Проблема социального отчуждения

Проблема социального отчуждения (500 руб.)

Содержание:

1. Введение                                                                                                   2

2. Возникновение и понимание.                                                                 3

3. Идея отчуждения.                                                                                    4

4. Теория отчуждения психолога Э.Фромма.                                           6

5. Современное общество                                                                           8

5. Заключение                                                                                             10

6. Литература                                                                                              13      

 

Введение.

В настоящее время происходит ускорение общественной жизни людей. Одной из причин этого является научно-технический прогресс, который вносит в жизнь много нового. Кажется, что при современном процессе урбанизации жизни, при повышении плотности проживания между городскими жителями должно усиливаться общение, взаимопонимание, комфортность и отзывчивость в их отношениях. Но в действительности происходит все наоборот. Люди в городах отдаляются друг от друга, отчуждаются. Это межличностное отчуждение происходит из-за разницы в благосостоянии разных слоев населения, которое заметно увеличивается. Это ведет и к отчуждению человека от общества, окружающего его. Ускоряющие темпы общественной жизни также способствуют нарастанию отчуждения, потому что люди совсем не успевают уследить за происходящими процессами и событиями. Тем самым, у человека возникает чувство неуверенности, ненужности, бессмысленности своей жизни в этом огромном, сложном, быстро меняющемся сложном мире. Усугубляет проблемы отчуждения и развитие нового информационного мира. Информация, зачастую негативная (льющаяся с экранов телевизоров, мониторов, интернета, мобильной связи и т.д.) держат человека в постоянном напряжении. Человек прячется в виртуальном компьютерном мире, отдаляется от мира реального, и вследствие этого у его появляется страх возвращения в мир реальных общественных отношений. Можно констатировать, что в современном мире отчуждение человека нарастает, приобретает новые формы и содержание, становится характеристикой человека и общества ХХI в.

Возникновение и понимание.

Для начала, стоит отметить, что социальное отчуждение является очень давней проблемой. Кто-то считает, что она появилась в первобытном обществе. Другие социологи датируют его временами античности, когда зарождались культура и первые философские знания. Третьи относят период возникновения проблемы отчуждения к периоду барокко на время обсуждения «общественного договора». Как бы не глубоки были истоки этой проблемы современного общества, к сожалению, на сегодняшний день нет конкретного решения ее устранения.

Понятие «отчуждение» неоднозначно и имеет 3 различных варианта:

« Первое – под отчуждением понимается любое опредмечивание человеческой деятельности, когда всякое проявление деятельности принимает некую материальную форму и отделяется от человека.
Второе – под отчуждением понимается овеществление субъекта, порабощение его продуктами собственной деятельности.

Третье – под отчуждением понимается психическое состояние человека, ощущение им собственной несвободы и манипуляции со стороны внешних сил. Другими словами, существует три основных трактовки феномена отчуждения: глобальная, социально-экономическая и психологическая.»1

Нужно отметить, что любое объяснение отчуждения затрагивает проблему источников ее возникновения. Например, в первом варианте понимание под отчуждением понимается любое опредмечивание человеческой деятельности (гегелевская интерпретация).

Во втором варианте идея выражена марксистской интерпретацией проблемы отчуждения в наличии его источников в области экономики: возникновение частной собственности, социальное разделение труда.

1. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат, 1967, стр. 254.

В третьем случае версия отчуждения как психическое состояние, представленная западной философией ХХ века, в частности неофрейдизмом, объясняется отделением человека от его природы, что и приводит человека к утрате его гармонии с миром в результате появления самосознания.

Идея отчуждения.

Концепция «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо,  К. А. Гельвеция, Дж. Локка, Т. Гоббса заложила идею отчуждения, где современное общество того периода описывалось как общество, в котором индивиды передали большую часть своих прав государству, то есть в результате чего общество превратилось в «общество отчуждения».

Общественное разделение труда, т.е. сфера экономики, выступила также отправной точкой для возникновения отчуждения. К начальной причине также относят и возникновение частной собственности. Считается что эта идея Маркса. Он предполагал частную собственность результатом общественного разделение отчужденного труда, который в свою очередь является средством дальнейшего отчуждения. А по первоначальному плану отчуждение носило цивилизационный характер, потому что разделение труда должно было объединить общество, укрепив связь между его членами.

Однако этого не произошло, потому что сам процесс производства, особенно в антологических обществах, формирует отчуждение. Так, например, труд наемного работника ему не принадлежит, в процессе труда он тоже не принадлежит себе, а другому: труд работника является для него чем-то внешним, посторонним.

Отчуждение, которое появилось в сфере материального производства, затронуло и все другие жизненные пространства. От человека отчуждаются политические институты, производство и потребление духовных благ, образование, здравоохранение и т.п.

Проблема отчуждения захватывает все слои общества. То есть система порождает тенденцию отделения от членов социальных коллективов их сил, способностей, результатов их деятельности.

Можно сказать, что результаты деятельности людей приобретают самостоятельный характер, перестают контролироваться и оборачиваться в силу господствования над обществом.  

Иногда это господство разрушительно. Также хочется заметить, что острота отчуждения не полностью зависит от определяющих его объективных причин. Большое значение имеют и присутствующие психологические и социокультурные климаты.

Хочу привести примеры капиталистических Норвегии, Швеции и Дании, где политика государства способствует достойному уровню жизни, вследствие чего проблемы отчуждения членов общества смягчены, но к сожалению не устранены полностью.

Теория отчуждения психолога Э.Фромма. 

Эрих Фромм один из известных представителей гуманистического психоанализа считал отчуждение главной проблемой современного для него капиталистического общества. Он пытался найти решения. Один из предложенных выходов данной ситуации он видел в переходе от капитализма в социализм.

«Немецкий психолог Эрик Фромм (1900 — 1980) видел причины возникновения внутреннего конфликта в капиталистическом устройстве общества, с его всеобщей конкуренцией и отчуждением, пронизывающими все сферы и уровни развитого капитализма».

Фромм говорил о двойственной природе человека, так как человек, с одной стороны, хочет независимости, а с другой стремится ее избежать, потому что это прямая дорога к отчуждению.

Научно-технический прогресс и урбанизация отчуждают людей друг от друга. Человек человеку и обществу в целом противопоставляется в результате конкурентной борьбы, борьбы за власть, борьбы за статус, престиж, красоту. Семья также из-за этих отношений разрушается изнутри.

В условиях рыночных отношений человек рассматривает себя, то есть свои способности, умения, знания как отчужденный от него товар.

При рыночной экономике главное для работника подороже себя продать, уметь «себя подать». И на самом деле не важно, что ты в действительности из себя представляешь.

Здоровая, зрелая, творческая личность понимает, что человек сам является источником своих сил и кузнецом своей судьбы. Однако при рыночных отношениях возможности и способности человека рассматриваются как отчужденный от него товар. Теперь уже не составляет единого целого личность и ее способности и силы. Это порождает внутриличностный конфликт, когда происходит разрыв с одной стороны, своих истинных

способностей и возможностей, и необходимостью, с другой стороны, соответствовать требованию рынка.

В нашей стране процесс самоотчуждения и разрушения личности резко обозначился в связи с развитием рыночных отношений. Поступиться своими принципами толкает людей в своем стремлении к богатству и власти. Стремление иметь как можно больше и возможностью при этом уважать себя за свои качества порождает внутренний конфликт. Человек отчуждается от своей сущности, когда перестает принимать во внимание других людей, заслушает голос собственной совести.

Эрих Фромм писал:

«Нельзя полностью постичь природу отчуждения, если не учитывать одну особенность современной жизни – ее все усиливающуюся обесцвеченность, подавление интереса к важнейшим сторонам человеческого существования. Речь идет о проблемах общечеловеческих. Человек должен добывать хлеб насущный. Но только в том случае может он утвердить себя, если не оторвется от основ своего существования, если не утратит способности радоваться любви и дружбе, сознавать свое трагическое одиночество и кратковременность бытия. Если же он погряз в повседневности, если он видит только то, что создано им самим, только искусственную оболочку обыденного мира, он утратит связь с самим собой и со всем окружающим, перестанет понимать себя и мир. Во все времена существовало это противоречие между обыденностью и стремлением вновь вернуться к подлинным основам человеческого бытия.»2

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь