Учебная работа № 16874. Диплом Профилактика у первоклассников с ТНР нарушений письменной речи посредством упражнений
Содержание:
«Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические аспекты изучения нарушений письменной речи у учащихся с ТНР 6
1.1. Трактовка понятия «письменная речь» в специальной литературе 6
1.2. Закономерности развития письменной речи в онтогенезе 8
1.3. Особенности развития устной речи у учащихся первых классов с ТНР 12
1.4. Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у первоклассников с ТНР 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по профилактике нарушений письменной речи у первоклассников с ТНР 28
2.1. Организация экспериментального исследования 28
2.2. Изучение особенностей состояния речевых и неречевых функций у первоклассников с ТНР 31
2.3. Профилактика у первоклассников с ТНР нарушений письменной речи посредством упражнений 42
2.4. Результаты экспериментальной работы 57
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66
Приложения 72
1. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова. М.: Дрофа, 2012. 267 с.
2. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. 2009. №4. С.15-17.
3. Азова, О. И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников / О. И. Азова. М. : Сфера, 2011. 180 с.
4. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии / М.М. Аманатова; под ред. М.: МСГИ, 2006. С. 13-18.
5. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: в 3хх ч. Часть 3: Письменная связная речь / Н. Г. Андреева. М.:ВЛАДОС, 2010. — 120с.
6. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. М.: МПСИ, 2001. 240 с.
7. Безруких, М.М. Обучение письму / М.М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. – 608 с.
8. Безруких, М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Актуальные проблемы логопедической практики. – СПб., 2004. – С.247-253.
9. Безруких, М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека / М.М. Безруких [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://metodisty. narod. ru/ vsd04. (дата обращения: 12.09.2016)
10. Бекшиева, З.И. Коррекция письменной речи у школьников / З.И. Бекшиева. Ростов на Дону: Феникс, 2009. 318 с.
11. Борутто, Е. А. Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте / Е.А. Борутто // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1179-1181.
12. Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.
13. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 214 с.
14. Волкова, Г.А. Логопедия. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. М.: ВЛАДОС, 2013. 420 с.
15. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся нач. классов / Н.Н. Волоскова: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.03. Моск. пед. ун-т. М., 2013. 16с.
16. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – 368 с.
17. Гетманенко, Ю. Д. Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта) / Ю.Д. Гетманенко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 213-215.
18. Гусакова, Н. Ф. Психологическая база письменной речи / Н.Ф. Гусакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2776–2780 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/53558.htm (дата обращения: 13.10.2016)
19. Евдокимова, Л.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи: Автореф. дис канд. пед. наук / Л.А. Евдокимова. – М., 2001. – 181 с.
20. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т. В. Титков. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. – 235 с.
21. Зимняя, И A. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.; Воронеж, 2001. – 432 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/7/0268/7_0268-1.shtml (дата обращения: 08.10.2016)
22. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2007. – 180 с.
23. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб, 2004. – 326 с.
24. Кузнецова, Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А. Ттхонова. – Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 112 с.
25. Кукушкина, О.И. Новые средства развития письменной речи детей / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2004. – №1. – С. 34-39.
26. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венидиктова. Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. 224 с.
27. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / Р.Е. Левина. М., 2005. – 234 с.
28. Логинова, Е.А. Нарушения письма: Особенности их проявлений и коррекции у младших школьников с ЗПР. Учебное пособие / Е.А. Логинова; под. ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004. – 324.
29. Логопатопсихология. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов вузов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2013. 462 с.
30. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. – М., Изд – во АПН РСФСР, 1950. – 190 с.
31. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. Методическое пособие для учителей-логопедов / Е.В. Мазанова. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. 125 с.
32. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией / Сост. Вакуленко Л.С. Мурманск: Мурм. гос. гуманит. ун-т, 2011. 92 с.
33. Милостивенко, Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Т. Милостивенко. – СПб., 1995. – 180 с.
34. Моисеева, Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т.В. Моисеева // Школьный логопед. – № 1 (10). – С. 11-19.
35. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая, Е.А., Логинова Г.А. Пеньковская, В.П. Смирнова, А.А.Тараканова, С.М.Тимакова, Д.А. Щукина; под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. – 400 с.
36. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. — 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 576 с.
37. Овсянникова, С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: Автореф. дис. канд. пед. наук / С.А. Овсянникова. – М., 2009. – 16 с.
38. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Инфра, 2012. – 245 с.
39. Пaвловa, A. A. Диaгностикa и коррекция речевого рaзвития детей / А.А. Павлова // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990. – С. 153-164.
40. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. 268 с.
41. Пастухова, С. А. Закономерности речевого развития детей / С.А.Пастухова // Логопедия сегодня. – 2007. – №4. – С. 49-52.
42. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. / Под ред. О.Б.Иншаковой – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 200-225.
43. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158 с.
44. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – СПб: КАРО, 2006. – 240с.
45. Российская, Е.Н. Методика формирования письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М., 2004. – 256 с.
46. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовникова. М.: Парадигма, 2012. 280 с.
47. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовников. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2012.
48. Трошин, О.В., Жулина, Е.В. Логопедия. Учебное пособие для вузов / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. 340 с.
49. Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / Н.А.Федосова // Начальная школа. 1997. №4. С. 13-18.
50. Хватцев, М. Е. Логопедия. Книга 1 / М. Е. Хватцев. М.: Владос, 2009. – 272 с.
51. Цветкова, Л.С. Нарушения счета, письма и чтения / Л.С. Цветкова.. – М.: Юристъ, 1997. – 278 с.
52. Чалова, Л. В. Проблема обучения школьников письменной речи / Л.В. Чалова, М.А. Румянцев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S12. – С. 40–44. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/author/108 (дата обращения: 11.11.2016)
53. Чиркина, Г.В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии / Г.В. Чиркина. – М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. – С. 8-13.
54. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
55. Щукин, А.В. Интеллектуально-личностные особенности детей с дисграфией в младшем школьном возрасте: Автореф. дис канд. психол. Наук. / А.В. Щукин. – СПб, 2006. – 17 с.
56. Яковлев, С. Б. Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей: материалы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. / С. Б. Яковлев. СПб, 2001. С. 21-28.
57. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. М.: Просвещение, 1984. 210 с.
58. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. М.: Аркти, 2007. 360 с.
59. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева и др. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
»
Выдержка из подобной работы:
….
Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с ОНР посредством художественной литературы
…..Г и СГ
.3
Анализ экспериментального изучения связной речи детей ЭГ и СГ
Глава
3. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с ОНР средствами детской
художественной литературы
.1
Цель задачи принципы коррекционно-педагогической работы по развитию связной
речи у дошкольников с ОНР средствами детской художественной литературы
.2
Направления коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у
дошкольников с ОНР средствами детской художественной литературы
.3
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов
исследования. Оценка эффективности проведенного исследования
Заключение
Список
литературы
Введение
В
современном мире активно обсуждается вопрос обучения и воспитания лиц с
ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. К
данной группе также относятся дети с тяжелыми нарушениями речи. Для этой
категории детей характерны особые образовательные потребности которые
необходимо учитывать в процессе инклюзии. В результате чего большое значение
приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого
развития обеспечивающего полноценное общение так как одними из основных задач
коррекционного обучения аномальных детей являются подготовка их к практической
деятельности и успешная социализация в обществе.
Известно
что чтение художественной литературы играет особую роль в формировании личности
человека. Использование литературных произведений базируется на психологических
особенностях воздействия на его внутренний мир. Например художественное
произведение помогает ребенку построить собственную картину окружающего мира:
согласовать язык бессознательного с пониманием ситуации и с ее словесным
описанием. То есть в процессе знакомства с книгой происходит развитие связной
речи. Поэтому разумно его начинать уже с детства.
В
связи чем нам представляется актуальным вопрос коррекции нарушений связной
речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской
художественной литературы.
Вопросом
изучения развития связной речи у детей с ОНР занимались такие авторы как А.В.
Ястребова Т.А. Ткаченко Т.Б. Филичева В. П. Глухов и др. речь недоразвитие литература связный
Особенности
восприятия художественной литературы в процессе развития речи дошкольниками
исследуются в трудах Л.С. Выготского О.И. Никифировой Е.А. Флериной Н.С.
Карпинской Л. М. Гурович и др.
Данная
проблема в научной литературе представлена недостаточно. Поэтому целью
исследования является развитие связной речи детей с
ОНР
посредством детской художественной литературы.
В
соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Опираясь на анализ литературы
изучить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР;
2. В процессе проведения
эксперимента выявить и проанализировать особенности становления связной речи у
детей с ОНР;
3. Определить основным
направлением коррекционной работы совершенствование связной речи у детей с ОНР;
4. Экспериментально проверить
эффективность проведения коррекционно-педагогической работы средствами детской
художественной литературы по развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Объектом
данного исследования является особенности развития связной речи у детей с ОНР.
Предмет
исследования — коррекция нарушений связной речи у дошкольников с ОНР средствами
детской художественной литературы.
Методами
работы являлись сбор и изучение анамнестических данных анализ
психолого-педагогической и медицинской документации наблюдение в процессе
игровой предметно-практической и учебной деятельности обобщение работы
специалистов проведение эксперимента.
Гипоте»