Дисциплина. Медицина
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
- Объективные предпосылки вовлечения женщины во врачебную деятельность 4
- Российская практика подготовки кадров женщин-врачей 9
2.1 Становление высшего женского медицинского образования в России 9
2.2 Первые русские женщины-врачи 18
2.3. Медицинские учебные заведения Санкт-Петербурга в XX веке 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Страниц: 24
Год написания: 2015
В настоящее двери всех вузов нашей страны открыты для мужчин и для женщин. Мы вместе и на равных условиях учимся и работаем. Но ведь так было не всегда. Около двухсот лет тому назад об этом не могло быть и речи, поскольку женщин в России не допускали к обучению в высших учебных заведениях. Они не имели многих прав, которые имели мужчины. Медицина XVIII века была практически полностью мужским занятием.
Однако сегодня медицина, по моему мнению, не считается сугубо мужским занятием, и даже наоборот. Мне, как будущему врачу, очень интересен путь, который проделали женщины в медицине за эти столетия, и как мы пришли к этому равноправию в обучении и медицинской практике.
Объективные предпосылки вовлечения женщины во врачебную деятельность
-На ранних стадиях развития общества мужчина больше заботился о внешних обстоятельствах жизни семьи. А именно на женщину ложились обязанности непосредственного ухода за членами семьи, решение вопросов, появлявшихся в связи с нарушением здоровья членов семьи. Именно женщины останавливали кровотечения, перевязывали раны, вправляли вывихи, удаляли из тела посторонние предметы, помогали друг другу в родах и т.д.
-У многих народов начало медицины связано непременно с женскими именами. Так, у египетского народа, одного из самых древних народов, первые медицинские воспоминания связаны с женщинами. Первый врач Египта – воинственная Нитъ – матерь богов, владычица Саиса, древнейшая и важнейшая богиня Египта, является врачом. Ее дочь – Изида – настоящая героиня врачебного искусства. Она открывает лечебные свойства многих растений.
-Первым врачом у греков была Артемида, которая почиталась как богиня охоты, гор, но при этом она оказывала заботу о благополучном состоянии здоровья людей, за что была названа спасительницею народа. К ней обращались за помощью в различных болезнях, особенно при травматических поражениях, ревматизме и катарах дыхательных путей – болезней, которые в то время встречались очень часто.
-Если первые греческие врачи представлены в образах богинь-женщин – Артемида и Афина, то у северных народов (германцев и славян) – это Герта, Фриг и Жива. У древних италийцев первые следы медицины связаны с именем женщины Палес – древнейшей богини странствующих. Именно ей приписываются советы по выбору здоровой, незараженной воды, в употреблении здоровой пищи, в соблюдении тщательной чистоты. Именно она учила дезинфекции с целью предупреждения болезней.
-Позднее женщины были порабощены мужчинами, обречены на замкнутую жизнь и тогда всеобщее участие женщин в деле врачевания сделалось невозможным. Но все же за женщинами оставалась одна отрасль медицины – акушерство, что во многом объясняется теми же строгими законами о замкнутости женщин, затруднявшими доступ к ним врачей-мужчин.
-Позднее, с развитием гуманных элементов в основании государства, участь женщин была смягчена и им была предоставлена бо́льшая свобода в движении
-В течение относительно длительного периода женщины-врачи достигали весьма высокого положения в обществе и занимали даже высокие медицинские должности. Они принимали активное участие в развитии медицины до конца XIII века.
Однако в начале XIV столетия начинается отрицательный поворот в положении женщин вообще, а вместе с этим и упадок их врачебной деятельности. Появляются даже специальные запрещения женщинам заниматься медицинской практикой, принимаются меры к устранению их от изучения медицины. Предпринимаются попытки даже устранить женщин от акушерства. Женщины, занимающиеся врачебной практикой, преследуются.
-В качестве препятствий допуска женщин к врачебной деятельности выдвигались следующие причины:
-биологические и психологические (эмоциональность и более низкая физическая сила женщин);
-юридические (из-за юридической зависимости женщины от ее отца или мужа права женщин при заключении трудового договора были ограничены);
-социокультурные (круглосуточные обязанности врача противоречат материнским и семейным обязанностям женщин).
-После французской революции происходит коренное изменение в положении женщин, появляется новая система воспитания женщин в цивилизованных странах. С этого времени женщины, при общем стремлении к высшему образованию, спешат с особым рвением к своему старому призванию – ко врачебному искусству.
Участие женщин в развитии медицины с тех пор очень велико, так как именно женщинам свойственны чувства кротости и милосердия, что само по себе содействует гуманности и благородству на врачебном поприще.
Становление высшего женского медицинского образования в России
-Высшее профессиональное медицинское образование до XVIII века считалось сугубо мужским делом.
-Начало медицинскому образованию женщин в России, правда узкоспециализированному, было положено 253 года назад инструкцией медицинской канцелярии 1757 года, которой предписывалось в целях подготовки опытных акушерок докторам и акушерам читать
«целый коллегиум о бабичьем деле».
-Более основательная медицинская подготовка давалась в Виленском университете, с конца XVIII столетия, именно с того времени, когда Виленская губерния вошла в состав России, а университет вышел из владения иезуитов.
-6 мая 1872 года состоялось учреждение курсов . Было утверждено
«Временное положение» о курсах и расписание предметов преподавания. На этих условиях курсы работали четыре года и доказали, что их слушательницы могут с полным успехом усваивать научные основы медицинских знаний и их практическое применение к врачебному делу.
Правда четырехлетний срок обучения оказался недостаточным, поэтому
была принята поправка о пятом годе обучения. Курсы просуществовали с 1872 года до 1882 год.
-Требования к поступающим на курсы были весьма серьёзные: русский язык (письменное сочинение на заданную тему), латинский язык (устный перевод латинского писателя и грамматический разбор прочитанного), один из новейших иностранных языков (немецкий или французский), арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия – по размерам курса мужчин классических курсов, физика и история с географией.
-Так врачебные курсы должны были только всё более и более расширяться, расти и совершенствоваться, но на деле же случилось другое: курсы так же неожиданно были закрыты, как и открылись, по инициативе все того же военного ведомства.
-В 1883 году был собран обширный материал по вопросу о женском медицинском образовании и положении этого вопроса в Западной Европе и Америке. Выработанный комитетом проект организации женского медицинского института был разослан на заключение деканатов медицинских факультетов.
-В то же время практика показывала, что женщины-врачи для сельского населения являлись более необходимым врачебным персоналом. Мужчины-врачи, как правило, стремились в городские центры, вследствие чего удаленные населенные пункты подолгу оставались без всякой медицинской помощи.
-28 октября 1908 года в указе императора было сказано о допущении женщин к слушанию лекции и разрешению окончания слушания курса на одинаковых с посторонними слушателями условиях, но к экзаменам не допускались.
-Подводя итоги дискуссиям, попечитель учебного округа направил в декабре 1898 году в специальный департамент записку, в которой высказал «несколько общих соображений по поводу медицинских институтов»:
-Во-первых, желание открыть новые женские медицинские институты высказывается в кругах либеральной интеллигенции различных городов.
-Во-вторых, опыт сбора пожертвований на открытие в Санкт- Петербурге женского медицинского института давал основания полагать, что сбор пожертвований растянется на годы, поэтому необходима поддержка правительства.
-В-третьих, автор считал самостоятельные женские медицинские институты делом нерентабельным, так как недалеко время, когда двери университетов откроются и для женщин.
-Дефицит медицинских кадров с началом первой мировой войны и созданием благоприятной для женщин конъюнктуры на рынке медицинских услуг привел к созданию благоприятных условий для создания новых женских медицинских институтов, начинается процесс феминизации медицины.
-Первые русские женщины-врачи были широко известны в России и за рубежом как специалисты высокого уровня и общественные деятели.
Суслова Надежда Прокофьевна
-Суслова Надежда Прокофьевна (в девичестве Голубева) — одна из первых русских женщин врачей, известная общественная деятельница. Ее годы жизни: 1843-1918 гг.
-Родилась в семье крепостных в селе Панино Нижегородской губернии. Общее образование получила в частных пансионах Москвы и Петербурга. Вместе с М.А. Обручевой-Боковой была зачислена в 1861 году слушательницей Петербургской медико-хирургической академии. В лаборатории И.М. Сеченова выполнила в 1862 году экспериментальное исследование на тему «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического возбуждения».
-. В 1867 году, окончив медицинский факультет Цюрихского университета, она блестяще защитила докторскую диссертацию на тему: «Прибавления к физиологии лимфатических сердец».
-работала акушером-гинекологом. Занимаясь врачебной практикой, она уделяла много времени вопросу оздоровления детей раннего возраста. В 1870 году была опубликована ее работа на тему о воспитании детей в первые годы жизни.
-Последние 25 лет Надежда Прокофьевна жила в Крыму, бесплатно занимаясь врачебной практикой. Суслова Н.П. известна также своими беллетристическими произведениями в защиту прав женщин, среди которых «Рассказ в письмах»,
«Фантазерка», «Из недавнего прошлого».
Бокова Мария Александровна
-Бокова (до замужества Обручева) Мария Александровна (годы жизни — 1839 – 1929 гг.) — русский хирург-офтальмолог, также одна из первых русских женщин-врачей.
-Чтобы получить высшее медицинское образование, она вступила в фиктивный брак с врачом П.И. Боковым. Работала по анатомии у В.Л. Грубера и по физиологии у И.М. Сеченова. В середине 60-х годов она стала его женой. Была близка к революционным демократическим кругам.
-В 1862 году выполнила под руководством И.М. Сеченова исследование
«Способ производить искусственную цветную слепоту».
-В 1868-1871 гг. училась на медицинском факультете Цюрихского университета, где после защиты в 1871 году диссертации на тему «О кератите» получила степень доктора медицины. Во время франко- прусской войны Мария Александровна работала добровольно сестрой милосердия во французском госпитале. Возвратившись в Россию в декабре 1871 году, сдала экзамен на право врачебной практики в России. М.А. Бокова известна также как переводчик на русский язык сочинений Ч. Дарвина, А. Брема.
Кашеварова-Руднева Варвара Андреевна
-Кашеварова-Руднева Варвара Александровна (около 1842 – 1899 гг.) первая женщина, получившая в России звание врача и степень доктора медицины. Она была одной из зачинательниц возникшего в России в 60-е годы XIX века движения за раскрепощение русских женщин от социального гнета и предоставление им права на получение высшего образования.
-Жизнь Варвары Александровны была полна необыкновенного подвижничества и неиссякаемого трудолюбия. Она не знала своих родителей и даже своей фамилии, рано оставшись круглой сиротой. Грамоту усвоила на слух от детей своего опекуна — сельского учителя в захолустном местечке Витебской губернии. Оставив опекуна, ушла в Петербург, где работала прислугой, прачкой, продолжая урывками
обучаться грамоте.
-Совсем юной вышла замуж за богатого купца Кашеварова, обещавшего ей дать возможность учиться. Уйдя от мужа, поступила в акушерскую школу Повивального института, где получила диплом акушерки, поразив экзаменационную комиссию своими глубокими познаниями.
-С невероятными трудностями, заручившись поддержкой видных профессоров Медико-хирургической академии — С.П. Боткина, И.М. Сеченова, она была принята в 1863 году стипендиаткой в Медико-хирургическую академию. В 1868 году В.А. Кашеварова окончила академию, получив диплом лекаря с отличием и золотую медаль.
-По приглашению С.П. Боткина начала работать в его клинике, одновременно совершенствуясь в акушерстве и занимаясь в лаборатории М.М. Руднева, за которого она вскоре вышла замуж. За короткое время произвела несколько патологоанатомических изысканий, о которых сообщила в Обществе русских врачей в Санкт-Петербурге.
