Дисциплина. Логика
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая часть 3
1.1. Понятие как форма мышления 3
1.2. Условно-категорическое умозаключение 4
2. Практическая часть 8
2.1. Дайте полную характеристику понятию 8
2.2. Найдите ошибку в определении 9
2.3. Определите вид суждения 10
2.4. Сделайте вывод из суждения посредством превращения, обращения и противопоставления предикату 11
2.5. Определите ошибку в силлогизме 12
2.6. Определите, какой закон логики нарушен в данном суждении 13
2.7. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов индуктивного умозаключения 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
В современной логике, особенно математической, которая ориентируется на дедуктивные, доказательные рассуждения, проблема понятия утратила то значение, кота-рая она имела в традиционной логике. Со времен Г. Фреге понятие рассматривается как пропозициональная функция или функция-высказывание (лат. propositio — предложение), которая удовлетворяется теми значениями аргументов, которые составляют объем понятия. Поскольку же понятие входит в состав высказываний, оно выступает вместе с другими компонентами в рамках разнообразных логических исчислений. Такой подход в определенных условиях не только допустим, но и необходим, в частности, когда мы стремимся отобразить содержательное мышление в формальном исчислении. А формальные исчисления и связанные с ними алгоритмы служат основой современной компьютеризации.
Однако и с исторической и с современной точки зрения такой взгляд на понятие является весьма ограниченным, ибо не раскрывает ни происхождения понятий, ни оперирования ими в научном познании и даже в практических рассуждениях. Понятия играют существенную роль в процессе аргументации. Действительно, многие споры и дискуссии зачастую происходят именно из-за неясности, нечеткости и неточности используемых при этом понятий.
Отображение внешнего мира человеком начинается с чувственного познания, когда предметы и явления предстают перед ним как объекты непосредственного, живого созерцания. На этой ступени важная роль принадлежит органам чувств, с помощью которых информация извне поступает в мозг. В результате анализа и переработки полученной информации возникают: во-первых, ощущения, которые отображают отдельные свойства конкретных вещей (цвет, запах, твердость и т.п.); во-вторых, восприятия, в чувственной форме выражающие эти вещи целиком, т.е. как совокупность взаимосвязанных свойств; в-третьих, представления, когда вещь осознается без непосредственного ее восприятия. Поэтому представления занимают промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, так как они опираются прежде всего на память о тех впечатлениях, которые сохранились от непосредственного созерцания вещи. Но уже здесь происходит некоторое отдаление и отвлечение от второстепенных, несущественных черт и деталей вещи.
Контрольная работа. Понятие как форма мышления. Условно-категорическое умозаключение № 15465
Цена 300 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Логика
…..но и недостаточно .
Правило «круга»
выполняется.
Правило невозможности
определения через отрицание выполняется определение не содержит в себе
отрицания.
Таким образом
определение неправильно.
б)Первое правило
выполняется – определение соразмерно.
Правило «круга»
выполняется.
Правило ясного определения
выполняется – определение не содержит в себе признаки нуждающиеся в
определении.
Правило невозможности
определения через отрицание выполняется определение не содержит в себе
отрицания.
Таким образом это
определение правильно.
3.Провести
логический анализ следующих высказываний:
а. В правильном
силлогизме должны соблюдаться правила фигур.
б. Лица не достигшие
совершеннолетия не могут быть представителями сторон на суде.
Ответ:
а. Субъект суждения – в
правильном силлогизме.
Предикат – должны
соблюдаться правила фигур.
Суждение является
простым семантически ложное модальное аподиктическое.
б. Субъект – лица не
достигшие совершеннолетия.
Предикат – не могут быть
представителями сторон на суде.
Простое семантически
верное категорическое утвердительное общее .
4.
Могут ли быть одновременно ложными высказывания в следующих парах:
а. Каждая юридическая
норма относится к определенной области права. – Ни одна юридическая норма не
относится к определенной области права.
б. Некоторые правовые
акты не являются нормативными. – Все правовые акты являются нормативными.
а. Первое высказывание
общеутвердительное второе общеотрицательное по правилу логического квадрата
они связаны отношением контрарности и значит могут быть одновременно ложными.
б. Первое высказывание
частноотрицательное второе – общеутвердительное по правилу логического
квадрата связаны отношением противоречия а значит не могут быть одновременно
ложными.
5.
Сделать логический вывод и разобрать полученный силлогизм:
Лица занимающиеся
контрабандой привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин А.
контрабандой не занимался. Следовательно
Ответ:
Следовательно гражданин
А не привлекался к уголовной ответственности.
Лица занимающиеся
контрабандой привлекаются к уголовной ответственности. – большая посылка.
Однако гражданин А.
контрабандой не занимался. – меньшая посылка.
Следовательно гражданин
А. не привлекался к уголовной ответственности. – средняя посылка.
Средний термин :
занимающиеся контрабандой.
Больший термин :
привлекаются к уголовной ответственности.
Меньший термин ):
гражданин А.
Силлогизм имеет
структуру:
М — Р
S —
М
S —
Р
Первая фигура силлогизма.
Имеет модус АО-О не
относящийся к правильным.»