Дисциплина. Логика
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Логика и жизнь 5
2.Логика и риторика: исторический, практический, теоретический аспекты 7
3.Функция и значение логики в гуманитарных науках 10
4.Значимость высокой логической культуры для различных видов
деятельности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Год сдачи: 2014
Логика’ — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Таково общее понятие о логике как науке.
Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.
Значение логики состоит в следующем:
1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;
2) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;
3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;
4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.
Контрольная работа. Предмет и значение логики № 15451
Цена 300 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов
…..уры
Введение
Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования
наполняющие наше сознание при их логическом анализе должны быть выражены в
языке иначе их невозможно ни зафиксировать для себя ни передать другим. Язык
— материальный носитель мысли. Когда мы произносим пишем или слышим
предложения и высказывания мы прежде всего обмениваемся с другими тем что
находится у нас в голове. Язык — посредник в обмене мыслями. Однако уже давно
было замечено что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений
с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложения
что-то утрачивается а что-то наоборот добавляется. Именно поэтому иногда
какую-нибудь идею или образ точнее передает скажем художник картиной или
балерина танцем. В этом смысле говорят о других неречевых языках относя к
ним помимо жестов и изображений даже чертежи и цвета светофора а также
множество иных сигналов и знаков… Слова
часто имеют шатко определенные смысловые границы к тому же еще и зависящие от
предметной области.
Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В
каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение оно должно
соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном
случае понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем
приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если бы
однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одному
единственному предмету явлению свойству признаку если бы абсолютно для
каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие то тогда не существовало
бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий смысл.
В вопросе об адекватности мышления и речи гораздо важнее
то что логика оперирует не словами она превращает слова в понятия.
1.
Понятие в логике
1.1. Сущность понятия в логике
Итак как стало понятно из вышесказанного понятие
отличается от слов обыденных представлений об определениях. Чтобы
охарактеризовать сущность понятия в логике необходимо найти различия между
понятием и всем остальным.
Первое что отличает понятие от слова или выражения — это
однозначность четко заданный смысл. Слова часто имеют шатко определенные
смысловые границы к тому же еще и зависящие от предметной области. Многие
слова имеют вообще по несколько значений. Для логики подобное обращение со
словами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное
значение оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу
предметов. В противном случае понятие не сможет выполнить свои логические
функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении
важнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только
одному единственному предмету явлению свойству признаку если бы абсолютно
для каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие то тогда не
существовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий
смысл.
Понятия потому и необходимы что они сокращают нашу речь а
стало быть и мышление. Они полезны тем что охватывают множество однородных
предметов. Но при этом границы самого данного множества должны быть заданы
определенно. В них нельзя включать то что к делу не относится. Только тогда
когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно можно
говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур
разработанных в логике.
Обозначение предметов требует выделения в них каких-то
определенных признаков которых вообще говоря в любой вещи бесконечно много.
Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны. Как
правило в учебной литературе говорят о выделении существенных признаков
оставляемых в содержании понятия. В общем-то это правильно в том смысле что
к этому надо стремиться.»