личностного развития старшего дошкольника, имеющее многокомпонентную структуру и формирующееся в условиях особым образом построенного педагогического процесса [29,c.67]. Структура готовности к школе проявляется как динамическое единство и взаимообусловливание ряда компонентов, отражающих наиболее значимые стороны личностного развития старшего дошкольника на пороге вступления его в школьное обучение [39;46].
Каждый из компонентов имеет определенную внутреннюю структуру и выполняет особую роль в функционировании общей модели готовности. Объединяющим началом выступает развивающееся самосознание старшего дошкольника, основанное на понимании и эмоциональном переживании ребенком своего взросления, растущей самостоятельности и стремления к новой социально одобряемой жизненной позиции школьника.
Показательным для определения уровня личностной готовности к школе является используемый старшим дошкольником «способ решения задач», который обусловлен действием общего механизма и требует от ребенка:
— умения осознано принять задачу от взрослого или поставить ее в деятельности самостоятельно,
— понять задаваемые задачей условия или требования (они могут быть выделены взрослым, возникнуть в опыте ребенка спонтанно или быть намеренно, самостоятельно выдвинуты им),
— умения выбрать путь решения задачи: использовать привычные или найти новые средства, попытаться самостоятельно отыскать другие варианты, добыть дополнительную информацию, действовать независимо от взрослого или ждать его помощи),
— получить результат, адекватный условиям и требованиям задачи,
— выразить личное отношение к решению задачи и полученному результату через оценку, самооценку, элементарный самоконтроль и соответствующее эмоциональное состояние [25;50].
Итак, под педагогической готовностью, как правило, подразумевается умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие только этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.
В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.
В отечественной науке теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С.Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, а также такими психологами как Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С.Мухина [9;16;20;51].
Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Попадая в школу, ребенок оказывается в совершенно новой для него системе отношений (меняется социальная ситуация его развития). Центром этой ситуации становится новая для ребенка фигура – учитель. Отношения с учителем определяются новым характером требований, их обобщенностью, формальностью и оценочностью.
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность трех основных подходов. Первый подход основан на исследованиях, направленных на формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых ребенку для обучения в школе. Педагогические исследования позволили определить, что дети пяти-шести лет обладают огромным интеллектуальным, физическим и психическим потенциалом, что позволяет перенести часть программы начальных классов в подготовительную группу детского сада [8;29]. В частности, детям этого возраста можно успешно обучать грамоте и основам математики.
Второй подход предполагает развитие у ребенка определенных познавательных интересов, желание учиться и готовность к изменению своей социальной позиции [15;19]. Эти три фактора определяют основу психологической готовности ребенка к обучению в школе. У детей дошкольного возраста существует определенная тяга к познаниям, которая связана с интенсивным развитием всех видов памяти именно в этот период. Этим обусловлен интерес к познанию окружающего мира и получению морального удовлетворения от приобретения новых знаний. Готовность ребенка изменить свою социальную позицию и погрузиться в новую для него школьную жизнь определяет первые признаки самостоятельности и психологического взросления малыша.
Третий подход состоит в исследовании происхождения отдельных компонентов учебной деятельности и выявлении путей их формирования на специальных занятиях. В специальных исследованиях (Т. С. Комарова, Т.Н.Доронова и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению [38;46]. Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития имеет своим источником только единое, целостное психологическое образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи. В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения, согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова считала, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их психологического развития и подготовки к школе [49].
Однако, такой подход к данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной степени развита и учебная деятельность. Это связано с тем, насколько правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства.
Ребенка, который первый раз приходит в школу учиться, нельзя однозначно определять как готового или неготового ученика. Абсолютно готовых или неготовых к школе детей практически не существует. Каждый ребенок по своему, совершенно не так как другие, воспринимает новую для себя социальную позицию школьника, для каждого ребенка школьный процесс является чем-то совершенно незнакомым. Можно лишь говорить о степени готовности или неготовности к школьной жизни и к новому для него социальному статусу. Неготовность ребенка к школе определяется следующими характерными чертами:
1) ребенок не может сосредоточиться на уроке, очень часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы класса;
2) у ребенка слабо развита связная речь и умственные способности, он не умеет правильно задавать вопросы, сравнивать и анализировать предметы, выделять главное;
3) ребенок совершенно пассивный, не проявляет инициативу, действует по шаблонам, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми по поводу решения задач [20;26].
В качестве причин такой неподготовленности к школе можно выделить две основные группы (Архипова И.А.):
— органические причины, которые представляют собой отклонения в физическом и психическом развитии ребенка;
— воспитательные причины, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте[6].
На самом деле причин и факторов, определяющих готовность ребенка к школе, может быть намного больше. Причем, каждый из этих факторов, даже самый незначительный на первый взгляд, может повлиять на общую степень подготовленности ребенка к обучению в школе. Педагогика определяет лишь основные факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на эффективность процесса обучения, но есть и такие факторы, которые на самом процессе обучения почти никак не отражаются, но влияют на общее состояние ребенка, его самосознание и внутренние ощущения [25;30]. В связи с этим часто возникают разногласия педагогов с родителями, каждый из которых считает свою точку зрения единственно правильной. Педагогам порой бывает сложно понять ребенка, который внешне свои ощущения никак не проявляет, и только родители могут с определенной уверенностью сказать, что именно он чувствует.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и так далее [6, с.25].
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой [43,c.30].
Таким образом, рассмотрев готовность к школе как психолого-педагогическую проблему, изучив труды выдающихся ученых педагогов и психологов, можно сказать, что готовность к школе является многогранным структурным образованием и включает в себя общую, специальную и психологическую готовность, состоящих из множества приобретенных качеств, способностей, отношений и умений.
1.2 Характеристика видов готовности к школьному обучению
Для ребенка, поступающего в школу важно наличие всех компонентов готовности к обучению – это и физиологическое развитие, и социальные отношения, а также достижение определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.
Известно, что учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация [8;11]. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное понятие и охватывает все сферы жизни школы.
Л.И. Божович характеризует стремление ребенка занять новое социальное положение, которое ведет к образованию его внутренней позиции, как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом [9,c.112]. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» [51,c.112].
С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением [42;46].
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
В условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности» [32,c.132]. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».
В настоящее время существует большое количество определений и классификаций готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее основательной нам представляется классификация, предложенная Р.В.Овчаровой [40] .
Р.В. Овчарова так определяет готовность ребенка к школе:
ребенок к школе готов – умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на открытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий;
ребенок к школе не готов – не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий [40,c.67].
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе в период дошкольного детства, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Внимание!
К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.
Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь