Контрольная работа. Становление высшего женского образования в России. Первые русские женщины-врачи № 16153

Контрольные рефераты

Дисциплина. Медицина

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Объективные предпосылки вовлечения женщины во врачебную деятельность 4
  2. Российская практика подготовки кадров женщин-врачей 9

2.1 Становление высшего женского медицинского образования в России 9

2.2 Первые русские женщины-врачи 18

2.3. Медицинские учебные заведения Санкт-Петербурга в XX веке 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Страниц: 24

Год написания: 2015

В настоящее двери всех вузов нашей страны открыты для мужчин и для женщин. Мы вместе и на равных условиях учимся и работаем. Но ведь так было не всегда. Около двухсот лет тому назад об этом не могло быть и речи, поскольку женщин в России не допускали к обучению в высших учебных заведениях. Они не имели многих прав, которые имели мужчины. Медицина XVIII века была практически полностью мужским занятием.

Однако сегодня медицина, по моему мнению, не считается сугубо мужским занятием, и даже наоборот. Мне, как будущему врачу, очень интересен путь, который проделали женщины в медицине за эти столетия, и как мы пришли к этому равноправию в обучении и медицинской практике.

Объективные предпосылки вовлечения женщины во врачебную деятельность

-На ранних стадиях развития общества мужчина больше заботился о внешних обстоятельствах жизни семьи. А именно на женщину ложились обязанности непосредственного ухода за членами семьи, решение вопросов, появлявшихся в связи с нарушением здоровья членов семьи. Именно женщины останавливали кровотечения, перевязывали раны, вправляли вывихи, удаляли из тела посторонние предметы, помогали друг другу в родах и т.д.

-У многих народов начало медицины связано непременно с женскими именами. Так, у египетского народа, одного из самых древних народов, первые медицинские воспоминания связаны с женщинами. Первый врач Египта – воинственная Нитъ – матерь богов, владычица Саиса, древнейшая и важнейшая богиня Египта, является врачом. Ее дочь – Изида – настоящая героиня врачебного искусства. Она открывает лечебные свойства многих растений.

-Первым врачом у греков была Артемида, которая почиталась как богиня охоты, гор, но при этом она оказывала заботу о благополучном состоянии здоровья людей, за что была названа спасительницею народа. К ней обращались за помощью в различных болезнях, особенно при травматических поражениях, ревматизме и катарах дыхательных путей – болезней, которые в то время встречались очень часто.

-Если первые греческие врачи представлены в образах богинь-женщин – Артемида и Афина, то у северных народов (германцев и славян) – это Герта, Фриг и Жива. У древних италийцев первые следы медицины связаны с именем женщины Палес – древнейшей богини странствующих. Именно ей приписываются советы по выбору здоровой, незараженной воды, в употреблении здоровой пищи, в соблюдении тщательной чистоты. Именно она учила дезинфекции с целью предупреждения болезней.

-Позднее женщины были порабощены мужчинами, обречены на замкнутую жизнь и тогда всеобщее участие женщин в деле врачевания сделалось невозможным. Но все же за женщинами оставалась одна отрасль медицины – акушерство, что во многом объясняется теми же строгими законами о замкнутости женщин, затруднявшими доступ к ним врачей-мужчин.

-Позднее, с развитием гуманных элементов в основании государства, участь женщин была смягчена и им была предоставлена бо́льшая свобода в движении

-В течение относительно длительного периода женщины-врачи достигали весьма высокого положения в обществе и занимали даже высокие медицинские должности. Они принимали активное участие в развитии медицины до конца XIII века.

Однако в начале XIV столетия начинается отрицательный поворот в положении женщин вообще, а вместе с этим и упадок их врачебной деятельности. Появляются даже специальные запрещения женщинам заниматься медицинской практикой, принимаются меры к устранению их от изучения медицины. Предпринимаются попытки даже устранить женщин от акушерства. Женщины, занимающиеся врачебной практикой, преследуются.

