Контрольная Вариант 4 логика Дайте полную логическую характеристику понятиям
Предмет:Логика Тип работы:Контрольная Количество страниц:11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
для слушателей факультета заочного обучения
ВАРИАНТ 4
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
Пример: «Юрист» понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.
Задание 2. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).
1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равнообъемность.
2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).
3. Наказание (Л). Ограничение свободы (В). Подчинение (субординация).
Задание 3. Обобщите понятия.
Пример: Журнал — периодическое издание.
3.1. Студент МЮИ
3.2 Осень
3.3. Повесть
3.4. Род
3.5. Капитализм
Задание 4. Ограничьте понятия.
Пример: Периодическое издание — газета.
4.1 Революция
4.2. Закон
4.3. Наказание
4.4 Москва
4.5 Областной прокурор
Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.
Примеры:
1. Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение. Номинальное определение.
2. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Реальное, явное определение — через род и видовое отличие.
3. Это — схема (S—Р) любого атрибутивного суждения. Остенсивное определение.
5.3 Подстрекателем
5.1 Газета
5.2 Случайность
Задание 7. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразила отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
Пример: Суждение — форма мышления. Общеутвердительное суждение (А), S распределен, Р не распределен.
7.1 Ничто не проходит бесследно.
7.2. 80% всего мирового грузооборота перевозится морским путем.
Задание 8. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений.
Пример:Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим. Дизъюнктивное суждение: pq (строгая дизъюнкция).
8.1 В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая
8.2 Жизнь коротка, искусство долговечно.Задание 9. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.
Пример: Если бы водитель тормозил (р) — на асфальте был бы смазанный след от протектора (q). Антецедент (основание) — р, консеквент (следствие) — q. p q.
9.1. Если ты строг, то будь строгим прежде всего к себе.
9.2 Если люди сделали тебе добро — запомни это.
Задание 10. Сделайте вывод путам превращения, составьте схему вывода.
Пример:
(0) Некоторые преступления (S) не являются умышленными (Р)
(I) Некоторые преступления (S) являются неумышленными (неР)
10.1. Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности , не является действительной
10.2. Некоторые жители нашего города верующие
10.3. Каждая культурная ценность неповторима
Задание 11. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.
Пример:
Все студенты нашей группы (S + ) являются успевающими (Р) .
Некоторые успевающие (Р) — студенты нашей группы (S + )
Схема вывода: Все S суть Р_____
Некоторые Р суть S
11.1 Иванов квалифицированный специалист
11.2 Многие страны Африки завоевали политическую независимость
11.3 Не всякий генерал от природы полный (К. Прутков)
Задание 12. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите в круговых схемах отношение между терминами.
Пример:
Каждый гражданин Российской Федерации (М) имеет право образование (Р).
Новиков (S) — гражданин Российской Федерации (М).
Новиков (S) имеет право на образование (Р).
1е суждение — большая посылка, 2е — меньшая посылка, 3е заключение.
В круговых схемах:
Задание 13. Постройте рассуждения в форме дилеммы; при отсутствии разделительной посылки сформулируйте ее; составьте схему вывода.
Пример: а) записываем задачу:
Если преступление совершенно вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (р), то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного (r). Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего (q), то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность (r).
b) формулируем разделительную посылку:
Преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств (р) или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего (q).
с) делаем вывод:
Следовательно, имеются обстоятельства, смягчающие ответственность виновного (r).
в) записываем схему: (р r)(q r), рq
r
Простая конструктивная дилемма.
Задание14. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; запишите схему.
Пример:
а) записываем тезис: Проникающее ножевое ранение опасно для жизни (Т);
б) подбираем аргументы:
• при таком ранении возможно повреждение внутренних органов (а1);
• нарушение их функциональной деятельности (а2);
• возникает кровотечение (а3);
• существует реальная возможность занесения инфекции (а4);
• статистические данные подтверждают, что при ножевых ранениях удается спасти жизнь семи потерпевшим из десяти (а5)
в) записываем схему:
а1 обладает p
а2 обладает p
а3 обладает p
а4 обладает p
а5 обладает p
а1, а2, а3, а4, а5 принадлежат Т_____________
Повидимому, каждый элемент Т обладает p
г) определяем вид индуктивного вывода: неполная индукция.
