“Великая депрессия” и механизм её преодоления США в период 1929-1933 гг.

Содержание

Введение

Глава 1. Предпосылки экономического кризиса в США

  1. Докризисное состояние экономики США

  2. Причины наступления кризиса

Глава 2. Мероприятия администрации Г.Гувера по преодолению кризиса

Глава 3. Феномен «мыльного пузыря»

Заключение

Список используемых источников и исследований

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. К началу 20-х гг. XX в. американская экономика была одной из самых крупных и высокоразвитых в мире. Её доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антантам вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. 1920-е гг. вошли в американскую историю как «десятилетие просперити», при этом 1929-й год оказался высшей точкой экономического успеха США. Ничего не предвещало кризиса. Однако разразившаяся в октябре 1929 года экономическая катастрофа явилась для капитализма самым серьёзным кризисом за всю его историю. Это был мировой кризис, захвативший как капиталистические, так и колониальные страны, центром его оказались Соединённые Штаты.

Рассмотрение мирового экономического кризиса 20-30-х годов XX в. помогает более глубоко исследовать причины экономических кризисов в целом, в том числе и современного периода. Анализ «Великой депрессии» позволяет более подробно изучить экономическое развитие и состояние США рассматриваемого периода.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, что послужило главной причиной кризиса. Эта проблема является дискуссионной, поэтому требует дальнейшего изучения.

Объект курсовой работы – экономическое развитие США в первой половине XХ в.

Предметом курсовой работы является «Великая депрессия».

Хронологические рамки охватывают период собственно экономического кризиса с биржевого краха в 1929 г. до 1933 г.

Источниковая база

В курсовой работе в качестве источника использована речь Г.Гувера «Американский индивидуализм» 1, где президент представляет для обсуждения самые важные принципы и идеи, которые должны, по его мнению, лежать в основе деятельности Правительства Соединенных Штатов.

Исследования

В работе использовались следующие исследовательские работы.

А.И. Уткин «Как пережить экономический кризис. Уроки Великой депрессии»2. Первый раздел монографии посвящен истории «Великой депрессии». Автор убедительно доказывает: чтобы покончить с Великой депрессией, помимо решительных антикризисных мер правительства Рузвельта, потребовалась еще и Вторая мировая война.

Согрин В.В. «Экономический кризис 1929—1933 гг. в США и современность».3 В данной статье автор анализирует разнообразные причины кризиса 1929—1933 гг., сравнивает экономические кризисы 1929—1933 гг. и 2008—2009 гг. Рассматривает приход к власти Ф.Д. Рузвельта и его реформы.

Зорин С.Ф. «Мировой экономический кризис 1929-1933 г.».4 В статье рассматривается докризисная ситуация в США, основные периоды кризиса, а так же его последствия, и пути преодоления. Вывод сводится к тому, что основной причиной кризиса стала устаревшая финансовая система, основанная на золотом стандарте.

Кизилов В., Сапов Г. «Инфляция и её последствия».5 Авторы в научно-популярной форме объясняют причины и основные последствия инфляции. Проанализированы исторические примеры особенно разрушительных инфляционных процессов в США, Германии, Японии. Достаточно подробно рассматривается период Великой депрессии: состояние экономики США, президентство Герберта Гувера и его экономическая политика.

Целью курсовой работы является изучение экономического кризиса рубежа 20-30-х гг. в США.

Задачи:

  • Выявить и проанализировать предпосылки и причины экономического кризиса.

  • Рассмотреть деятельность администрации Г.Гувера и выявить какие меры были предприняты по выведению страны из кризиса.

  • Изучить феномен «мыльный пузырь».

ГЛАВА 1. ПРЕДПОССЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В США

  1. Докризисная ситуация экономики США

1920-е годы вошли в американскую историю как десятилетие просперити, при этом 1929-й год оказался высшей точкой экономического успеха. Приведём некоторые статистические данные. Валовой национальный продукт увеличился за десятилетие почти на 50%, при том, что все население выросло на 16% (с 105,7 до 122,8 млн.), а количество занятых в народном хозяйстве на 14% (с 42,2 до 48,7 млн.). Рост ВНП осуществлялся в первую очередь за счет увеличения производительности труда, которая выросла в США за десятилетие на 43%. В промышленности наряду с энергетикой на ведущих позициях находились машиностроение, нефтяная, сталелитейная и химическая отрасли.

Впечатляющими были успехи автомобилестроения – производство автомобилей увеличилось с 1,5 млн. в 1921 г. до 4,8 млн. в 1929 г. В 1929 г. в США имелось 23 млн. легковых автомобилей, то есть машину имел каждый пятый американец, в то время как в Великобритании один автомобиль приходился на 43 человека, в Италии на 325, а в СССР – на 7 000 человек. Еще более быстрыми темпами развивалась радиопромышленность – в 1920 г. радиоприемники имелись менее чем у одного процента американцев, а в 1929 г. количество владельцев радио вдвое превысило количество автовладельцев. Среди новых отраслей одну из ведущих позиций заняла киноиндустрия – инвестиции в нее выросли с 78 млн долл. в 1921 г. до 850 млн. долл. в 1929 г.

