Доклад-Денежный рынок — составная часть финансового рынка

Loader Loading...
EAD Logo Taking too long?

Reload Reload document
| Open Open in new tab

Денежный рынок — составная часть финансового рынка, структура, в которую входит предоставление и получение краткосрочных (как правило, до года) кредитов. Такие кредиты берутся для поддержания ликвидности, то есть возможности организаций отвечать по своим текущим обязательствам, а предоставляются с целью размещения временно свободных денежных средств.1
К инструментам денежного рынка относятся:
– межбанковские кредиты;
– коммерческие кредиты;
– депозитные сертификаты;
– сберегательные сертификаты;
– векселя;
– государственные краткосрочные ценные бумаги. 2
Таблица 1
Структура и темпы прироста сегментов денежного рынка
Сегмент
Открытые позиции, в млрд. руб. (III квартал)
Удельный вес в общем объеме позиций, в %
Темпы роста

І квартал
ІІ квартал
ІІІ квартал
За год
За полгода
За квартал
МБК
650
24
22
19
41
81
49
РЕПО
523
19
21
17
40
31
21
Свопы
1 545
57
57
64
7
-3
3
Денежный рынок
2 718
100
100
100
20
16
15

Таким образом, по итогам III квартала 2014 года можно констатировать рост значимости рынка МБК. Если во II квартале 2014 года на МБК приходилось 19-22% открытых позиций, то к концу III квартала доля МБК составила 24%, достигая 30% в отдельные периоды III квартала3. Доля рынка свопов в общем объеме денежного рынка сократилась до 57%.
Подобная динамика открытых позиций денежного рынка связана с увеличением относительной доступности краткосрочной рублевой ликвидности, в том числе с увеличением объема свободного рыночного обеспечения, на фоне повышенного спроса на валютную ликвидность.
Конъюнктура рынка МБК и рынка свопов в III квартале 2014 года определялась сжатием предложения валютной ликвидности. В июле 2014 года против ряда российских банков США и Евросоюзом были введены санкции, что усложнило привлечение валютных средств из-за рубежа.
О повышенном спросе на долларовую ликвидность свидетельствует, в частности, спред между ставкой по однодневным рублевым межбанковским кредитам RUONIA и ставкой по операциям «валютный своп» (рис. 1).

Рис. 1. Процентный коридор Банка России и динамика ставок денежного рынка

В течение последнего года ставка привлечения рублевой ликвидности по операциям валютный СВОП несколько превышала ставку RUONIA (спред составлял в среднем 30 б.п.), однако, начиная с августа 2014 года спред стал сужаться и впоследствии принял отрицательные значения, достигнув минимума 17 сентября 2014 года (-212 б.п.). С этого же дня Банк России приступил к проведению операций «валютный своп» по продаже долларов США за рубли. На 30 сентября 2014 года объем позиций по этим операциям составил 581 млн. долл. США (на 7 октября 2014 года – 137 млн. долл. США). Продажа Банком России долларов США за рубли через операции «валютный своп» способствовала сужению спреда за счет снижения риска нехватки валютной ликвидности.

Рис. 2. Динамика ставки и объема краткосрочных заимствований банков в долларах США на рынке МБК