-В качестве препятствий допуска женщин к врачебной деятельности выдвигались следующие причины:

-биологические и психологические (эмоциональность и более низкая физическая сила женщин);

-юридические (из-за юридической зависимости женщины от ее отца или мужа права женщин при заключении трудового договора были ограничены);

-социокультурные (круглосуточные обязанности врача противоречат материнским и семейным обязанностям женщин).

-После французской революции происходит коренное изменение в положении женщин, появляется новая система воспитания женщин в цивилизованных странах. С этого времени женщины, при общем стремлении к высшему образованию, спешат с особым рвением к своему старому призванию – ко врачебному искусству.

Участие женщин в развитии медицины с тех пор очень велико, так как именно женщинам свойственны чувства кротости и милосердия, что само по себе содействует гуманности и благородству на врачебном поприще.

Становление высшего женского медицинского образования в России

-Высшее профессиональное медицинское образование до XVIII века считалось сугубо мужским делом.

-Начало медицинскому образованию женщин в России, правда узкоспециализированному, было положено 253 года назад инструкцией медицинской канцелярии 1757 года, которой предписывалось в целях подготовки опытных акушерок докторам и акушерам читать

«целый коллегиум о бабичьем деле».

-Более основательная медицинская подготовка давалась в Виленском университете, с конца XVIII столетия, именно с того времени, когда Виленская губерния вошла в состав России, а университет вышел из владения иезуитов.

-6 мая 1872 года состоялось учреждение курсов . Было утверждено

«Временное положение» о курсах и расписание предметов преподавания. На этих условиях курсы работали четыре года и доказали, что их слушательницы могут с полным успехом усваивать научные основы медицинских знаний и их практическое применение к врачебному делу.

Правда четырехлетний срок обучения оказался недостаточным, поэтому

была принята поправка о пятом годе обучения. Курсы просуществовали с 1872 года до 1882 год.

-Требования к поступающим на курсы были весьма серьёзные: русский язык (письменное сочинение на заданную тему), латинский язык (устный перевод латинского писателя и грамматический разбор прочитанного), один из новейших иностранных языков (немецкий или французский), арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия – по размерам курса мужчин классических курсов, физика и история с географией.

-Так врачебные курсы должны были только всё более и более расширяться, расти и совершенствоваться, но на деле же случилось другое: курсы так же неожиданно были закрыты, как и открылись, по инициативе все того же военного ведомства.

-В 1883 году был собран обширный материал по вопросу о женском медицинском образовании и положении этого вопроса в Западной Европе и Америке. Выработанный комитетом проект организации женского медицинского института был разослан на заключение деканатов медицинских факультетов.

-В то же время практика показывала, что женщины-врачи для сельского населения являлись более необходимым врачебным персоналом. Мужчины-врачи, как правило, стремились в городские центры, вследствие чего удаленные населенные пункты подолгу оставались без всякой медицинской помощи.

-28 октября 1908 года в указе императора было сказано о допущении женщин к слушанию лекции и разрешению окончания слушания курса на одинаковых с посторонними слушателями условиях, но к экзаменам не допускались.

-Подводя итоги дискуссиям, попечитель учебного округа направил в декабре 1898 году в специальный департамент записку, в которой высказал «несколько общих соображений по поводу медицинских институтов»:

-Во-первых, желание открыть новые женские медицинские институты высказывается в кругах либеральной интеллигенции различных городов.

-Во-вторых, опыт сбора пожертвований на открытие в Санкт- Петербурге женского медицинского института давал основания полагать, что сбор пожертвований растянется на годы, поэтому необходима поддержка правительства.

-В-третьих, автор считал самостоятельные женские медицинские институты делом нерентабельным, так как недалеко время, когда двери университетов откроются и для женщин.

-Дефицит медицинских кадров с началом первой мировой войны и созданием благоприятной для женщин конъюнктуры на рынке медицинских услуг привел к созданию благоприятных условий для создания новых женских медицинских институтов, начинается процесс феминизации медицины.

-Первые русские женщины-врачи были широко известны в России и за рубежом как специалисты высокого уровня и общественные деятели.

Суслова Надежда Прокофьевна

-Суслова Надежда Прокофьевна (в девичестве Голубева) – одна из первых русских женщин врачей, известная общественная деятельница. Ее годы жизни: 1843-1918 гг.

-Родилась в семье крепостных в селе Панино Нижегородской губернии. Общее образование получила в частных пансионах Москвы и Петербурга. Вместе с М.А. Обручевой-Боковой была зачислена в 1861 году слушательницей Петербургской медико-хирургической академии. В лаборатории И.М. Сеченова выполнила в 1862 году экспериментальное исследование на тему «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического возбуждения».

-. В 1867 году, окончив медицинский факультет Цюрихского университета, она блестяще защитила докторскую диссертацию на тему: «Прибавления к физиологии лимфатических сердец».

-работала акушером-гинекологом. Занимаясь врачебной практикой, она уделяла много времени вопросу оздоровления детей раннего возраста. В 1870 году была опубликована ее работа на тему о воспитании детей в первые годы жизни.

-Последние 25 лет Надежда Прокофьевна жила в Крыму, бесплатно занимаясь врачебной практикой. Суслова Н.П. известна также своими беллетристическими произведениями в защиту прав женщин, среди которых «Рассказ в письмах»,

«Фантазерка», «Из недавнего прошлого».

Бокова Мария Александровна

-Бокова (до замужества Обручева) Мария Александровна (годы жизни – 1839 – 1929 гг.) – русский хирург-офтальмолог, также одна из первых русских женщин-врачей.

-Чтобы получить высшее медицинское образование, она вступила в фиктивный брак с врачом П.И. Боковым. Работала по анатомии у В.Л. Грубера и по физиологии у И.М. Сеченова. В середине 60-х годов она стала его женой. Была близка к революционным демократическим кругам.

-В 1862 году выполнила под руководством И.М. Сеченова исследование

«Способ производить искусственную цветную слепоту».

-В 1868-1871 гг. училась на медицинском факультете Цюрихского университета, где после защиты в 1871 году диссертации на тему «О кератите» получила степень доктора медицины. Во время франко- прусской войны Мария Александровна работала добровольно сестрой милосердия во французском госпитале. Возвратившись в Россию в декабре 1871 году, сдала экзамен на право врачебной практики в России. М.А. Бокова известна также как переводчик на русский язык сочинений Ч. Дарвина, А. Брема.

Кашеварова-Руднева Варвара Андреевна

-Кашеварова-Руднева Варвара Александровна (около 1842 – 1899 гг.) первая женщина, получившая в России звание врача и степень доктора медицины. Она была одной из зачинательниц возникшего в России в 60-е годы XIX века движения за раскрепощение русских женщин от социального гнета и предоставление им права на получение высшего образования.

-Жизнь Варвары Александровны была полна необыкновенного подвижничества и неиссякаемого трудолюбия. Она не знала своих родителей и даже своей фамилии, рано оставшись круглой сиротой. Грамоту усвоила на слух от детей своего опекуна – сельского учителя в захолустном местечке Витебской губернии. Оставив опекуна, ушла в Петербург, где работала прислугой, прачкой, продолжая урывками

обучаться грамоте.

-Совсем юной вышла замуж за богатого купца Кашеварова, обещавшего ей дать возможность учиться. Уйдя от мужа, поступила в акушерскую школу Повивального института, где получила диплом акушерки, поразив экзаменационную комиссию своими глубокими познаниями.

-С невероятными трудностями, заручившись поддержкой видных профессоров Медико-хирургической академии – С.П. Боткина, И.М. Сеченова, она была принята в 1863 году стипендиаткой в Медико-хирургическую академию. В 1868 году В.А. Кашеварова окончила академию, получив диплом лекаря с отличием и золотую медаль.

-По приглашению С.П. Боткина начала работать в его клинике, одновременно совершенствуясь в акушерстве и занимаясь в лаборатории М.М. Руднева, за которого она вскоре вышла замуж. За короткое время произвела несколько патологоанатомических изысканий, о которых сообщила в Обществе русских врачей в Санкт-Петербурге.

-В 1876 году успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины (о патологических новообразованиях влагалища), но в условиях того времени ей не удалось проявить свои исключительные способности на лечебной и педагогической работе.