Приведем показатели роста в других ведущих отраслях: химическая – 90%, нефтяная – около 40%, сталелитейная – более 25%3. Американские шахтеры добывали почти 40 процентов каменного угля в мире, на американскую экономику приходилось более половины готовых товаров мира.6

К 1929 году в игре на бирже принимали участие не менее 1 млн человек. 90 процентов всех сделок носило неинвестиционный, спекулятивный характер.7

Важно отметить, что в 1920-е годы в сравнении с предшествующим периодом наблюдалось резкое увеличение инвестиций в отрасли, ориентированные на массового потребителя. Именно в то десятилетие в США возникли основы общества потребления и массовой культуры, ставшего парадигмой американского социума на протяжении всего последующего развития вплоть до наших дней. Именно в 1920-е гг. в качестве основополагающего феномена общенационально социальной культуры оформляется потребительское сознание. При этом не только для нижних слоев, но и для средне обеспеченных американцев возможность приобретения большинства товаров семейного и индивидуального комфорта была связана с их покупкой в кредит.8

Началу экономического кризиса положил так называемый «Черный четверг» 24 октября и «черный вторник» 29 октября 1929 г., которые дали на нью-йоркской бирже толчок стремительному финансовому краху, подкрепленному очень скоро тотальным, беспрецедентным по глубине общим экономическим спадом.

Наиболее важные показатели экономического крушения могут быть выражены в следующих цифрах. Общий спад производства за четыре года составил 30%. В ряде отраслей спад был гораздо серьезнее, например, в строительстве 72%, в угледобывающей промышленности 42%, а в сталелитейной 400%. Национальный доход снизился более чем в 2 раза. Безработица выросла в 8 раз, при этом частичная безработица была гораздо выше, а по данным Американской федерации труда в 1932 г. полностью занятыми были только 10% рабочих. Драматическими были проявления и следствия финансового кризиса. За эти годы произошло 130 тыс. коммерческих банкротств, закрылись 5760 банков – 20% от их общего числа в США. Объем инвестиций с 1929 по 1932 г. сократился с 16,2 до 0,8 млрд. долл.9

Подобной экономической катастрофы США не знали никогда.

экономический кризис отрасль покупательский

    1. Причины наступления кризиса

Установление причины экономического кризиса 1929-1933 гг. стали важной темой для обсуждения среди экономистов и историков.

В отечественной обществоведческой литературе советского периода упор делался на фундаментальное противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения при капитализме, которое достигло крайних форм на монополистической стадии и закономерно породило жесточайший мировой экономический кризис 1929—1933 гг.10

В американской литературе утвердилась концепция множественности причин кризиса. Рассмотрим некоторые из них.

Монетаристское объяснение австрийской экономической школы (а также Милтона Фридмана), указывающее на неумелое руководство циркуляцией денег министерством финансов, на убывающий запас золота, на котором держалась вся система экономики. Неумение государства справиться с повсеместным крахом банков привело к массовой панике.

Следующее объяснение исходит из кейнсианской теории: падение покупательной способности в связи с перепроизводством, вызванным излишним инвестированием денег в экономику, лишило покупателей доверия к системе. Версальский мир создал ситуацию, когда Европа для помощи Америке должна брать деньги у побежденной Германии, которая озлоблялась и сопротивлялась этим кабальным условиям. Паника и дефляция произвели кризис. Выход — в преодолевающих дефицит денег у покупателей федеральных вливаниях в банки.

1 Гувер Г.К. Американский индивидуализм. // Иванян Э.А. История США. Хрестоматия: пособие для вузов. – М., 2005. С.211-215.

2 А.И. Уткин «Как пережить экономический кризис. Уроки Вели-кой депрессии». – М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 320 с.

3 Согрин В.В. Экономический кризис 1929—1933 гг. в США и современность» // Вестник МГИМО. 2009 №3. С. 3-18.

4 Зорин С.Ф. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http//socrates.ru/pdf/World-crysis.pdf, свободный.

5 В.Кизилов, Гр.Сапов. Инфляция и её последствия / под ред. Е.Михайловской. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. – 146с.

6 Уткин А.И. Как пережить экономический кризис. Уроки Великой депрессии. – М.: Яуза: Эксмо, 2009.с. 15.

7 Уткин А.И. Как пережить экономический кризис. Уроки Великой депрессии. С. 9.

8 Согрин В.В. Экономический кризис 1929-1933 гг. в США и современность. // Вестник МГИМО. 2009. №3. С. 4.

9 Там же. С. 5.

 

Внимание!

 

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

 

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь