Стереотипы и предрассудки, способы уменьшения

Стереотипы и предрассудки, способы уменьшения (500 руб.)

Оглавление 

Введение. 2

1. СТЕРЕОТИПЫ И ПРЕДРАССУДКИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 4

1.   Основные способы уменьшения влияния стереотипов и предрассудков.. 25

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

Введение 

Знакомство с различными нациями, культурами и странами, как и способность к компромиссам, необходимы для развития нашего стремящегося к сближению мира. Открытость и терпимость, а также знание собственных корней являются важным средством против создания неверных представлений о других, инородных культурах, и против возникновения страха и отрицания всего незнакомого.

Процесс глобализации и развития сотрудничества между странами неразрывно связан с преодолением межнациональной вражды и дискриминации. В новом, меняющемся мире нам нужны знания друг о друге, чтобы на дружественной и цивилизованной основе построить межнациональные и межличностные отношения. Для достижения данной цели необходимо также понять природу возникновения и механизмы действия предрассудков и стереотипов, лежащих в основе возникновения межнациональной вражды и расизма.

Под предрасудками подразумевают установку (сложившуюся не опытным путем) о явлениях, людях или социальной группе, препятсвтующую адекватной коммуникации. Предрассудки носят социальный характер, если они противоречат общепризнанной системе ценностей и нормам. В предрассудках отсутствует:

─       рациональность: проверенное и опытным путем подтвержденное знание о каком-то явлении;

─       справедливость и равноправное отношение: признание равноправия;

─       человечность: способность к эмпатии.

Несмотря на то, что предрассудки должны исчезнуть в результате столкновения с существующими нормами, они продолжают существовать и поддерживаться людьми, которые их неустанно культивируют.

Отношение к предрассудкам в последнее время изменилось, поскольку нашел подтверждение тот факт, что предрассудки выполняют определенную роль в обществе.

В ранних научных (социологических) исследованиях предрассудки рассматривались как неизбежный источник агрессии, который можно преодолеть лишь благодаря педагогическому просвещению. В настоящее время на передний план выходит аспект когнитивного упрощения представлений: ученые изучают условия, при которых безобидные предрассудки превращаются в опасные представления. Предрассудки, которые несут в себе оскорбления и унижения выполняют следующие функции:

1.      ориентировочная функция – снимающая необходимость классификации и определения новых групп людей и явлений;

2.      функция приспособления – помогающая быстро найти правильный способ поведения и реагирования;

3.      функция самопредставления – позволяющая быстро интегрироваться в новой ситуации и соотнести себя самого к той или иной группе.

Целью данного исследования является анализ основных способов уменьшения стереотипов и предрассудков.

Задачи исследования:

·        анализ литературных источников по проблеме исследования;

·        определение понятий стереотипов и предрассудков;

·        изучение особенностей стереотипов и предрассудков;

·        анализ основных способов уменьшения стереотипов и предрассудков.

1. СТЕРЕОТИПЫ И ПРЕДРАССУДКИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 

В результате неоднократного столкновения потребности и ситуации ее удовлетворения у личности формируется и закрепляется состояние готовности к определенным формам поведения при актуализации данной потребности в последующих ситуациях, т. е. социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций (условий) их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.

Двумя важными разновидностями социальных установок являются стереотипы и предрассудки, представляющие устойчивые и относительно закрытые от влияния нового опыта формы существования социальной установки. Они выполняют защитную функцию благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения, например у членов одной семьи, трудового коллектива, социальной или этнической группы.

Такая «конформизация» социальных установок индивида под существующие групповые нормы и правила выполняет функцию получения им социального одобрения от социального окружения. Таким образом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе – он приобретает опыт думать и действовать в соответствии с групповыми нормами и ценностями и воздерживаться от несанкционированных форм поведения[1].

Рассмотрим стереотипы и предрассудки подробнее.

В широком смысле стереотип представляет собой чрезмерное обобщение человеком какого-либо явления, которое переходит в устойчивое убеждение и влияет на систему отношений человека, его способы поведения, мыслительные процессы, его суждения, мысли и т.д.

Также стереотипы определяют как устойчивое представление, которое свойственно членам определенной социальной группы, о тех или иных событиях, явлениях, людях. У каждой социальной группы в процессе взаимодействия с другими группами формируются свои социальные стереотипы.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними.

Стереотип – неизменный общепринятый стандарт, которому следуют без размышлений.