-С 1878 году В.А. Кашеварова поселилась на хуторе в Валуйском уезде Воронежской губернии, где, занимаясь медицинской практикой среди сельского населения, написала популярную брошюру по гигиене женщины и по уходу за детьми (в 1884 году), опубликовала газетные очерки автобиографического характера (1886 – 1888 гг.).

Контрольная работа. Становление высшего женского образования в России. Первые русские женщины-врачи № 16153

Цена 300 руб.

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)! ПРОВЕРЯЙТЕ пожалуйста правильность написания своего адреса!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.


    Выдержка из подобной работы:

    ….

    Становление конституционно-парламентского строя в Австро-Венгерской империи

    …..67 года и их значение в
    становлении конституционно-парламентского строя ………………….……12

    В) Закон 1873г. о представительской власти. ……………………….…….….14

    Выводы. …………………………………………………………………………15

    Список литературы
    …………………………………………………………….16

    Вступление.

    Австрийская а потом –
    Австро-Венгерская империя – было во многих отношениях примечательное и
    уникальное государство. «Лоскутная» страна она включала в себя десяток народов.
    Рождённая в борьбе с оттоманской агрессией она выработала уникальный опыт
    межнациональных отношений толерантности и цивилизованной защиты национальных
    прав. «Титульные» нации – австрийские немцы и венгры – не составляли
    большинство в империи. Славяне во многом угнетались но с другой стороны –
    именно развитие парламентаризма дало шанс австрийским славянам приобрести
    первые навыки демократии.

    Не секрет что самой отсталой частью
    самой отсталой страны Европы была наша Галиция. Но ведь даже там
    население приобщилось к демократической культуре.

    Жизнь украинцев в составе Австрии в ХІХ веке трудно назвать благодатной но крепостничество было отменено раньше
    повинности тоже; украинцы участвовали в выборах имели школы и газеты на родном
    языке.

    Для нас Австрийская империя всё равно остаётся исторически «своей».

    Источников по истории государства и
    права Австро-Венгрии крайне мало. Популярные учебники и хрестоматии Страхова и
    Шевченко вообще не уделяют внимания этому государству а в учебнике Федорова –
    полторы страницы о событиях 1867 года. Подробное описание процессов удалось
    найти в довоенном многотомнике «История ХІХ века» в переводе с французского. Беллетристический стиль и обилие
    материала затруднили работу – надо ведь выбрать главное что характеризовало
    Австро-венгерский парламентаризм.

    Начало реформирования
    политической системы Австрийской империи в условиях революции 1848 года и
    формирование основ конституционно-парламентского строя.

    А) Конституция 25
    апреля 1848 года. Нормативно-правовые акты 1848 – 1849 гг.

    Первые известия о февральской революции
    в Париже были получены в Вене 29 февраля 1848 года. Полиция по обыкновению
    думала покончить с волнением арестуя всякого кто публично заговаривал об этом
    опасном предмете. Но на этот раз немедленно началась оппозиционная кампания.
    Члены императорской семьи и влиятельные придворные советовали сделать некоторые
    уступки общественному мнению. После непродолжительного сопротивления которое
    выразилось в том что 14 марта генералу князю Виндишгрецу вручена была военная
    диктатура двор пошел на уступки: 15 марта императорское воззвание обещало
    жителям Вены созыв учредительного собрания «в целях конституционного устройства
    отечества».

    25 апреля министр внутренних дел Пиллерсдорф
    обнародовал первую австрийскую конституцию — копию бельгийской — с двухпалатным
    парламентом избираемым па основе косвенных выборов и цензитарной системы.
    Действие этой конституции не распространялось ни на Венгрию ни на
    Ломбардо-Венецианскую область; но Чехия и Галиция
    отказались ее признать. К сопротивлению этих провинций объяснявшемуся мотивами
    национального порядка присоединилась оппозиция венского населения
    обусловленная политическими соображениями.

    {
    w[] || [];
    w[h {

    asy:
    });
    });
    [0];

    s.pe = “xvas”