На рынке валютного межбанковского кредитования повышенный спрос на долларовую ликвидность выражался в уменьшении объемов сделок. Так, в августе-сентябре 2014 года объем кредитования в долларах США сократился до уровня ниже 10 млрд. долл. США, тогда как в июле указанный объем был стабильно выше этого уровня. Кредитование банками с государственным участием в долларах США являлось по существу размещением средств этих банков на счетах в зарубежных банках. Ухудшение внешнего фона снизило привлекательность подобных операций. В этих условиях в III квартале текущего года сократился также объем заимствований в долларах США при резком росте процентной ставки по указанным операциям.
Таким образом, повышенный спрос на валютную ликвидность сказался как на объеме, так и стоимости заимствований средств на денежном рынке.
Объем задолженности кредитных организаций в III квартале 2014 года незначительно увеличился в связи с ростом спроса кредитных организаций на ликвидность. При этом структура задолженности продолжала меняться. Объем кредитов, обеспеченных нерыночными активами и поручительствами, в течение отчетного квартала возрастал, тогда как задолженность по операциям РЕПО перед Банком России уменьшалась. Операции «валютный своп» с Банком России в III квартале 2014 года оказались маловостребованными в силу дефицита предложения валютной ликвидности в финансовой системе. В результате к концу III квартала 2014 года большая часть задолженности кредитных организаций была обеспечена нерыночными активами и поручительствами (2,9 трлн. руб.), а операции РЕПО составили менее половины задолженности перед Банком России (2,3 трлн. руб.).
Рост задолженности по кредитам под нерыночные активы и поручительства положительно сказался на объеме необремененного рыночного обеспечения. В течение III квартала 2014 года утилизация рыночных активов уменьшилась с 53 до 51%, что сократило риски, связанные с дефицитом рыночного обеспечения. При сохранении текущей структуры задолженности кредитных организаций перед Банком России риски дефицита рыночного обеспечения в краткосрочной перспективе можно оценить как низкие. Ожидается, что до конца 2014 года коэффициент утилизации рыночных активов не превысит 60% (наиболее высокие значения наблюдались в апреле 2014 года – 70%).
Введение санкций в отношении России, включающих ограничение на проведение рядом банков операций с использованием международных платежных систем (МПС) Visa и MasterCard, а также призывы к отключению российских кредитных организаций от системы SWIFT, последовавшие от некоторых политических деятелей и структур Евросоюза и США, выявили риски, связанные с функционированием международных провайдеров платежных услуг в рамках национальной платежной системы.
На сегодняшний день Банком России зарегистрировано 30 платежных систем, из которых в рамках 11 платежных систем осуществляются операции с использованием платежных карт. 4Крупнейшими платежными системами, осуществляющими перевод денежных средств по операциям с использованием платежных карт, являются дочерние организации МПС ? Visa и MasterCard, на долю которых приходится подавляющая часть из более чем 200 млн. карт, эмитированных российскими банками в целом. Такое положение дел, а также отсутствие единого операционного платежного клирингового центра (ОПКЦ) национального уровня, который мог бы независимо от МПСосуществлять обработку операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт (эмитированных в том числе МПС), привели к возникновению риска приостановления операционных услуг и услуг платежного клиринга российским участникам МПС. Развитием указанных событий стало принятие Федерального закона от 05.05.2014 №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного при непосредственном участии Банка России. Данный закон направлен в первую очередь на обеспечение бесперебойности оказания платежных услуг в рамках платежных систем, функционирующих на территории Российской Федерации. Указанный Федеральный закон предусматривает формирование национальной системы платежных карт (НСПК), устанавливает обязанность операторов услуг платежной инфраструктуры находиться и осуществлять все функции на территории Российской Федерации, а также вводит ответственность операторов платежных систем за одностороннее приостановление (прекращение) оказания услуг платежной инфраструктуры участнику (участникам) платежной системы и его (их) клиентам в виде штрафа. В рамках деятельности Банка России по формированию НСПК к настоящему времени зарегистрировано ОАО «НСПК», являющееся оператором одноименной платежной системы; утверждена дорожная карта по формированию НСПК, разработана стратегия развития НСПК, достигнуты предварительные договоренности о взаимодействии с участниками рынка платежных карт, проводятся работы по созданию технологической платформы НСПК. Последовательно будут обеспечены возможность оказания участникам рынка со стороны ОПКЦ услуг по обработке операций, осуществляемых с использованием платежных карт, выпуск собственной платежной карты НСПК, формирование многофункциональной продуктовой линейки платежных продуктов и сервисов НСПК, позволяющих ей быть конкурентоспособной по отношению к МПС. Призывам по отключению российских кредитных организаций от системы SWIFT на данный момент противостоит ряд факторов. SWIFT является международной межбанковской системой защищенного обмена финансовыми сообщениями, в Российской Федерации функционирует ее представительство. Участниками сети SWIFT являются более 10 тыс. банков, финансовых институтов, в том числе почти 600 российских. По информации SWIFT, внутрироссийский трафик к 2013 году составил порядка 50 млн. сообщений, при этом подавляющая его часть была связана с операциями по переводу денежных средств между российскими банками; трафик между российскими и зарубежными участниками сети SWIFT составил более 35 млн. сообщений. Банк России выступает по отношению к SWIFT в качестве пользователя (участника сети SWIFT). Обмен электронными сообщениями между Банком России и CLS Bank International, а также кредитными организациями, являющимися участниками системы CLS, будет осуществляться по каналам связи, предоставляемым SWIFT.
Центральным банком РФ (Банком России) предложены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов, в которых, в частности, анализируется развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2014 году, рассматриваются сценарии макроэкономического развития в 2015 – 2017 годах и инструменты денежно-кредитной политики. 5
В сценариях заложены различные предположения о развитии внешнеэкономической ситуации, в том числе с учетом возможных изменений параметров действия введенных в 2014 году обоюдных санкций, внешних финансовых условий, а также цен на мировых рынках энергоносителей, определяющих динамику условий торговли. В части внутренних факторов все варианты исходят из предпосылки об инерционном характере роста российской экономики в ближайшие три года.
Вариант I, рассматриваемый в качестве базового, исходит из предпосылки о постепенном восстановлении мировой экономики, незначительном снижении цен на нефть, а также разрешении геополитических проблем и снятии в течение 2015 года большей части введенных в 2014 году взаимных санкций. Данный вариант не предполагает повышения налоговой нагрузки на экономику.
Отличие варианта II от варианта I состоит в предположении об ухудшении геополитической обстановки, более длительном действии санкций, а также повышении налоговой нагрузки на экономику.
Вариант III предполагает наиболее негативные с точки зрения реализации денежно-кредитной политики внешние и внутренние условия, когда усугубление геополитических факторов сопровождается также стагнацией внешнего спроса и значительным ухудшением условий торговли.6

1 http://www.banki.ru/wikibank/denejnyiy_ryinok/
2 http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/MMR_14Q2.pdf
3 http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/MMR_14Q3.pdf
4 http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/MMR_14Q3.pdf
5 http://www.consultant.ru/law/hotdocs/37084.html
6 http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2015(2016-2017).pdf
—————

————————————————————

—————

————————————————————