Существуют авто- и гетеростереотипы. В то время как автостереотип относится к собственной социальной группе, гетеростереотип характеризует чужую группу. С одной стороны, стереотипы не подтверждаются, с другой стороны, существует свойство самоподтверждающегося пророчества.

Система стереотипов представляет собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира и составляет наше мировоззрение. Применение системы стереотипов существенно экономит личностные затраты на собственные усилия попытаться увидеть все вещи заново в подробностях, и в рамках короткой человеческой жизни, а для занятого человека, практически обречено на провал[2].

Своим происхождением и популярностью в психологической литературе термин “стереотип” обязанный американскому журналисту У. Липпману, который впервые использовал его в 1922 г. в своей книжке ” Общественное мнение”. Беря интервью у разных деятелей и представителей широкой массы по поводу тех или других событий, У. Липпман обратил внимание на то, насколько разными могут быть взгляды на одну и одну и ту же событие и его оценки.

Он выдвинул гипотезу о наличии предубежденности, которая существует в определенных стойких образованиях, “pictures in our heads” (картинках в наших главах), которые активно влияют на восприятие людей и событий. Перенесенная на грунт восприятия группы эта мысль дополнилась представлением о том, что, согласно этим “картинкам”, члены любой группы очень похожие, практически идентичные друг другу.

Для фиксации этой идеи У. Липпман позаимствовал из полиграфии терминстереотип“, который там означает металлическую пластину с рельефными печатными элементами, которая применяется для воспроизведения одного и того же текста при условиях печатания больших тиражей.

Он же ввел выражение “социальный стереотип“,­ который начал фиксироваться в понимании определенных схематических культурно-обусловленных рисунков мира в голове человека, а функцией их стали считать экономию усилий во время восприятия разных социальных объектов и явлений, а также защита определенных культурных позиций и норм.

Система стереотипов также служит защитным ядром личного положения в обществе через существующие модели традиционного поведения. В ней удобно размещаются привычки, вкусы, способности, удовольствия, надежды и т.п. Стереотипная картина мира не может быть полной, но это картина возможного мира, к которому человек приспособился. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. В таком мире мы чувствуем себя вполне комфортно, как дома, и являемся его составной часть. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания, как атака на основания привычного мира человека. И когда речь идет о серьёзных вещах, то человеку не так просто допустить, что существует какое-то различие между его собственным личным миром и миром вообще.

Система стереотипов – не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, не только сокращенный и упрощенный путь восприятия, но и гарантия самоуважения, проекция во внешний мир осознания личностных ценностей, защита положения в обществе и прав, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами (предрассудками – стереотипами доведенными до фанатизма), желаниями, влечениями, гордостью, надеждой[3].

Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями. Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается рассудок. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией. Стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому человеку, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми.

Стереотипы оказывают определяющее влияние на привычки человека и, таким образом, они входят в социальный контроль и заранее предопределяют поведение человека в тех или иных ситуациях[4].

Стереотипы помогают человеку ориентироваться в тех обстоятельствах, которые могут обойтись без специальной мыслительной работы и не требуют ответственного решения. Психика экономична: стереотипэто «фиксированный момент», стабилизатор не могущей продолжаться непрерывно в шаблонных условиях мыслительной деятельности.

С другой стороны, упрощая процесс познания, стереотипы ведут к построению примитивного политического сознания на основе многочисленных предубеждений, что редуцирует политическое поведение до набора простейших, часто неадекватных реакций.

Стереотипы помогают человеку принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации и сохраняют, таким образом, психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

Для социальных стереотипов свойственна высокая стойкость: порой они передаются от поколения к поколению по наследству, даже если далеки от реальности. Ограниченность личного опыта и невозможность самостоятельной проверки поступающей информации о тех или иных социальных явлениях создают возможности для усиления стереотипов и для манипулирования ими. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» социальная установка может превратиться во «вредный» стереотип[5].

Другими причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

К стереотипам в настоящее время все чаще прибегают в политической сфере жизни общества как к средству манипулирования. В целом всякая социально-политическая система создает набор определенных стереотипов, следование которым необходимо для ее нормального функционирования.

Они поддерживаются на трех уровнях. Во-первых, стереотипы индивидуального политического сознания и поведения, подкрепляемые стереотипами соответствующих позитивных и негативных санкций. Во-вторых, стереотипы группового сознания и поведения – традиции того или иного этноса, слагаемые «профессиональной чести», уставы партий, движений и т.п. В-третьих, стереотипы сознания и поведения члена общества в целом.

Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки[6].