14.1. Выдающийся немецкий философ Гегель
14.2. : В нашей стране каждый мужчина старше восемнадцати лет призывается на военную службу.
Задание 15. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
Пример:
а) записываем тезис: Скорее всего, в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо.
б) подбираем аргументы:
а1 а. В старой квартире комнатные фиалки росли хорошо (Р), там не было много солнца (К), в цветочных горшках была неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливались (Д).
а2 в. В новой квартире также немного солнца (К), в цветочных горшках . та же неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливаются (Д).
в) делаем заключение:
Т. Следовательно, повидимому, в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо (Р).
г) Рассуждение идет как аналогия предметов. Тезис — правдоподобен.
15.1 В слове «договор» ударение делается на третьем слоге.
15.2 Отношения между молодыми членами этой большой семьи должны быть добрыми
Цена:490 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Юридические понятия и их логические характеристики
…..я присяжных заседателей; здесь первое — род второе — вид.
3.2.
Кодификация налоговый кодекс РФ; первое — род второе — вид.
3.3.
Порядок правопорядок; первое — род второе — вид.
4. Обобщите понятия: предприятие предпринимательская деятельность
уголовное преступление преступление.
Предприятие
— юридическое лицо.
Предпринимательская
деятельность — деятельность.
Уголовное
преступление — преступление.
Преступление
— опасное деяние.
5. Ограничьте понятия: инвестиционная деятельность договор аренды
декларирование генеральный прокурор.
Инвестиционная
деятельность — инвестиционная деятельность банков.
Договор
аренды — договор аренды квартиры.
Декларирование
— таможенное декларирование.
Генеральный
прокурор — генеральный прокурор РФ.
6. Укажите определяемое и определяющее понятие:
Покушение
на преступление – в российском уголовном праве умышленное действие
непосредственно направленное на совершение преступления.
Определяемое
– «покушение на преступление» определяющее – «в российском уголовном праве
умышленное действие непосредственно направленное на совершение преступления».
7. В явных определениях определяемое и определяющее понятия равны по
объему это как правило определение через ближайший род и видовое отличие.
Укажите явные определения:
7.1.
Правонарушение – родовое понятие означающее деяние нарушающее какие-либо
нормы права;
7.2. Юридические факты есть
предусмотренные в законе обстоятельства которые являются основанием для
возникновения конкретных правоотношений;
7.3.
Федерализм есть форма организации государства.
Первое
и второе определения – явные поскольку определяются через ближайший род и
признаки вида объем их равен а последнее – неявное объемы различны.
8. Приведите собственный пример реального и номинального определения.
Преобразуйте реальное определение в номинальное.
Номинальное:
коллапс — от
лат. llaps — упавший ослабевший.
Реальное:
криминалистика —
прикладная юридическая наука разрабатывающая систему специальных приемов
методов и средств собирания фиксации исследования и использования судебных
доказательств. Эти приемы и методы применяются в уголовном судопроизводстве для
предупреждения раскрытия и расследования преступлений а также используются
при судебном рассмотрении уголовных а в ряде случаев и гражданских дел.
Реальное в
номинальное: эксгумация — позднелат. exh от лат. ех — из и h —
земля почва — извлечение трупа из места захоронения.
9. Укажите вид деления понятий делимое понятие члены деления основание
деления:
9.1. По стадии рассмотрения дел в судах различают суды первой кассационной и
надзорной инстанции;
9.2. Гражданский иск может быть направлен на возврат имущества возмещение
убытков уплату неустойки устранения препятствий к пользованию имуществом
уплату алиментов.
В
первом: делимое понятие – суды члены деления – суды первой кассационной и
надзорной инстанции основание де»