Учебная работа № 79095. «Курсовая Экономическое развитие федерального округа в 1990-е годы
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 4
2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 90-Е ГОДЫ 7
2.1. Основные составляющие отраслевой структуры Центрального федерального округа 7
2.2. Особенности экономики Центрального федерального округа 11
3. ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 15
3.1. Перспективы развития Центрального федерального округа 15
3.2. Значение Центрального федерального округа для экономики страны 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Выгодное экономико-географическое положение округа обусловливается пересечением водных и сухопутных путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние связи.
По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно производственного персонала, научно-техническому потенциалу, развитой производственной и социальной инфраструктурой он значительно превосходит другие федеральные округа страны.
Ограниченность запасов топливно-энергетических и значительной части минерально-сырьевых ресурсов ставит развитие экономики округа в зависимость от поставок топлива, сырья, комплектующих изделий и деталей из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В территориальном разделении труда страны округ выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленностью, производством строительных материалов. Несмотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических реформ, вызванное кризисными процессами и распадом единого экономического пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике округа и страны.
Сельское хозяйство специализируется на выращивании сахарной свеклы, зерновых, овощных, масличных культур, молочно-мясном животноводстве.
Выдержка из подобной работы:
….
Развитие региона в составе Северо-Западного федерального округа. Вологодская область
…..асширенное воспроизводство жизни
населения. Это и повышение реальной заработной платы и улучшение социальных
условий и т.д.
В качестве целей социально-экономического развития региона
используются такие как увеличение доходов улучшение образования питания и
здравоохранения снижение уровня нищеты оздоровление окружающей среды
равенство возможностей расширение личной свободы обогащение культурной жизни.
Особое значение в определении уровня экономического развития
региона имеют традиционные показатели оценивающие уровень производства и
потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения валовой внутренний продукт реальный ВНП на
душу населения темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели
оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода
производительности труда а также темпы структурной трансформации производства
и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос
для экономической политики как страны в целом так и отдельного региона.
В контексте данной работы будет рассмотрено
социально-экономическое положение Вологодской области входящей в состав
Северо-Западного региона а также тенденции дальнейшего развития региона в социальной
и экономической сфере.
Глава 1. Региональное развитие
Совершенствование механизмов регионального развития
становится одним из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего
качества управления народным хозяйством. Российские регионы обладают
существенным потенциалом развития который при определенных условиях может
стать дополнительным источником роста экономики страны. Вместе с тем
существующие межрегиональные диспропорции способны в долгосрочной перспективе оказаться
серьезным ограничителем роста российской экономики. В этой связи политика
государства в отношении регионов не должна сводиться к выстраиванию
межбюджетных отношений и реализации отдельных инвестиционных проектов. В
современных условиях неотъемлемой частью стратегии развития страны должна стать
выработка единой региональной политики направленной на достижение ключевых
целей стоящих перед Россией в долгосрочной перспективе.
Как показывает опыт последних лет разработка комплексных
программ развития регионов пока не имеет четкой и единообразной логики. Сказывается
тот факт что в предыдущие годы вопросам пространственного развития не
уделялось должного внимания. Кроме того определенную сложность при разработке
региональной стратегии государства представляет недостаточное методическое и
инструментальное обеспечение таких работ.
Помимо определения ключевых задач и ориентиров долгосрочного
развития национальной экономики необходимо четкое понимание того за счет
использования каких факторов можно добиться заявленных целей. В связи с этим
неотъемлемой частью стратегии государства в этом вопросе должен стать
комплексный прогноз социально-экономического развития страны отражающий
динамические и структурные характеристики развития экономики в том числе с учетом
региональной компоненты. При этом необходимым условием является внедрение новых
методических подходов к прогнозированию развития регионов страны.
Дело в том что как правило комплексный прогноз
территориального развития страны составляется на основе материалов поступающих
из органов исполнительной власти на местах. В свою очередь соответствующие
департаменты администраций субъектов Федерации самостоятельно разрабатывают
прогнозы на средне- и долгосрочный период руководствуясь сценарными условиями
Министерства экономического развития Российской Федерации а
также собственным представлением о возможностях развития региона.
Безусловно специалисты разрабатывающие прогнозы в
субъектах Федерации обладают уникальным набором знаний об экономике соответствующего
региона. В то же время при»