Разработка программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студ

Разработка программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, имеющих специальные медицинские группы (500 руб.)

Оглавление:

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки программ адаптивного физического воспитания для школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы   7

1.1 Принципы организации занятий физическими упражнениями в специальных медицинских группах. 7

1.2 Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. 11

Глава 2. Методические принципы построения занятий по адаптивной физической культуре для студентов и школьников, имеющих специальные медицинские группы   16

2.1 Методические основы проведения занятий по физической культуре для школьников, имеющих специальные медицинские группы.. 16

2.2 Методика проведения занятий в ССУЗе и ВУЗе. 23

Глава 3. Разработка программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, имеющих специальные медицинские группы.. 27

3.1 Методика разделения учащихся на группы здоровья. 27

3.2 Методика проведения уроков физической культуры для детей с ослабленным здоровьем. 31

Заключение. 39

Список литературы: 40

 

ВВЕДЕНИЕ 

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей.

С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число «зрелых» и «среднезрелых» детей по готовности к обучению (Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В., 2000). Так, по данным С.В. Хрущёва (1994), уже в 1994 году у 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии. Положение на сегодняшний день только ухудшилось.

Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься

 по специальным программам, методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.

Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической организационной и практической реорганизации. Многие учителя общеобразовательных учреждений (ОУ), не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это существенным образом отражается на уровне здоровья ослабленных школьников.

Данные обследований, проведенные Генеральной Прокуратурой Российской Федерации в ряде регионов России, свидетельствуют о том, что только 10% выпускников школ абсолютно здоровы, а остальные 90% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

В ССУЗах и ВУЗах объем изучаемого материала, напряженность умственного труда возрастают изо дня в день. Все это приводит к снижению двигательной активности учащихся.

Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной

деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесшие какое-либо заболевание.

 Они надолго оказываются лишенными активных занятий физкультурой или получают недостаточную нагрузку. Между тем, весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким ученикам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.

В связи с вышеизложенным актуальность темы курсовой работы очевидна.

Целью данной курсовой работы является научное исследование программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, имеющих специальные медицинские группы.

В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

·          Рассмотрены методические основы воспитания здорового образа жизни и проведения занятий физической культурой для детей с ослабленным здоровьем;

·          Проведен анализ методов и средств адаптивного физического воспитания школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы.

·          Приведена методика проведения уроков физической культуры для учащихся и студентов, имеющих специальные медицинские группы.

Объектом исследования выступают система адаптивного физического воспитания школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы.

Предметом исследования является методическое обеспечение проведения занятий физической культурой для учащихся и студентов с ослабленным здоровьем, имеющих специальные медицинские группы

Теоретической и методологической базой курсовой работы являются труды ученых-педагогов по теме исследования, источники периодической печати.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки программ адаптивного физического воспитания для школьников и студентов, имеющих специальные медицинские группы 

1.1 Принципы организации занятий физическими упражнениями в специальных медицинских группах 

Все учащиеся независимо от типа образовательных учреждений (школа, колледж, училище, вуз и др.), прежде чем приступать к занятиям физической культурой, проходят медицинское освидетельствование и по его результатам распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную.  К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, обучающиеся по обычной учебной программе, но имеющие противопоказания к занятиям физической культурой по государственным программам в общих группах.

С учетом медицинских показаний, данных о физическом развитии и физической подготовленности, в специальном учебном отделении принято комплектовать группы учащихся, численность которых не должна превышать 15 — 20 человек, на одного преподавателя. В школе комплектование специальных групп проводится с учетом возраста, характера заболевания, физического развития и функционального состояния учащихся. В зависимости от возраста в одну группу объединяют школьников двух-трех классов: например с 1-го по 3-й; с 4-го по 6-й класс; 7-го и 8-го; 9, 10 и 11-го классов.

Для большей части школьников — группа «А» — занятия физкультурой должны строиться по специальным программам, с учетом характера и степени отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

Меньшая часть школьников — группа «Б» — не в состоянии справиться с физической нагрузкой для специальных медицинских групп и поэтому направляется на занятия ЛФК в поликлинику либо во врачебно-физкультурный диспансер.

Для проведения занятий в одну группу объединяют учащиеся с заболеваниями внутренних органов: сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем; в другую – с нарушениями зрения и функциональными расстройствами нервной системы; в третью — с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (травматология и ортопедия). При малочисленности групп их объединяют.      

В высших и средних специальных учебных заведениях (колледжах, училищах) комплектование происходит иначе. Студенты с более тяжелыми заболеваниями выделяются в отдельную, специальную медицинскую группу.

Специальная медицинская группа создается в тех вузах, где на кафедрах физического воспитания имеются специалисты по лечебной физкультуре и врач. Эта группа комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья.

Группа «А» формируется из студентов с сердечнососудистыми и легочными заболеваниями.

В группу «Б» зачисляются студенты с заболеваниями других внутренних органов (желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы), нарушениями обменных процессов в организме. В, эту же группу можно включить тех, кто имеет нарушения зрения (в основном это миопия, т. с. близорукость, от 5,0 до 7,0 D). Студенты с миопией имеют ограничения в выполнении прыжковых упражнений, упражнений, связанных с сопротивлением и натуживанием.

 К группе «В» можно отнести студентов с выраженными нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, с остаточными явлениями после параличей и парезов, после перенесенных травм верхних и нижних конечностей, с остеохондрозом позвоночника, с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:

·        укрепление здоровья;

·        уменьшение или ликвидация последствий перенесенных заболеваний;

·        устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;

·        содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

·        повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;

·        освоение основных двигательных умений и навыков;

·        формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекция;

·        обучение правильному дыханию.

Занятия со специальными группами в школах проводятся во внеурочное время — 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин.

Занятия по физическому воспитанию в вузах осуществляются в следующих формах.

Учебные занятия — 2 раза в неделю (в сетке учебного расписания) по 2 ч.

Физические упражнения в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы).

Массовые и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Массовые оздоровительные физкультурные мероприятия, проводимые в свободное от занятий время: в выходные дни, в зимние и летние каникулы, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики.

При заболеваниях суставов и периферической нервной системы используются преимущественно упражнения для увеличения подвижности в суставах и укрепления нервно-мышечного аппарата. Учащимся с функциональными заболеваниями нервной системы рекомендуются упражнения на внимание и координацию движений, игры, которые необходимо чередовать с упражнениями на расслабление, и дыхательные упражнения.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу
ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь