Контрольная Основные законы логики (кейс задание)
Предмет:Логика Тип работы:Контрольная Количество страниц:13
«»КЕЙС ЗАДАНИЕ
Задание по темам 3.1. «Основные законы логики», 3.2. «Софизмы и логические
парадоксы», 3.3. «Общая характеристика доказательства»
Оформление работы – свободное. Список ресурсов и источников – см. список
рекомендованной литературы в разделе 4.1. «Дополнительные материалы»
настоящего электронного курса для системы дистанционного обучения.
Задание 1:
Установите, какой из основных законов логики тождества, противоречия,
исключенного третьего, достаточного основания, – нарушен в следующих
примерах. Обратите внимание на то, что в одной и той же ситуации может быть нарушен не один логический закон, а несколько. Обоснуйте свой ответ – почему вы утверждаете, что в данной ситуации нарушен именно этот закон (законы), а не
другой (другие).
1) Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.
Да, но одни умеют петь, а другие – нет.
2) «Бабин вынул трубку изо рта. Смеясь одними глазами, спросил:
Обожди, Маклецов, ты «Лес» читал?
Я за войну ни одной книги не прочел, – сказал Маклецов с достоинством.
Ну это тебе полагалось еще до войны прочесть.
А раз полагалось, значит, прочел.
Всетаки: читал или не читал? Да что вы навалились, товарищ комбат, всякую инициативу сковываете!
Лес. Я в сорок первом в окружении в таких лесах воевал, какие тому
Островскому сроду не снились…»
(Г.Бакланов «Военные повести»)
3) «Маловысокохудожественное произведение»
(М.М.Зощенко).
4) «Религия повергает человечество на колени перед существом, не обладающим протяженностью и, вместе с тем, бесконечным и все наполняющим своей безмерностью; перед существом всемогущим и никогда не выполняющим своих желаний; перед существом бесконечно добрым и возбуждающим одно недовольство; перед существом, стремящимся к гармонии и всюду сеющим раздоры и беспорядок» (П.Гольбах).
5) Алиса встречает Белого Короля. Он говорит:
Взгляника на дорогу! Кого ты там видишь?
Никого, – сказала Алиса.
Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии!
(Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»)
6) Девка с полными ведрами – к добру; пустые ведра – к худу.
7) Учащийся спрашивает учителя: «Можно ли ругать или наказывать человека за то, что он не сделал?» «Нельзя, конечно же», – отвечает учитель. «В таком случае не ругайте и не наказывайте меня, – говорит учащийся, – я не сделал сегодня домашнее задание».
8) – Дай мне одну из твоих собак. Какую?
Черную.
Черная мне милее белой!
Тогда дай белую.
А белая мне милее обеих!
9) Вот я к Вам приехал в среду,
Но уж больше не приеду;
Ведь попал я на беду
В очень скучную среду.
И могу сказать Вам смело:
Всех гостей «среда заела!»
(Н.Врангель)
10) – Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, повашему, убеждений нет?
Нет и не существует.
Это ваше убеждение?
Да.
Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.
(И.С.Тургенев «Рудин»)
11) Один торговец оружием в Древнем Китае так рекламировал свои товары:
«Ничто не может пробить мои щиты» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно».
12) «Однажды прислуга сообщила мне, что в новолуние на чердаке появляется какаято белая фигура, пугающая всех своим зловещим видом. Вздор, – улыбаясь, сказал я. – Почему именно в новолуние? Если она является, то может явиться когда угодно. Но прислуга стояла на своем.
Хорошо, – сказал я. – Я проверю это. Теперь как раз не новолуние, и я посмотрю – явится ли твое привидение?
В ту же ночь я, с замирающим сердцем и не слушая уверений прислуги, что раз нет новолуния, не будет и привидения, отправился на чердак.
Рано утром, бледный, с перекошенным от ужаса лицом, я еле сполз с чердака вниз. На все вопросы меня только и хватило пролепетать:
Прислуга была права… Новолуния не было, привидение, действительно, не
появилось. Ясно, что в новолуние, значит, оно является.
(А.Аверченко «По ту сторону…»)
13) Один товарищ сказал другому:
Купи сто апельсинов, я один съем.
Не съешь!
Съем!
Давай поспорим.
Давай.
Они поспорили, один из них купил сто апельсинов, а другой взял один апельсин и съел.
А остальные! – возмутился тот, который купил апельсины.
Что остальные? – непонимающе спросил другой.
Ешь остальные!
С какой стати? Я же сказал: я один съем, так вот я взял один апельсин и
съел.
14) В XVI в. профессор Лувенского университета Фруадмон выступил против Коперника. «Земля, – говорил он, – не может быть планетой, не может обращаться вокруг Солнца, ибо в центре Земли расположен ад, а последний должен быть как можно дальше от неба. Следовательно, Земля находится в центре небесного пространства».
(Ф.Кымпан «История числа p»).
15) А скажи мне, Сеня, – вкрадчиво произнес дотошный господин, был ли
минувшей ночью у мамзель Ванды генерал с офицерами?
Сеня шмыгнул носом, похлопал белесыми ресницами и переспросил:
Ночью? Енарал?
Дада, енарал, – закивал филер.
Тута? – Мальчик наморщил лоб.
Тут, тут, где же еще!
А рази енаралы по ночам ездеют? недоверчиво поинтересовался Сенька.
Почему же нет?
Мальчик с глубоким убеждением ответил:
Енарал, он ночью спит. На то он и енарал.
(Б.Акунин «Смерть Ахиллеса»)
Задание 2.
Определите, какие логические правила доказательства нарушены в следующих ситуациях. (Обратите внимание на то, что среди предложенных ниже эпизодов могут быть и такие, в которых нарушено не одно, а одновременно несколько правил доказательства).
1) Найденные под Житомиром кости, несомненно, принадлежат собаке, –установил недавно известный археолог Копаев. Сейчас он принимает уколы от бешенства и очень сожалеет, что трогал чужую еду.
2) Каждый из двух посетителей ресторана заказал себе рыбное филе. Официант принес блюдо с двумя порциями. Одна из них была побольше, другая поменьше. Один из посетителей сказал другому:– Прошу Вас – выбирайте любую порцию, какая Вам больше нравится. Сотрапезник поблагодарил его за любезность и положил себе на тарелку ту, которая была побольше. После некоторой паузы первый посетитель заметил:
– Если бы Вы предоставили мне право первого выбора, то я взял бы себе ту
порцию, которая поменьше.
– Чем же Вы недовольны? – удивился другой посетитель. – Ведь Вы получили именно то, что хотели.
3) На приеме у психиатра.
– Доктор, мои родственники уверены в том, что я сошел с ума.
– Почему же они так думают?
– Понимаете, доктор, я очень люблю сосиски.
– Так что же здесь странного; я тоже люблю сосиски.
– Правда, доктор?! Как это хорошо! Пойдемте скорее – я покажу Вам свою
коллекцию.
4) Говорят, семья заменяет все. Так что выбирай – или все, или семья.
5) Мать – дочери:
– Дочка, этот парень хромой, косой и, к тому же, – полный сирота; не надо
выходить за него замуж!
– А я за красотой не гонюсь, мама!
– Да я не о том, дочка, – парню и так тяжело в жизни пришлось, – пожалей
человека.
– Она не моя, – ответил Болванщик.
– Украдена! – закричал Король с торжеством и повернулся к присяжным.
Присяжные взялись за грифели.– Я их держу для продажи, – сказал Болванщик. – Я Шляпных Дел Мастер. Знаете
пословицу: сапожник без сапог, шляпник без шляпы…
(Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»).
7) «… Они доказывают это при помощи следующего силлогизма: слова только ветер; знание же не что иное, как слова; следовательно, знание есть не что иное, как ветер»
(Дж.Свифт «Сказка бочки»).
8) «Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придетто раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет с сахаром – все с медом либо с изюмом. Такто, голубчик! Не то, что ты. А если и обманет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний; человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговлято держится. Не помимо пословицато говорится: «Не обмануть – не продать».
(А.Н.Островский «Семейная картина»).
9) «Вначале я была совершенно невежественная. Первое время я, сколько ни
билась, никак не могла уследить, когда водопад взбегает обратно в гору… теперь я знаю, что вода никогда не бежит в гору при свете – только когда темно. Я поняла, что она проделывает это в темноте, потому что озеро не высыхает, а ведь если бы вода не возвращалась ночью обратно на свое место, то оно непременно бы высохло. Самое лучшее – все проверять экспериментальным путем. С помощью экспериментов я установила, что дерево плавает, а также и сухие листья, и перья, и еще великое множество различных предметов; отсюда, делая обобщение, можно прийти к выводу, что скала тоже должна плавать, но приходится просто признать, что это так, потому что доказать это на опыте нет никакой возможности… пока что. Я, конечно, найду и для этого способ…».
(М.Твен «Дневник Евы»).
10) «Сганарель. – Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболевание. Невежа, конечно, стал бы в тупик и нагородил бы вам всякого вздору, но я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема.
Жеронт. – Такто оно так, но я хотел бы услышать, отчего это случилось? Сганарель. – Сделайте одолжение. Оттого, что она утратила дар речи.
Жеронт. – Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила.
Сганарель. – Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается»
(Ж.Б.Мольер «Лекарь поневоле»).
11) «Один из придворных страшно страдал зубами; придворный этот был большой говорун. Вот он обратился к Балакиреву, не знает ли тот средства, как унять боль.
– Знаю и причину, знаю и средство, – сказал в ответ Балакирев.
– Скажи, ради Бога.
– У тебя болят зубы оттого, что ты их очень часто колотишь языком – это причина.
– Оставь глупости, пожалуйста, говори, какое на это средство?
– А средство, – чаще спи и как можно более.
– Почему так?
– Потому что язык твой во время сна находится в покое и не тревожит зубов»
(М.Г.Кривошлык «Исторические анекдоты из жизни русских замечательных
людей»).
