Контрольная Логика и теория аргументации (тест)
Предмет:Логика Тип работы:Контрольная Количество страниц:11
Вариант 1
I. Тест
Правильный вариант ответа должен быть выделен красным цветом. Возможен только один правильный ответ.
1. Каким является понятие «звезда»
a. общим
b. единичным
c. пустым
d. собирательным
2. В каком отношении находятся понятия «студент» и «учащийся»
a. тождества
b. подчинения
c. противоположности
d. противоречия
3. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем определении «Обезьяна – млекопитающее животное»?
a. отрицательное определение
b. широкое определение
c. круг в определении
d. правильное определение
4. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем примере операции деления: «Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной»
a. скачок в делении
b. не по одному основанию
c. не соразмерно
d. правильное деление
5. Каким является суждение «Всякое преступление – противоправное деяние»
a. общеутвердительным
b. общеотрицательным
c. частноутвердительным
d. частноотрицательным
6. Каким является суждение «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»
a. импликативным
b. дизъюнктивным
c. конъюнктивным
d. суждением эквивалентности
7. Определите распределенность терминов в следующем суждении «Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы»
a. Субъект и предикат распределены.
b. Субъект и предикат не распределены.
c. Субъект не распределен, а предикат распределен.
d. Субъект распределен, а предикат — нет
8. Какое из следующих суждений является логическим следствием отрицания суждения «Ни один человек не летает»?
a. Все люди летают.
b. Некоторые люди летают
c. Некоторые люди не летают.
d. Все люди ходят по земле.
9. К какой фигуре относится следующий силлогизм: «N привлечен к уголовной ответственности, поскольку он совершил должностной подлог. А, как известно, совершившие должностной подлог привлекаются к уголовной ответственности»
a. первая фигура
b. вторая фигура
c. третья фигура
d. четвертая фигура
10. По какому модусу построено данное умозаключение: «Если туман не рассеется, то вылет будет задержан. Туман рассеялся, поскольку самолет вылетел вовремя»
a. modus ponens
b. modus tollens
c. modus ponendo tollens
d. modus tollendo ponens
II. Упражнение
1. Проведите обращение:
Все слоны перед сном задумчиво смотрят на Луну.
2. Произвести противопоставление предикату.
Ни один погонщик слона не боится жары.
3. Проверить правильность умозаключения (построить его схему (модус), указать на логическую ошибку и в чем она состоит, если она есть).
Если гражданин совершает уголовное преступление, его арестовывают. Сидоров уголовного преступления не совершил, значит, его не арестовали
4. Проведите логический анализ понятия «гражданин».
Вариант 2
I. Тест
Правильный вариант ответа должен быть выделен красным цветом. Возможен только один правильный ответ.
1. Каким является понятие «столица России»
a. общим
b. единичным
c. пустым
d. собирательным
2. Каким является понятие «учитель»
a. отрицательным
b. положительным
c. соотносительным
d. абстрактным
3. В каком отношении находятся понятия «человек» и «животное»
a. тождества
b. подчинения
c. противоположности
d. пересечения
4. Каким является суждение «Никто кроме него не мог с такой ловкостью карабкаться по скалам»
a. общеутвердительным
b. общеотрицательным
c. частноутвердительным
d. частноотрицательным
5. Каким является суждение «Облака бегут над морем, крепнет ветер, зыбь черней»
a. импликативным
b. дизъюнктивным
c. конъюнктивным
d. суждением эквивалентности
6. Какое из следующих суждений является логическим следствием отрицания суждения «Все дети послушны»?
a. Ни один ребенок не является послушным.
b. Некоторые дети послушны.
c. Некоторые дети не послушны
d. Некоторые родители не любят своих детей.
7. К какой фигуре относится следующий силлогизм: «Некоторые студенты отличники, а поскольку все студенты — существа разумные, то некоторые разумные существа — отличники»
a. первая фигура
b. вторая фигура
c. третья фигура
d. четвертая фигура
8. Какая ошибка содержится в определении «Кража – тайное похищение общественного имущества»?
a. отрицательное определение
b. тавтология
c. узкое определение
d. круг в определении
9. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем примере операции деления: «Преступления делятся на умышленные, по неосторожности и уголовные»
a. скачок в делении
b. не по одному основанию
c. не соразмерно
d. правильное деление
10. По какому модусу построено данное умозаключение: «Проступки бывают гражданскими, административными и дисциплинарными. Проступок, который совершил грн Н является административным, поскольку он не может быть отнесен ни к гражданским, ни к дисциплинарным»
a. modus ponens
b. modus tollens
c. modus ponendo tollens
d. modus tollendo ponens
II. Упражнения
1. Произведите превращение, обращение и противопоставление следующего суждения:
Все лекарства имеют побочные последствия.
2. Проверить правильность умозаключения (построить его схему (модус), указать на ошибку, объяснить, в чем она состоит, если она есть).
Если Н. занимался вымогательством, то его должны были привлечь к уголовной ответственности по статье… УК РФ. Н. не был привлечен к уголовной ответственности по данной статье, следовательно, вымогательством он не занимался.
3. Проведите логический анализ понятия «библиотека».
Вариант 3
I. Тест
Правильный вариант ответа должен быть выделен красным цветом. Возможен только один правильный ответ.
1. Каким является понятие «кентавр»
a. общим
b. единичным
c. пустым
d. собирательным
2. Каким является понятие «неуспевающий студент»
a. отрицательным
b. соотносительным
c. единичным
d. абстрактным
3. В каком отношении находятся понятия «сильный» и «слабый»
a. тождества
b. подчинения
c. противоположности
d. противоречия
4. Каким является суждение «Человек не живет два века»
a. общеутвердительным
b. общеотрицательным
c. частноутвердительным
d. частноотрицательным
5. Каким является суждение «Жизнь коротка, искусство долговечно»
a. импликативным
b. дизъюнктивным
c. конъюнктивным
d. суждением эквивалентности
6. Какое из следующих суждений является логическим следствием утверждения суждения «Некоторые дети не послушны»?
a. Ни один ребенок не является послушным.
b. Некоторые дети послушны.
c. Не верно, что все дети послушны
d. Некоторые родители не любят своих детей.
7. К какой фигуре относится следующий силлогизм: «Это вещество не может быть жидкостью. Поскольку все жидкости упруги, а оно – нет»
a. первая фигура
b. вторая фигура
c. третья фигура
d. четвертая фигура
8. Какая ошибка содержится в определении «Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме»?
a. отрицательное определение
b. тавтология
c. узкое определение
d. круг в определении
9. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем примере операции деления: «Земной шар делится на два полушария»
a. правильное деление
b. не по одному основанию
c. не соразмерно
d. не является делением
10. По какому модусу построено данное умозаключение: «Это действие могло быть совершено либо преднамеренно, либо по неосторожности. Следствие не установило преднамеренности. Следовательно, подозреваемому можно предъявить обвинение в совершении преступления по неосторожности»
a. modus ponens
b. modus tollens
c. modus ponendo tollens
d. modus tollendo ponens
II. Упражнения
1. Произведите превращение, обращение и противопоставление следующего суждения:
Некоторые лекарства отвратительны.
2. Проверить правильность умозаключения (построить его схему (модус), указать на ошибку, объяснить, в чем она состоит, если она есть).
«Правонарушения делятся на преступления и проступки Данное правонарушение — проступок, поскольку его нельзя отнести к преступлениям».
3. Проведите логический анализ понятия «невменяемость».
Цена:490 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
А.А. Ивин Теория аргументации
…..еждений. Теория аргументации исследует многообразные способы убеждения
аудитории с помощью речевого воздействия. Теория аргументации анализирует и объясняет скрытые механизмы
«незаметного искусства» речевого воздействия в рамках самых разных
коммуникативных систем — от научных доказательств до политической
пропаганды художественного языка и торговой рекламы. Аргументация представляет собой речевое действие включающее систему
утверждений предназначенных для оправдания или опровержения какого-то
мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека который способен
рассудив принять или отвергнуть это мнение. Таким образом для аргументации характерны следующие черты; • аргументация всегда выражена в языке имеет форму произнесенных или
написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих
утверждений а не те мысли идеи мотивы которые стоят за ними; • аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет
своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений; • аргументация — это социальная деятельность поскольку она направлена
на другого человека или других людей предполагает диалог и активную
реакцию другой стороны на приводимые доводы; • аргументация предполагает разумность тех кто ее воспринимает их
способность рационально взвешивать аргументы принимать их или оспаривать2. Убеждение как предмет теории аргументации. Теория аргументации изучает
те многообразные дискурсивные приемы которые позволяют
усиливать или изменять убеждения аудитории. Убеждение — одна из центральных категорий человеческой жизни и
деятельности и в то же время это сложная противоречивая с трудом
поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том что они
призваны построить «новый прекрасный мир» и они живя в нищете и принося
неимоверные жертвы будут повсюду видеть ростки этого мира. Большую группу
людей можно убедить в том чтокаждый из них бессмертен и они с радостью
примут коллективное самосожжение. Убеждение изучается многими науками: психологией логикой
лингвистикой философией риторикой теорией социальной коммуникации и др.
Особое место среди них занимает теория аргументации систематизирующая и
обобщающая то что говорят об убеждении другие дисциплины. Эта теория
отвечает на такие вопросы как: способы обоснования и опровержения
убеждений зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы
своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности — от
естественных и гуманитарных наук и до идеологии пропаганды и искусства. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов
представляющихся истинными но и в поддержку заведомо ложных или
неопределенных тезисов. Аргументировано отстаиваться могут не только добро
и справедливость но и то что кажется или впоследствии окажется злом. Основания принятия высказываний могут быть очень разными. Одни
высказывания принимаются поскольку кажутся верными описаниями реального
положения дел другие принимаются в качестве полезных советов третьи — в
качестве эффективных оценок или норм и т.д. Невозможно создать полный
перечень оснований принятия высказываний или их групп. Существуют
определенные приемы позволяющие с той или иной вероятностью побудить
человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо
известных приемов — ссылка на эмпирические данные на существующие
логические доказательства на определенные методологические соображения на
оправдавшую себя временем традицию на особо проницательную интуицию или
искреннюю веру на здравый смысл или на вкус на причинную связь или связь
цели и средства и т.д. Из истории теории аргументации. Теория аргументации начала постепенно
складываться еще в древности в период названный К. Ясперсом осевым
временем когда почти одновременно в Китае Индии и на
Западе наметился прорыв мифологического миросозерцания переход от мифа к
логосу. Не удовлетворенный объяснением мира в форме мифа человек все
больше апеллирует к своему разуму. Начи»