Гос. долг (внутренний и внешний). Рефинансирование долга.
Государственный долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг.
Государственный внутренний долг – это та часть долга, которая касается внутренних займов и других долговых обязательств перед кредиторами-резидентами. Следует отметить, что внутренний государственный долг скорее является правилом в экономике, нежели исключением.
Государственный внешний долг – это та часть государственного долга, которая касается внешних займов и прочих обязательств перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства, выраженные в иностранной валюте.
На сегодняшний день главными держателями долговых бумаг являются следующие страны:
-Китай
-Япония
-Великобритания
-Швейцария
Российская Федерация также входит в десятку крупнейших кредиторов Америки, и это позволяет говорить о некоторой абсурдности процессов, происходящих в мировой экономике.
На сегодняшний день Российская Федерация является держателем казначейских бумаг США на сумму около 130 миллиардов долларов. Этот показатель варьируется в относительно небольших пределах на протяжении последних нескольких лет:
2011 год – $151,7 млрд.
2012 год – $156,2 млрд.
2013 год – $131,6 млрд.
Если взглянуть на эту статистику, можно увидеть, что РФ стала покупать гораздо меньше американских трежери. Уменьшение инвестиций за 2011-2013 годы составило чуть более 13,2% (Германия – 11,8%).
Китай довольно длительное время выступает главным иностранным кредитором американского правительства:
-2011 год – $1.307,0 млрд.
-2012 год – $1.160,0 млрд.
-2013 год – $1.277,3 млрд.
-на начало 2014 года – более $1.3 трлн.
Эта страна обладает громадными по мировым меркам резервами, что фактически позволяет ей влиять на экономику всей планеты. Так, при желании, китайцы могут обвалить американский доллар, просто сократив свои запасы американских казначейских бумаг.
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2014 года составил 7 543,78 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2013 года на 1 024,01 млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2009 года, то увеличение составляет 4 883,05 млрд. рублей. Иными словами, государственный долг возрос чуть менее чем в 3 раза. Для Российской Федерации 2009 год оказался большим испытанием, в связи с длительной продолжительностью мирового финансового кризиса.
Анализ данных показывает, что объем государственного внутреннего долга на 1 января 2014 года составил 5 722,24 млрд.рублей, то есть внутренний государственный долг увеличился с 2009 года на 4 222,42 млрд. рублей. Основной причиной столь быстрого роста внутреннего является покрытие дефицита федерального бюджета. При этом основным источником является внутренний, а не внешний долг. Это обстоятельство связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. В свою очередь, внешний долг с 2009 года по 2014 год увеличился на 660,63 млрд. рублей, и тенденция была разнонаправленной. Так, если с 2009 по 2012 год внешний долг находился приблизительно на одном уровне, и снижался по отношению к ВВП, то с 2012 по 2014 года данный показатель составил прирост на 0,46 процентных пункта в 2013 и 0,61 п.п. в 2014 году соответственно. Увеличение внешнего долга, в последние годы обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Как показывают данные на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50–200 %. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста.
В итоге, в соответствии с основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2014–2016 года, государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного выпуска государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований.
В феврале 2015 года российским структурам предстоит выплатить по внешним долгам примерно 17.4 млрд долларов (15.2 млрд тело долга + 2.2 млрд проценты). Из этих 17.4 млрд на корпоративный сектор приходится 12.3 млрд, около 4.7 млрд на банки и остальное на государственный сектор. Всего за 1 квартал полная сумма обслуживания долга составляет 43.1 млрд долларов из которых 68% приходится на компании нефинансового сектора.
Это пиковые выплаты, дальше будет легче: 2 квартал — 27.3 млрд, 3 квартал – 31 млрд, 4 квартал – 32.5 млрд. Для сравнения в наиболее тяжелом 4 квартале 2014 объемы выплаты по процентам и погашение долга составляли 67.2 млрд. В основном долг формируется перед нефинансовым сектором России (компании), так за февраль нужно 12.3 млрд и почти столько же в марте.
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ — погашение государственного долга путем выпуска новых займов, главным образом заменой краткосрочных обязательств или обязательств, по которым истекает срок погашения, долгосрочными ценными бумагами;
Основными задачами реализации являются:
1) достижение приемлемого объема и экономически обоснованной структуры государственного долга РФ;
2) минимизация стоимости заимствования;
3) поддержание суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне, создание предпосылок для повышения рейтингов
4) выполнение финансовых обязательств по заключенным с правительствами иностранных государств — заемщиков международным договорам;
5) управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
6) совершенствование государственной политики в сфере государственного долга субъектов РФ.
Поддержание безопасной величины и структуры государственного долга РФ рассматривается как одно из условий обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета в рамках Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р. Согласно этому документу в названной перспективе предполагается реализация стратегии, названной «занимай и сберегай», суть которой заключается в привлечении займов в ограниченных (с учетом «бюджетных правил») объемах на приемлемых условиях с возможностью дальнейшего сокращения относительного уровня процентных расходов федерального бюджета, сохранения низкого уровня налоговой нагрузки и гарантированного накопления резервов, при устойчивых доходах от размещения средств суверенных фондов.
Литература.
1. Давлетшин Д. Р. Анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации / Д. Р. Давлетшин // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 449-453.
2. ФЗ О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014и 2015 годов — Федеральный закон от 03.12.2012 г., № 216-ФЗ //
3.Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. — 2014г. — № 6.
4.Хайфец Б. А. Долговая политика России: антикризисные инновации// Хайфец Б. А. //Экономика. Научный эксперт.- 2014.