12) Одним из выдающихся русских философов XIXXX вв. был Лев Шестов. О его жизни и творчестве написано немало книг. Одна из них начинается такими словами: «Архитектоника коллажа. Склеить новый мир из наличного. Взорвать иллюзию глубины живописного полотна, одолеть плоскостное пространство реальностью объема весомой предметности. Со стороны трехмерного мира это жертвенная акция. Жертвоприношение в неподвижность. Фиксация предмета превращает его в фикцию. Вещь становится непереносимой. Двухмерность как бы проглатывает ее (коварство плоскости), обретая тем самым некоторую конфигурацию выпуклости, свои собственные складки, зазоры и трещины».
(Л.М.Морева «Лев Шестов». Ленинград: ЛГУ, 1991. с.5.).
13) «Вышеизображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушают всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследующего явствуют: вопервых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей лености и гнусной тучности тела, не предпринимал; вовторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную… землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит свет, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушаем».
(Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем»).
14) На экзамене по физике преподаватель спрашивает студента:
– Что такое лошадиная сила?
Студент уверенно отвечает:
– Лошадиная сила – это сила, которую развивает лошадь весом в один килограмм и ростом в один метр.
– Где же вы видели такую лошадь? – удивляется преподаватель.
Студент с прежней уверенностью отвечает:
– Эта лошадь хранится в Париже, в Международном бюро мер и весов.
15) Врач – пациенту:
– Каждое утро вам надо пить теплую воду за час до завтрака.
Через неделю:
– Как вы себя чувствуете?
– Плохо, доктор.
– А вы выполняли мои предписания и пили каждое утро теплую воду за час до завтрака?
– Я изо всех сил пытался это сделать, но мог ее пить максимум пятнадцать
минут.
Задание 3.Найдите в литературе (художественной, публицистической, научнопопулярной, учебной) или придумайте самостоятельно пример какоголибо софизма, причем подробно прокомментируйте его: как в нем нарушается закон тождества; какие объекты, ситуации, явления и т. п. в нем незаметно отождествляются, будучи нетождественными; насколько глубоко замаскирована преднамеренная логическая ошибка данного рассуждения; насколько труден для разоблачения предлагаемый софизм; требуются ли какиелибо специальные знания из различных наук для его разоблачения.
Софизм «Лекарства»
«»
Цена:490 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Основные законы логики
…..8177-2
{
w[] || [];
w[h {
asy:
});
});
[0];
})h .d
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
Введение
Логика — одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого — начале нынешнего века в логике произошла научная революция в результате которой в корне изменились стиль рассуждений методы и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика — одна из наиболее динамичных наук образец строгости и точности даже для математических теорий.
Говорить о логике и легко и одновременно сложно. Легко потому что ее законы лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли постигающей истину и добро опирается на эти законы и без них невозможно. В этом смысле логика общеизвестна.
Один из героев комедии Мольера только случайно обнаружил что он всю жизнь говорил прозой. Так и с усвоенной нами стихийно логикой. Можно постоянно применять ее законы — и притом весьма умело — и вместе с тем не иметь ясного представления ни об одном из них.
Однако стихийно сложившиеся навыки логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном — о человеческом мышлении-то что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом созданном специально для этих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства <#"j">логический закон тождество истина
1. Основные законы логики
Логика — это умение доказать какую то истину. Ж. Лабрюйер
Логические законы составляют основу человеческого мышления. Они определяют когда из одних высказываний логически вытекают другие и представляют собой тот невидимый железный каркас на котором держится последовательное рассуждение и без которого оно превращается в хаотическую бессвязную речь. Без логического закона нельзя понять что такое логическое следование а тем самым — и что такое доказательство.
Правильное или как обычно говорят логичное мышление — это мышление по законам логики по тем абстрактным схемам которые фиксируются ими. Отсюда понятна вся важность данных законов.
Ивлев Юрий Васильевич в одной из своих статей пишет: «Логические законы объективны и не зависят от сознания и воли человека. Они не являются результатом соглашения между людьми некоторой специальной или стихийно сложившейся конвенции. Они не являются и порождением некоего «мирового духа» или «абстрактной идеи» как полагали некоторые философы. Власть законов логики над человеком их обязательная для правильного мышления сила обусловлена тем что они есть отображение реального мира многовекового опыта его познания и преобразования человеком.»
Подобно всем иным научным законам логические законы являются универсальными и необходимыми. Они действуют всегда и везде распространяясь в равной мере на всех людей и на любые эпохи. Присущая этим законам необходимость в каком-то смысле даже более настоятельна и непреложна чем природная или физическая необходимость. Невозможно даже представить чтобы логически необходимое стало иным. Если что-то противоречит законам природы и является физически невозможным то никакой инженер при всей его одаренности не сумеет реализовать это. Но если нечто противоречит законам логики и является логически невозможным то не только инженер — даже бог не смог бы воплотить это в жизнь.
Логических законов бесконечно много однако не все они в равной мере употребительны. Далее будут рассмотрены некоторые наиболее простые и часто используемые из них.
»