Учебная работа № 78206. «Курсовая Формирование, предмет и методы экономической теории
Содержание:
»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КАК НАУКИ 4
1.1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки 4
1. 2. Значение экономической теории в современном мире 11
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 17
2. 1. Предмет экономической теории 17
2. 2. Методы и функции экономической теории 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
»
Выдержка из подобной работы:
….
Проблемы преподавания экономической теории в вузе
…..ой теории так и в
практике. В связи с этим хотелось бы обратить внимание во-первых на ряд
сложившихся у нас положительных традиций в процессе преподавания экономической
теории которые необходимо учитывать в при формировании новых учебных программ
во-вторых на негативные аспекты возникающие в ходе перестройки курсов по
экономической теории от которых на мой взгляд следует отказаться.
2. Традиции и
издержки обновления в преподавании экономической теории
Прежде
всего нельзя отказаться от сложившегося в предшествующие годы фундаментального
характера образования обеспечиваемого читаемыми курсами и спецкурсами по
экономической теории. Очевидно это не требует особых доказательств. Кроме
того к положительным традициям следует отнести комплексность и системность
образования. За многие годы сложились экономические дисциплины которые
раскрывали закономерности развития экономической теории и народного хозяйства в
национальных и международных аспектах. Имела место четкая логическая
последовательность в преподавании различных дисциплин материал
«наслаивался» как в хронологическом порядке так и по степени
сложности.
Очевидно
при отказе от сложившихся догм и идеологизации что является закономерным
процессом нельзя «выплескивать и ребенка» т.е. тот огромный вклад в
развитие экономической теории который внесли например представители
марксистской школы. Взять хотя бы теорию товарного производства
Капитал» К.Маркс «Развитие капитализма в России»
В.И.Ленина и т.д.) не говоря уже о вкладе этой школы в разработку методологии
экономического исследования которая признана оценена и широко используется
зарубежной высшей школой.
Далее
в современных отечественных учебниках по экономической теории содержание
формируется по принципу универсальности т.е. сюда включаются самые различные
проблемы по экономической теории макро- и микроэкономике проблемам
экономического роста истории экономических учений рыночной экономике и т.д.
Другими словами — это курсы экономических проблем а не экономической теории
которая оказалась «размытой» в этих учебных пособиях. Между тем курс
основ экономической теории имеет свой предмет и метод перечень проблем
составляющих цельное произведение законченный курс. Он является базой на
которой должны читаться другие курсы — микро- и макроэкономики рыночные
отношения экономический рост история экономики и экономических учений и др.
Есть
еще один аспект в этой проблеме. Курсы «экономикс» рассчитаны на реальные
рыночные отношения которые у нас пока проходят апробацию. Поэтому
теоретические положения читаемых курсов по «экономикс» лишены
иллюстративной российской почвы. Это девальвирует имидж экономической теории.
Не случайно сегодня намечается некоторое отрезвление увеличенных
«экономикс». Это разумеется ни в коей мере не умаляет их
теоретического уровня и той роли которую они сыграли в обновлении
экономической теории в нашей стране. Но нам все-таки нужны адаптированные курсы
экономической теории. Кроме того видимо уже пора иметь официально
утвержденный государственный стандарт по экономической теории а не временные
требования. Временной период перестройки позволяет уже объективно и трезво
осмыслить содержание и структуру учебных курсов а накопленный опыт
преподавания — адаптировать экономическую теорию к российским условиям.
Наконец
сегодня широко применяется тестирование как универсальный метод оценки знаний
студентов как при промежуточной так и при итоговой аттестации. Видимо нельзя
отрицать полезность данного метода с точки зрения систематизации знаний и
дисциплинирования памяти. Однако нельзя абсолютизировать его поскольку при
этом выхолащивается социально-экономическое содержание процесса аттестации
теряется контроль за процессом развития личности формирования гражд»