Дисциплина. Сестринское дело
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
- Особенности психомоторного развития ребенка от 0 до 1 года 5
1.1. Уровни и методы оценки психомоторного развития 7
1.2. Показатели психомоторного развития ребенка до 1 года 7
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской
поликлиники 14
2.1 Профилактическая работа 14
2.2. Ведение первичной медицинской документации 18
2.3. Лечебные мероприятия 19
2.4. Сестринский уход за недоношенными детьми 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Страниц: 36
Год написания: 2015
Когда говорят о малышах до года, нередко упоминают термин «психомоторное развитие». Слово «психомоторное» связывает между собой два понятия: «психо» — душа, психика и «моторное» — двигательное. Маленький ребенок не умеет разговаривать, однако об уровне его достижений можно судить по тем действиям, которые он способен совершить. У новорожденных и совсем маленьких детей большую роль играют рефлексы, которые затем сменяются все более осознанной деятельностью. С каждым месяцем жизни ребенок приобретает новые навыки. Существует и «привязка» этих самых навыков к возрасту по месяцам, однако понятно, что границы нормы могут незначительно варьироваться для каждого малыша.
Для развития ребенка очень важно общение со взрослыми. Именно от них он получает массу новой информации, а также узнает, как реагировать на неизвестные проявления окружающего мира – лающую собаку, проезжающую машину, других людей и т.п. Важен для малыша и сам факт контакта – известно, что в детских домах при нехватке внимания от взрослых дети перестают улыбаться, становятся эмоционально более зажатыми, могут впоследствии испытывать чувство ненужности, собственной незначительности.. А вот избытка общения со взрослым для ребенка практически не бывает.
Много спит, ручки и ножки прижимает к туловищу в позе эмбриона, двигает ими хаотически, кисти сжаты в кулачок; одергивает ножку в ответ на прикосновение к основанию ступни; отвечает на прикосновение к щечке или губам проявлениями сосательного рефлекса, причмокиванием; реагирует на яркий свет или резкий звук; может быть периодическое косоглазие.
Фиксирует взгляд на лице взрослого; реагирует при обращении к нему, открывая рот ( ротовое внимание) ; начинает следить за перемещающимся предметом на расстоянии 20-30см; может пытаться приподнимать голову в положении «лежа на животе», не удерживая ее; обращает внимание на звуки, голоса и яркие цвета; начинает издавать отдельные звуки «гх» и «кх», при прикосновении к щеке может улыбаться во сне.
Следит за движущимся предметом, любит рассматривать лица близких, а также контрастные черно-белые фигуры; лежа на животе, приподнимает и недолго удерживает головку; поворачивает голову из стороны в стороны; появляется улыбка; боль и дискомфорт выражает криком; появляется «гуление».
Физиологический гипертонус мышц постепенно проходит – ручки и ножки легко распрямляются, кисти не сжаты; удерживает голову в вертикальном положении, может приподниматься на ручках из положения «лежа на животе»; может начать переворачиваться со спины на бок и даже на живот; тянется и захватывает игрушки, ощупывает их; проявляется т.н. «комплекс оживления» — активные движения, улыбка, гуление при общении с симпатичными ему близкими, появлении интересной игрушки.
Хорошо держит голову, поворачивает ее в сторону звука; подтягивается при потягивании за ручки; умеет проситься на руки взрослым, требовать внимания; переворачивается с живота на спинку; издает громкие звуки, прислушиваясь, смеется; узнает голоса, интересуется новыми игрушками, любит, когда с ним общаются и играют, проявляет недовольство, если игра прервалась; тянется к игрушке, все ощупывает, поддерживает во время кормления грудь матери или бутылочку; формируется бинокулярное зрение – малыш рассматривает игрушки на близком расстоянии. Стоит показывать погремушки и побуждать ребенка самостоятельно брать их в ручку.
Поворачивается со спины на живот; высоко приподнимает на ручках туловище в положении
«лежа на животе»; присаживается, если потянуть за ручки; на спине может приподнимать головку
– начало попыток сесть; более точные движения
– редко промахивается, если хочет что-то взять, перекладывает игрушки из руки в руку, двумя руками может держать бутылочку; появляются согласные звуки «ма», «ба», «па», много лепечет, различает ласковую и строгую интонацию, начинает узнавать свое имя, реагирует на музыку.
Любит обзор из полусидящего положения (из стульчиков, шезлонгов, колясок); если посадить
– удерживает позу с опорой на ручки; поднимается на ножки, если потянуть за руки;
переворачивается со спины на живот; совершает
ползательные движения; подолгу
«разговаривает» сам с собой, перекладывает
игрушки из рук в руку; реагирует на выражение
лица и некоторые жесты взрослого, ищет
источник звуков; находит наполовину
спрятанные предметы перед ним.
Может сесть на несколько минут, самостоятельно или с опорой на ручку; некоторые дети пытаются ползать; могут прорезаться первые зубы, как правило – 2 нижних резца; узнает свое имя, различает интонацию взрослого; хорошо произносит разные звуки, повторяет слоги – элементы лепетной речи; любит бросать игрушки и наблюдать за их падением, шуршать и рвать бумагу;
Самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки или на ножки, учится ползать; хлопает в ладоши – играет в «ладушки», машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым; достаточно умело берет даже мелкие предметы, может вкладывать их в крупные, интересуется пирамидкой; подражает взрослым, понимает некоторые слова
– «дай», «на», «где?».