Также предрассудок определяется как психологическая разновидность стереотипа; мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональный компонент индивидуального или общественного сознания наряду с предубеждением.

Он имеет сходную природу, являясь неблагоприятной психологической установкой, предготовностью разума, сознания реагировать определенным образом на что-то или кого-то, не обращаясь к критически проверенному опыту, эмоционально и убежденно.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему.

В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный.

Если объектом стереотипа или предрассудка выступает другой человек, то часто ведущими признаками оказываются его внешний вид, пол, профессия, национальная принадлежность, а другие признаки неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью восприятия на основе стереотипов и предрассудков является деление людей на «своих» и «чужих», при этом «своим» приписываются отличия по положительным качествам (автостереотип), а «чужие» наделяются негативными оценками (гетеростереотип)[7].

Часто стереотипы используются в СМИ. Например, с помощью карикатур подчеркиваются особенности той или иной социальной группы для усиления эффекта воздействия. Во времена Третьего рейха механизмы стереотипов и предрассудков успешно использовал мощный пропагандисткий аппарат.

Что касается расизма (фр. racisme) и его разновидности межнациональной нетерпимости и вражды, то это совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. В центре любого расисткого учения или представления находится идея об изначально существующем разделении людей на высшие и низшие расы (группы). При этом первые, обладая особыми качествами, являются хозяевами и повелителями для других. Эти идеи, щедро подпитанные многочисленными предрассудками и стереотипами, лежат в основе политики расовой дискриминации, практикуемой во многих странах мира[8].

Основанное на расистких взглядах поведение и мировоззрение отличается несправедливым, унижающим и подавляющим отношением к другим людям, не относящимся к категории «избранных». При этом такое поведение основывается не на реальном восприятии действительности, а на мгновенных выводах, недостаточных знаниях и полном отсутствии эмпатии.

Существуют различные теории, пытающиеся определить возникновение предрассудков. Наиболее известны следующие:

1.      психоаналитическая;

2.      теория франкфуртской школы;

3.      гипотеза фрустации-агрессии и связанная с ней теория «козла отпущения»;

4.      теория относительной депривации и теория реалистического группового конфликта.

Наряду с традиционными теориями существуют и современные:

1.      теория социальной идентичности А.Тэшфела.

2.      теория расисткой антипатии в американской социальной психологии.

3.      европейская концепция предрассудков.

Мне хотелось бы остановиться лишь на некоторых теориях, которые, с моей точки зрения, наиболее точно отражают данную проблематику.

Психоаналитическая теория. Понятие «предрассудок» было в полной мере раскрыто и изучено благодаря развитию психологии, в том числе работам Гюстава ле Бона и Зигмунда Фрейда.

  Два из описанных Фрейдом механизма защиты – рационализация и проекция – позволяют лучше понять суть предрассудков. Под рационализацией понимается стремление человека найти разумные причины для своих мыслей и поступков. Но в действительности, однако, они подчиняются индивидуальным потребностям. При помощи проекции человек приписывает запрещенные или осуждаемые с моральной точки зрения мотивы другим людям. Именно рационализация и проекция позволяют понять, почему предрассудки так сильно укоренены в человеческом поведении и почему человек так прочно держится за них – благодаря этим механизмам защиты происходит осуждение «злого другого», а собственные поступки и мнения независимо ни от чего находят оправдание[9].

Теория франкфуртской школы авторитарной личности. Концепция франкфуртской школы, которая является одним из самых значимых направлений немецкой социологии, состоит в объединении психоанализа Фрейда и диалектической теории общества Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

С точки зрения представителей франкфуртской школы, основные причины возникновения предрассудков лежат в структуре личности отдельного человека, как например антисемитские и фашисткие представления. Что касается современного общества, которое носит технократичный характер, то оно существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и, конечно же, навязываемым культом потребления.

В связи с этим, общественные факторы играют большую роль в возникновении предрассудков. Макс Хоркхаймер и Теордор Адорно разработали теорию «авторитарного характера», который отличается конвенционализмом, верой в авторитеты и зашоренностью мышления. По мнению Хоркхаймера, семья является психологической основой фашизма. Именно в семье воспитание основано на авторитете, что приводит к формированию «авторитарного характера» и авторитарной личности, типа поданного, далекого от демократии.

Представители франкфурской школы, как например, Маркузе, предлагали развивать антиавторитарный характер, который противостоит ожиданиям и обязанностям, возлагаемым на него обществом и следует лишь собственным потребностям. Принцип достижения против принципа удовольствия – таков девиз представителей франкфурсткой школы.