-В 1876 году успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины (о патологических новообразованиях влагалища), но в условиях того времени ей не удалось проявить свои исключительные способности на лечебной и педагогической работе.
-С 1878 году В.А. Кашеварова поселилась на хуторе в Валуйском уезде Воронежской губернии, где, занимаясь медицинской практикой среди сельского населения, написала популярную брошюру по гигиене женщины и по уходу за детьми (в 1884 году), опубликовала газетные очерки автобиографического характера (1886 – 1888 гг.).
Контрольная работа. Становление высшего женского образования в России. Первые русские женщины-врачи № 16153
Цена 300 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Становление конституционно-парламентского строя в Австро-Венгерской империи
…..67 года и их значение в
становлении конституционно-парламентского строя ………………….……12
В) Закон 1873г. о представительской власти. ……………………….…….….14
Выводы. …………………………………………………………………………15
Список литературы
…………………………………………………………….16
Вступление.
Австрийская а потом –
Австро-Венгерская империя – было во многих отношениях примечательное и
уникальное государство. «Лоскутная» страна она включала в себя десяток народов.
Рождённая в борьбе с оттоманской агрессией она выработала уникальный опыт
межнациональных отношений толерантности и цивилизованной защиты национальных
прав. «Титульные» нации – австрийские немцы и венгры – не составляли
большинство в империи. Славяне во многом угнетались но с другой стороны –
именно развитие парламентаризма дало шанс австрийским славянам приобрести
первые навыки демократии.
Не секрет что самой отсталой частью
самой отсталой страны Европы была наша Галиция. Но ведь даже там
население приобщилось к демократической культуре.
Жизнь украинцев в составе Австрии в ХІХ веке трудно назвать благодатной но крепостничество было отменено раньше
повинности тоже; украинцы участвовали в выборах имели школы и газеты на родном
языке.
Для нас Австрийская империя всё равно остаётся исторически «своей».
Источников по истории государства и
права Австро-Венгрии крайне мало. Популярные учебники и хрестоматии Страхова и
Шевченко вообще не уделяют внимания этому государству а в учебнике Федорова –
полторы страницы о событиях 1867 года. Подробное описание процессов удалось
найти в довоенном многотомнике «История ХІХ века» в переводе с французского. Беллетристический стиль и обилие
материала затруднили работу – надо ведь выбрать главное что характеризовало
Австро-венгерский парламентаризм.
Начало реформирования
политической системы Австрийской империи в условиях революции 1848 года и
формирование основ конституционно-парламентского строя.
А) Конституция 25
апреля 1848 года. Нормативно-правовые акты 1848 – 1849 гг.
Первые известия о февральской революции
в Париже были получены в Вене 29 февраля 1848 года. Полиция по обыкновению
думала покончить с волнением арестуя всякого кто публично заговаривал об этом
опасном предмете. Но на этот раз немедленно началась оппозиционная кампания.
Члены императорской семьи и влиятельные придворные советовали сделать некоторые
уступки общественному мнению. После непродолжительного сопротивления которое
выразилось в том что 14 марта генералу князю Виндишгрецу вручена была военная
диктатура двор пошел на уступки: 15 марта императорское воззвание обещало
жителям Вены созыв учредительного собрания «в целях конституционного устройства
отечества».
25 апреля министр внутренних дел Пиллерсдорф
обнародовал первую австрийскую конституцию — копию бельгийской — с двухпалатным
парламентом избираемым па основе косвенных выборов и цензитарной системы.
Действие этой конституции не распространялось ни на Венгрию ни на
Ломбардо-Венецианскую область; но Чехия и Галиция
отказались ее признать. К сопротивлению этих провинций объяснявшемуся мотивами
национального порядка присоединилась оппозиция венского населения
обусловленная политическими соображениями.
{
w[] || [];
w[h {
asy:
});
});
[0];
s.pe = «xvas»