Подолгу сидит, ползает, сам ложится, встает на колени и переворачивается, некоторые дети учатся стоять и ходить при поддержке за ручки или опору; захватывает предметы «щепоткой» из 2 или 3 пальчиков, любит стучать предметами, играть с шумными или музыкальными игрушками; реагирует на эмоции и мимику окружающих – смеется или плачет вместе с кем-то; понимает сложные просьбы –
«дай ручки», «возьми кубик», «кушай яблочко»;
произносит большое количество слогов с буквой «а», могут появляться отдельные подражательные слова, ассоциирует «мама», «папа», «баба» с конкретными людьми; может начать приучаться к горшку, так как демонстрирует готовность опорожниться.
Может недолго стоять без опоры, делать самостоятельно несколько шажков, начать ходить при поддержке за ручки или опору; узнает и показывает некоторые детали в книжке или предметы; произносит много разных звуков; играет с игрушками в соответствии с их назначением – машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга; может засовывать пальчики в отверстия; упорно преодолевать препятствия – залезать куда хочется; часто прорезается 4-6 зубов; узнает некоторые мелодии.
Подбирает предметы 2 пальчиками – большим и указательным; самостоятельно стоит, делает несколько шажков, может пытаться передвигаться, держась за коляску, каталку; может залезть на диван, стульчик; копирует действия и слова взрослых, понимает просьбы; сознательно произносит «папа», «мама», обращается ко взрослым, пытаясь что-то объяснить на своем языке; может засовывать пальчики в отверстия наощупь; может проявлять признаки ревности и соперничества к другим детям.
Учится ходить самостоятельно, приседает и встает; учится пользоваться ложкой, чашкой; запас из 8-10 слов, учится более четкому произношению и новым словам; звукоподражание людям, животным, технике; узнает многие предметы и картинки в книжке, различает некоторые части тела; вкладывает предметы друг в друга, сортирует их по форме или цвету; налаживается контакт и игры с другим детьми.
Курсовая работа. Особенности работы участковой медсестры с учётом психомоторного развития детей 1го года жизни № 16125
Цена 600 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Комплексное обследование психомоторного развития ребенка раннего возраста
…..и практических вопросов психофизического развития детей раннего возраста занимались такие учёные как Н. И. Жинкин М.И. Лисина А.В. Запорожец Р.С. Рубинштейн Л.С. Выготский Л.Н. Леонтьев Л.Б.Эльконин М.Монтессори Н.М. Щелованов Э.Л.Фрухт К.П. Печора Г.В. Пантюхина Е.А.Стребелева Л.И. Аксенова и другие.
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом когда развиваются моторные функции ориентировочно-познавательная деятельность речь а также формируется личность малыша. На современном этапе развития одним из приоритетных направлений логопедии психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей раннего возраста который осуществляется специальными государственными службами. Ранняя диагностика нарушений развития чрезвычайно сложна и в тоже время крайне необходима. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о компетентном и своевременном комплексном обследовании детей раннего возраста .
Цель исследования: изучить организацию комплексного исследования психофизического развития детей раннего возраста.
Объект исследования: особенности психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Предмет исследования: комплексный подход к процессу обследования детей раннего возраста.
Теоретический анализ литературы позволил сформулировать гипотезу исследования: правильно организованное и квалифицированно проанализированное комплексное изучение психофизического развития детей раннего возраста позволит при необходимости оказать своевременную логопедическую помощь малышу.
В соответствии с целью объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи исследования:
изучить теоретическую и научно-исследовательскую литературу по данному вопросу;
изучить процесс комплексного обследования ребенка раннего возраста;
подобрать дидактический инструментарий для обследования детей раннего возраста;
организовать экспериментальное исследование;
проанализировать результаты экспериментального исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
косвенное и включенное наблюдение за детьми раннего возраста;
беседы;
эксперимент ;
анализ полученных результатов.
Теоретические и методологические основы исследования составляют исследования и разработки зарубежных и отечественных специалистов:
труды профессора Н. М. Щелованова который определил основные
показатели нервно-психического развития детей первого года жизни профессора Н. М. Аксариной Э. Л. Фрухт К. П. Печора Г. В. Пантюхина;
зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже В. Штерна и другие.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе сделана попытка изучить и организовать комплексное обследование детей раннего возраста воспитывающихся в условиях семьи. В процессе экспериментального исследования изучены особенности организации комплексного диагностического обследования психомоторного развития детей раннего возраста. Подобраны и проанализированы методики для определения уровня развития малышей.
Работа представляет интерес для специалистов работающих с детьми раннего возраста воспитателей ДОУ студентов и родителей малышей.
База исследования: г. Краснодар. Семьи воспитывающие детей раннего возраста. Респонденты: 4 детей в возрасте от 4 до 7 месяцев: Властислав П Анастасия Р Виктория С и Денис У.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав библиографического списка и трех приложений.
1. Теоретические основы изучения психофизического развития раннего возраста
.1 Психомоторное развитие ребенка
Ранний возраст — особый период становления органов и систем формирования их функций прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой особ»