В западноевропейских странах данное течение привело к тому, что аторитарный стиль воспитания в обществе потерял своих сторонников и уступил место теорпимости и уважению прав человека в семье[10].

Гипотеза фрустации-агрессии и связанная с ней теория «козла отпущения». Основное положение данной гипотезы, которое наиболее полно раскрывает механизм возникновения предрассудков заключается в следующем: фрустрация всегда приводит к определенной форме агрессии. Под фрустрацией подразумевается психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей (Википедия). Согласно гипотезе фрустрации-агрессии существует две возможности для вытеснения агрессии:

1.      через замену цели: речь идет о поиске другой цели агресссии;

2.      через замену реакции: поиск другой формы агрессии, то есть на пути поцесса катарсиса исчезает сама готовность к агрессии.

Эта теория часто подвергалась и подвергается критике. В частности высказывается мнение, что не всякая фрустрация обязательно ведет к агрессии. Фрустрация лишь создает благоприятный фон для агрессии – перейдет ли фрустрация в агрессию, зависит от конкретных условий.

Александр Митчерлих, известный немецкий психоаналитик и писатель, рассматривал предрассудки как следствие агрессивных побуждений, которые находят свое выражение в жестокости, направленной на так называемого «козла отпущения». Именно предрассудки лежат в основе поиска и определения такой жертвы. Эта теория использовалась при обсуждении проблемы готовности молодежи к насилию, как в случае вспышки национальной ненависти в Восточной Германии.

Такие «оттягчающие» обстоятельства, как безработица, плохие шансы на будущее и жестокость в семьях ведут к фрустрации, которая трансформируется в агрессивное поведение по отношению к «козлам отпущения», которыми могут стать и иностранцы, и политики, и больше зарабатывающие граждане[11].

В данной теории нет дифференциации – не каждый человек реагирует на фрустрацию агрессивно, существуют и другие «вентили» для выхода негативной энергии.

Теория реалистического группового конфликта. Теория реалистического группового конфликта рассматривает предрассудки в тесной связи с групповыми конфликтами. Эта теория подчеркивает важность мотивационной составляющей при возниконовении предрассудков и стереотипов. Предрассудки являются средством в борьбе двух групп за превосходство и власть. В данном случае предрассудки и стереотипы служат для того, чтобы снизить значимость других групп и повысить собственную, добившись признания и симпатии. Пропагандисткая машина, особенно в военное время, служит именно данным целям.

Многообразие представленных здесь теорий показывает, насколько сложной и не до конца исследованной остается проблема предрассуков и стереотипов. Однако все теории исходят из того, что стереотипы являются достаточно устойчивыми по отношению к внешним воздействиям, и что носители стереотипов и предрассудков должны приложить максимум усилий, чтобы преодолеть их. Особенно сложно побороть те предрассудки, которые появились в детстве, носят выраженный эмоциональный характер и выполняют функцию самоидентификации.

Кроме того, лишь некоторые теории пытаются разработать механизмы преодоления предрассудков и стереотипов. Опираясь на разработки в области психологии можно составить практические рекомендации, способные помочь в преодолении предрассудков и стереотипов, что особенно важно для антирасисткого воспитании в школах и дома. Преодоление предрассудков встречает на своем пути множество препятствий. Необходимо время и готовность для достижения положительных результатов. Ниже мы хотели бы описать некоторые способы борьбы с предрассудками.

Преодоление предрассудков. Следует признать, что в борьбе с предрассудками и стереотипами не всегда можно опираться на моральные аргументы, так как они, к сожалению, не только не воспринимаются серьезно, но и мало способствуют преодолению предрассудков. Призывы к терпимости и информация экспертов также приносит мало пользы, особенно если речь идет о наиболее укоренившихся предрассудках.

Поскольку предрассудки выполняют функцию ориентирования, не представляется возможным полностью их преодолеть. Поэтому необходимо попробовать смягчить и изменить их. Предрассудки, как известно, создают предпосылки для дискриминирующего поведения вплоть до агрессии. Это проявляется, например, при отказе иностранцу в приеме на работу, или даже в убийствах на межнациональной почве, как, например, в Золингине в 1993 году.

[1] Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М.: Академический проект, 2008. – С. 85.

[2] Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В.Барчунова, под ред. К. А.Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – С. 82.

[3] Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — С. 96.

[4] Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.  В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 84.

[5] Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М.: Академический проект, 2008. – С. 85.

[6] Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В.Барчунова, под ред. К. А.Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – С. 82.

 

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу
ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь