Преодоление внутриличностных конфликтов с помощью методов арт-терапии

Преодоление внутриличностных конфликтов с помощью методов арт-терапии (500 руб.)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Возможности арт-терапии в преодолении внутриличностных конфликтов

1.1. Понятие и типология внутриличностных конфликтов……………5

1.2. Арт-терапевтические методики в преодолении внутриличностных конфликтов……………………………………………………………………….17

Глава 2. Методологическая основа исследования

2.1. Задачи и этапы исследования………………………………………25

2.2. Характеристика методов исследования……………………………26

Глава 3. Результаты исследования: анализ и интерпретация

3.1. Изучение уровня внутриличностных конфликтов на диагностическом этапе исследования………………………………………….32

3.2. Анализ результатов и рекомендации по использованию арт-технологий в разрешении внутриличностных конфликтов на завершающем этапе эксперимента …………………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………………39

Приложение……………………………………………………………….41

Карл Юнг использовал термин «активное воображение»для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее.Вызывая определенные образы с помощью активноговоображения, закрепляя их в символической форме, клиентимеет возможность успешно продвигаться в решении своихпроблем.

Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет вособой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение черезпереструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента.

Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный,способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.

Арт-терапия имеет три формы — активную, пассивную и смешанную.

Пассивная форма — клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Активная форма — клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.

Смешанная форма — клиент использует имеющиесяпроизведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Этапы работы

Этап 1. Установление арт-терапевтического контакта. Это происходит уже на самых первых встречах, когда у клиента и арт-терапевта возникают реакции друг на друга, определяющие неповторимую атмосферу их совместной работы.

Детальное обсуждение с клиентом целей, характера и условий работы. Арт-терапевт объясняет клиенту, в чем будетзаключаться их совместная работа, что клиент может и чегоне может делать, принципы арт-терапии, в чем заключается спонтанное творчество.

Этап 2. Это непосредственно арт-терапевтическая работа. Постепенно, по мере того как формируются психотерапевтические отношения, у клиента возникает ощущение защищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфераарт-терапевтического кабинета начинает восприниматьсяим как особенная, отличная от той, которая обычно его окружает. Клиент начинает работать все более естественно, смело и увлеченно. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. В большинстве случаев осмысление происходит в результате совместного обсуждения творческой продукции.

Этап 3. Дальнейшее развитие арт-терапевтического процесса характеризуется тем, что конфликты и переживания,отражаясь в творческой работе клиента и «проясняясь» через «диалогический дискурс» с арт-терапевтом, становятсявсе более осмысленными и понятными клиенту. Он приходит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденныхсвойств и проявлений, осознанию их в качестве закономерных и необходимых элементов своей личности, источниковсвоей внутренней силы. Негативные свойства и переживания не подавляются и не предаются забвению, но трансформируются силой заключенного в них смысла, логикой глубокого внутреннего единства, раскрываемого в различныхпроявлениях психической жизни клиента. Клиент становится более свободным в использовании различных материалов и средств. Более емким и убедительным становится еготворческий «язык». Образы приобретают «глубину» и «многомерность», выражая не то, что клиент «придумал» или«позаимствовал» среди стереотипных символических обозначений конвенциональной культуры, а то, что он действительно переживает внутри себя.

Этап 4. Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии и характере творческой деятельности клиента, отражающие положительную динамику арт-терапевтического процесса. Клиент должен быть достаточно «консолидирован» для того, чтобы прекратитьотношения с арт-терапевтом, то есть уметь самостоятельносправляться со своими переживаниями и проблемами (покрайней мере, в обозримом будущем). В целом завершение работы обозначает некий личностный «рост» клиента за определенный промежуток времени.

Особенности индивидуальной арт-терапии.

Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности.Далеко не все клиенты способны сразу включиться в творческую работу. Иногда должно пройти несколько сессий,прежде чем клиент сможет преодолеть свою робость и стереотипы привычного поведения, которые зачастую заставляют воспринимать арт-терапевтическую работу как недостойную взрослого человека «детскую игру» либо, напротив,как нечто весьма напоминающее «художественную деятельность» с необходимым для нее созданием «правильных» или«красивых» рисунков. Обе тенденции проявляются у клиентов довольно часто в начале работы. Могут возникнутьсильные переживания, в том числе негативного характера»такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т. д. Нонадежные «границы» арт-терапевтического кабинета, глубина психотерапевтического контакта и полное доверие арт-терапевта ко всему, что чувствует и делает его клиент, являются теми факторами, которые «удерживают» переживанияклиента от их «выплескивания» в самодеструктивном илиагрессивном, направленном на других людей, поведении.

Один из важных факторов «удерживания» — художественный, символический образ. Если клиент работает над одними тем же образом в течение нескольких сессий или возвращается к нему вновь и вновь, образ «потенцирует» его переживания. Постепенно выражаясь в творческой деятельности все более ярко (но не обязательно «высокохудожественно») и облекаясь в емкую, многозначительную форму символических образов, эти переживания начинают осмыслятьсяклиентом.

Арт-терапевт находится рядом с клиентом, стараетсяне мешать его работе замечаниями или комментариями истремится не препятствовать проявлению сильных, в томчисле негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда онипринимают явно деструктивный или самодеструктивныйхарактер, арт-терапевт может обратиться к клиенту с вопросами, призванными помочь осмыслить и контролировать ихпроявление. Арт-терапевт, время от времени задавая различные вопросы, стремится не объяснять, но «прояснять»все, что клиент делает. Тем самым он обращает вниманиеклиента на скрытый смысл его собственных действий.

Вопросы могут быть направлены на «прояснение» реакцийпереноса со стороны клиента. В этом случае арт-терапевт иклиент устанавливают закономерную связь между характером творческой работы последнего, опытом его детства, актуальными взаимоотношениями с окружающими и проблемами на данном этапе жизни.

Арт-терапевт «работает» и со своими реакциями контрпереноса. Пытаясь осмыслить происхождение чувств, возникающих в нем в ответ на произведения, действия или высказывания клиента, он всегда должен задавать себе вопрос: насколько они связаны с его собственными «проблемами»?

Работа в целом имеет недирективный характер: арт-терапевт, ставя перед собой задачу помочь клиенту преодолеть болезнь или решить определенные психологические проблемы, не предлагает никаких готовых «рецептов». Ондействует гибко, всякий раз настраиваясь на индивидуальный темп и стилевые особенности работы клиента, стараясьследовать за динамикой его состояний. По мере того какклиент переходит от (вначале) «защитной» позиции к болееоткрытой позиции, арт-терапевт становится «свидетелем»внутренних конфликтов и переживаний.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь